[2, с. 54-63]
Слушатели делятся на команды по два человека. Члены команды определяют — кто из них будет интервьюером, а кто, респондентом. Роли интервьюера и респондента заключаются в выполнении следующего алгоритма:
1. Интервьюер зачитывает вслух внятно и не очень быстро вопрос-задание (Вопросов 18, зачитываются).
2. Респондент выслушивает задание; и пытается быстро дать ответ.
3. Интервьюер фиксирует напротив задаваемого вопроса (номера вопроса) движение глаз ведомого, пока он анализирует ход своих мыслей по следующим направлениям: вверх —влево, вверх — вправо, влево, вправо, вниз —влево, вниз — вправо — в виде стрелочек: К Я <■ ■♦ 1£ Л.
4. После каждого вопроса интервьюер просит респондента оценить, насколько легко (высокий балл) или трудно (низкий балл) ему было вспомнить заданный образ, и записывает оценку следом за стрелкой. Оценка «9» означает, что внутренний образ удалось создать с легкостью, он четкий, ясный, почти не отличается от реальности. Оценка «1» ставится, если для создания образов пришлось приложить большие усилия. Если респондент никак не может дать ответ на основной вопрос, — ставится оценка «1». Не имеет смысла соотносить свои абсолютные оценки с оценками других людей. Значение имеет только сравнение оценок одного человека на разные задания между собой.
|
|
5. По окончании ответов на все три блока вопросов-заданий участники меняются ролями.
Комментарий для преподавателя
Для чистоты эксперимента можно разделить слушателей на две группы: интервьюеры и респонденты, и дать инструкции для каждой группы отдельно. Конечно, это работает лишь до момента смены ролей. В любом случае интерпретацию результатов необходимо проводить лишь после интервьюирования обоих участников.
Вопросы для интервьюера:
Блок 1.
У кого из ваших друзей или знакомых самые длинные волосы? Вспомните лицо своего первого учителя в школе.
jama иммдишишв ции, значимые pi РИ |оииик1 I
3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
4. Представьте цвет входной двери вашего дома или офиса.
5. Вообразите телеведущего, который вам больше всех нравится, в высокой шляпе.
6. Представьте самую большую из ваших книг.
Блок 2.
1. Вспомните любимую мелодию.
2. Услышьте отдаленный звон церковных колоколов.
3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?
4. Услышьте, как заводится на морозе утром машина.
5. Вспомните голос друга детства.
6. Представьте звук своего голоса под водой.
Блок 3.
1. Ощутите, что ваша левая кисть руки погружается в холодную воду.
2. Представьте, что держите в обеих руках гладкие и почти невесомые стаканы.
3. Погладьте воображаемую кошку или собаку.
4. Представьте, что вы надели мокрые носки.
5. Вообразите, что вы прыгаете с метровой стены.
6. Представьте, что ваши руки лежат на баранке автомобиля и вы едете по дороге.