но, она — неисчезаемый атрибут его имиджа, знак того, что не все так плохо, как это представляется оппонентам» [13].
С присоединением к отрицательным объектам надо, наоборот, бороться. Отсюда возникает проблема дистанцирования от отрицательного объекта (или от потенциального негатива), что является широко распространенным в рамках западных PR. Так, чтобы снять имидж «железной леди», М. Тэтчер пытались запечатлеть, к примеру, прогуливающейся с собакой по пустынному пляжу. В качестве одного из главных кан-дитатов в президенты США Альбер Гор на протяжении избирательной кампании 2000 года стремился избавиться от имиджа столичного чиновника, сноба и интеллектуала, далекого от обычных американцев. Для этого он стал появляться перед публикой в пиджаках более свободного покроя или спортивных свитерах, были внесены соответствующие изменения в его прическу и манеру держаться. Надо отметить, что его усилия в целом увенчались успехом, поскольку победа Джорджа Буша-младшего с его имиджем «простого техасского ковбоя» для многих и сегодня остается сомнительной.
|
|
PR ставит задачи поддержки нужного поведения и борьбы с отрицательным поведением. Поэтому важным аспектом PR становится изменение отношения, которое характеризуются в рамках следующих четырех функций: утилитарной, эгозащитной, оценочной и когнитивной.
1. Утилитарная функция оправдывает приверженность потребителя определенной марке именно потому, что в прошлом данная марка приносила ему положительные результаты.
2. Эгозащитной функцией объясняют использование человеком косметических и гигиенических товаров, которые помогают ему защищать свое «я», поднимать его выше.
3. Оценочная функция дает объяснение погоне за дорогими товарами, когда человек придерживается высокой оценки данного стиля жизни.
4. Когнитивная функция используется, чтобы рассказать человеку о преимуществах того или иного «товара».
3. Кондратьев Э. В. и др.
Глава 3
При этом, как считают Шиффман и Канюк, один и тот же товар разными людьми мотивируется по-разному. Так, теннисная ракетка может ощущаться одним человеком как дающая больший контроль (утилитарная функция), или как отсылающая к мужскому имиджу, создаваемому рекламой с использованием знаменитостей (эгозащитная функция) [8, с. 158].
Маркетинговые стратегии предлагают также различные варианты изменения отношения. Среди них: изменение относительной оценки атрибутов, добавление атрибутов, изменение представлений о марках, изменение оценки марки.
1. В случае изменения относительной оценки атрибутов речь идет об одном и том же рынке, в котором один тип товара покупается из-за одного набора качеств, другой — из-за другого. Поэтому возникает возможность перевести на свою сторону чужих потребителей. Это удается сделать за счет завышения атрибутов, приписываемых своему продукту, и занижения характеристик из чужого набора.
|
|
2. Добавление атрибута позволяет включить в рассмотрение новую характеристику, которая отсутствовала ранее. Иногда это сложно, так как все атрибуты уже использованы в случае известного продукта. Более верный путь — возникновение нового атрибута в результате технологического улучшения продукта.
3. В случае изменения представления о марке нельзя делать его слишком быстрым и сильным, поскольку потребитель наверняка отвергнет такое существенное изменение своих представлений.
Резюме
• Наиболее известной моделью коммуникаций в настоящее время является модель коммуникаций Р. Якобсона, которая была усовершенствованна И. Эвен-Зохаром. Они выделили шесть основных составляющих информации: производитель, потребитель, институты (включая критиков, масс-медиа, издательства и т. д.), рынок (канал), код (язык), продукт. Данная модель коммуникативных пото-