Положение государственных крестьян

В первой половине XIX в. правительство предприняло ряд мер к улучшению положения государственных крестьян. В то же время местная бюрократия нередко рассматривала этих относительно независимых жителей как источник своего обогащения. Например, в 1828 г. в губернском уголовном суде рассматривалось дело о вымогательстве заседателя Дмитровского уездного суда Шишкина, обвинявшегося в том, что он забивал в колодки однодворцев и угрожал отдать их в солдаты, если не заплатят ему по 25 рублей. Суд никак не наказал Шишкина, лишь оставил его «в подозрении».

Руководство сельским хозяйством государственных крестьян до 1838 г. не было сосредоточено в едином органе. Для улучшения положения в этой сфере требовалось создание специального ведомства. В связи с этим по проекту графа П. Д. Киселева (1788—1872) в декабре 1837 г. Николай I учредил Министерство государственного имущества. Непосредственное руководство сельским хозяйством возлагалось на третий департамент этого министерства. С 1837 г. П. Д. Киселев становится руководителем министерства.

Волостные управления в качестве административных единиц осуществляли надзор за деятельностью сельских учреждений, совмещавших административные и хозяйственные функции. В состав низовых учреждений сельского управления — крестьянских обществ, по словам П. Д. Киселева, «восстановленных сообразно с исконными древними нашими постановлениями», входили сельский старшина, сельский староста, сборщик податей, смотритель сельского хлебного магазина, писарь, десятские. Важнейшими учреждениями крестьянского общественного управления помимо сельской расправы являлись мирские сходы, в деятельности которых важное место занимали функции распоряжения землей. В одобренных Николаем I Правилах об устройстве семейных участков впервые законодательным путем устанавливались условия подворного владения землей, а также указывались размеры владения. Для новых селений они определялись 30 — 60 десятинами, для выселков — от 15 до 40 десятин.

П. Д. Киселев выступил инициатором ряда прогрессивных мер, направленных на ускорение развития сельского хозяйства России. В частности, по решению П. Д. Киселева был основал Орловский казенный древесный питомник, под который был отведен земельный участок площадью 15 десятин (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур). Питомник, официальное открытие которого состоялось 28 апреля 1845 года, был создан в целях развития садоводства у государственных крестьян, акклиматизации и распространения полезных плодовых, ягодных, декоративных и овощных культур. Начиная с 1847 г. питомник стал ежегодно принимать на обучение крестьянских мальчиков из Орловской и Курской губерний, которые, выполняя все сельскохозяйственные работы, получали практические навыки. Так при питомнике возникла практическая школа садоводства. Уже в 1849 г. это учреждение начало поставлять в другие хозяйства саженцы ягодных культур, семена улучшенных сортов овощных культур, а позднее — саженцы плодовых деревьев.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

- Как осуществлялось руководство сельским хозяйством государственных крестьян?

- Какие меры для ускорения развития сельского хозяйства были предложены П. Д. Киселевым?

- Что собой представляло сельское управление?

 

 

Религия в жизни крестьян. Жизнь и быт сельского духовенства

Представляя собой начальное звено церковной иерархии, православный приход (церковная община) в административном и территориальном отношении не всегда соответствовал волостной единице государственного управления и часто подвергался реорганизациям. Правовой статус и авторитет сельских священнослужителей, выполнявших исключительно важную культурную миссию, оставался невысоким. Сельские церковные общины медленно приходили в упадок, и не в последнюю очередь из-за бедности сельского духовенства, достаток которого зависел от уровня доходов прихожан.

Храм даже в отдаленных селах представлял собой синтез всех видов изобразительного искусства. При сельском храме существовала просветительная система: церковноприходские школы, библиотеки, ризницы (как музей древностей). Сам он являлся не только православной святыней, но и культурной реликвией, сохраняя память о событиях как всемирной и отечественной, так и семейной истории и организуя все пространство округи в качестве архитектурного центра. Храм духовно и социально организовывал жизнь всего сельского прихода, объединяя людей. Регулярное посещение храма, соблюдение постов и обрядов считались нравственной нормой, своеобразной характеристикой крестьянина. Храм играл ведущую роль в территориальном делении на приходы и епархии. Общий ритм жизни крестьянина определялся годовым циклом религиозных праздников. Храм играл ведущую роль в социальной помощи крестьянам. При монастырях и церквах устраивались бесплатные больницы, богадельные избы для обездоленных людей. Храмы помогали сиротам, поддерживали порядок на кладбищах.

Н. С. Лесков писал: «На моей еще памяти отец мой, орловский помещик, купив новую деревню в Кромском уезде, посылал крестьян в приходскую церковь по наряду, под надзором старосты. Так же точно поступали и другие наши соседи помещики: они наряжали крестьян ходить по праздникам в церковь и зачастую сами сверяли со священниками исповедные книги».

Лесков, правдиво показывая жизнь орловского духовенства в середине XIX в., с сочувствием относился к этим людям: «Благодаря орловской Монастырской слободке я знал, что среди страдающего и приниженного духовенства русской церкви не все одни «грошевики, алтынники и блинохваты, каких выводили многие повествователи».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

- Каково было значение храма для сельского жителя?

- Прочитайте в тексте высказывания Н. С. Лескова. О каких противоречиях в религиозной жизни идет речь?

Документы.

Из «Хрестоматии по истории Орловского края», с. 61.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: