а) лежа на спине;б) лежа на боку;в) сидя или в полулежащем состоянии;г) лежа на животе.
Преподаватель _______________ Кокоулин С.С.
ЗАДАНИЕ 3
Современный дом (квартира) в силу объективных причин не только защищает человека, но и может создать условия для возникновения опасных ситуаций. С учетом этого Вам предлагаетсяответить на следующие вопросы.
Вопрос 1. Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире) и каковы их причины. Заполните до конца таблицу.
Ответ.
№ | Наименование опасных ситуаций | Причина опасных ситуаций |
1 | Пожар | Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования электробытовыми и электронагревательными приборами; нарушение правил хранения и использования горючих и легко воспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторожное обращение с пиротехническими изделиями и др. |
2 | Поражение электрическим током | Использование неисправных электроприборов и электрооборудования; ремонт не обесточенных электроприборов; игры детей с работающими электроприборами; прикосновение открытой частью тела (особенно мокрыми руками) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам. |
3 | Отравление препаратами бытовой химии | Нарушение правил пользования и хранения препаратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов, приобретенных не в магазине; разлитые или рассыпанные препараты. |
Вопрос 2.
|
|
Сформулируйте подробно общие правила вызова специальных служб (скораяпомощь, полиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных илиаварийных ситуаций в доме, квартире.
Ответ
При вызове специальных служб по телефону необходимо сообщить:
Причину вызова (пожар, несчастный случай, взрыв, нападение, запах газа, захват заложников и т.п.);
Свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообщение;
Точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд и код) или другие ориентиры.
ЗАДАНИЕ 4
Предприятия, использующие в производственных процессах опасные химические вещества, являются потенциально опасными для проживающего рядом с ними населения, так как на них могут возникать аварийные ситуации с выбросом в атмосферу токсичных веществ. Рассмотрите предложенные ситуации и примите правильное решение.
Ситуация 1. При аварии на химическом предприятии была получена информация о времени и месте сбора населения для экстренной эвакуации на транспорте. До места сбора вам пришлось добираться по зараженной местности, используя простейшие средства защиты органов дыхания - ватно-марлевые повязки. Определите действия перед посадкой в транспортное средство после выхода из зараженной зоны и заполните схему.
|
|
1. | Снять верхнюю одежду |
2. | Принять душ с мылом |
3. | Тщательно промыть глаза и прополоскать рот |
Ситуация 2. На химическом предприятии произошла авария с выбросом хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении вашего района. Возможности эвакуации из зоны заражения нет. Вы находитесь в своей квартире. Что вам необходимо предпринять при отсутствии средств индивидуальной защиты и возможности эвакуироваться? Заполните схему.
1. | Плотно закрыть окна и двери |
2. | Входные двери зашторить плотной тканью |
3. | Провести герметизация жилища |
Вопрос: концентрация каких из этих АХОВ (фосген, аммиак, хлор, сероводород, сернистый ангидрид, формальдегид) в летнее время будет наибольшей?
Ответ.
а) На верхних этажах здания: аммиак, сероводород, формальдегид.
б) На нижних этажах здания: хлор, фосген, сернистый ангидрид.
ЗАДАНИЕ 5
Население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов должно быть готово в любое время суток принять меры по защите в случае опасности. Рассмотрите ситуации и примите решения.
Ситуация 1. Произошла авария на атомной электростанции. Ожидается выпадение радиоактивных веществ. По местному радио объявили об эвакуации жителей района, в котором вы проживаете. Определите последовательность ваших действий и заполните схему.
Ответ.
1. | Включить телевизор, радио, выслушать сообщения |
2. | Освободить от продуктов холодильник, вынести скоропортящиеся продукты и мусор |
3. | Отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи |
4. | Взять необходимые вещи, продукты питания, документы |
5. | Надеть средства защиты органов дыхания и кожи |
6. | Следовать на сборный эвакуационный пункт |
Ситуация 2. Вы проживаете в районе, где расположена атомная электростанция. Какую информацию вы должны знать, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновении аварии на атомной электростанции, и где эту информацию можно получить?
Ответ.
Население, проживающее вблизи радиационно-опасных объектов, должно заранее узнать в жилищно-эксплуатационных и специально уполномоченных органах следующие сведения:
а) Место расположения (адрес) убежища по месту жительства, работы, учебы;
б) Место получения (адрес) индивидуальных средств защиты, препаратов, йода по месту жительства, работы, учебы;
в) Адрес и телефон эвакуационного пункта;
г) Район возможной эвакуации (адрес и телефон);
д) Адреса и телефоны ближайших пунктов: медицинского, охраны общего порядка, радиационного контроля.
ЗАДАНИЕ 6
Основываясь на данных пожарной безопасности, заполните правую часть таблицы.
№ | Вопросы | Ответы на вопросы |
1. | Какие действия не допускаются при использовании углекислотного огнетушителя? | При использовании углекислотного огнетушителя не допускается прикасаться к раструбу и держать его в горизонтальном положении |
2. | Каким огнетушителем нельзя тушить электропроводку под напряжением? | Тушить электропроводку под напряжением нельзя пенным огнетушителем |
3. | С какой целью используют при пожаре в помещении распыленную струю? | Распыленную струю используют при пожаре в помещении для понижения температуры среды и для более эффективного тушения пламени |
4. | При ожогах второй и третей степени может возникнуть ожоговая болезнь. Когда это возможно? | Ожоговая болезнь возникает при поражении 30-35% тела. |
5. | Можно ли для тушения одежды, которая загорелась на человеке, использовать химический пенный огнетушитель? | Нельзя |
ЗАДАНИЕ 7
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Поскольку потребность в здоровом образе жизни является фундаментом хорошего здоровья, Вам предлагается:
|
|
Вопрос 1 Дополнить схему об основных элементах здорового образа жизни Ответ.
Вопрос 2 Вписать наименования продуктов питания, которые являются:
Ответ.
а) источниками белков: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, орехи, крупы и др.;
б) источниками жиров: сливочное масло, сметана, сливки, сыр, подсолнечное
масло, кукурузное масло, орехи, овсяная крупа и др.;
в) источниками углеводов: хлеб, печенье, крупы, овощи, фрукты и др.
Вопрос 3 Дополнить схему, характеризующую основные физические качества человека
Ответ.
ЗАДАНИЕ 8
Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, выполните следующие задания:
Вопрос 1. По определениям опасных природных явлений, данных в левой колонке таблицы, в правой колонке, впишите вид опасного природного явления.
Ответ:
Определение опасного природного явления | Вид опасного природного явления |
Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. | Оползень |
Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. | Наводнение |
Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (грязи, камней). | Сель |
Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с. | Ураган (тайфун) |
Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающим дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий | Затопление |
Прибрежные тектонические и вулканические землетрясения, сопровождающиеся сдвигом вверх и вниз протяженных участков морского дна. | Моретрясение |
Сильный маломасштабный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой. | Смерч |
Наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах | Половодье |
Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. | Обвал (горный обвал) |
Наводнения, вызванные большим сопротивлением водному потоку, возникающим при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава | Зажоры |
Вопрос 2. Составьте определение и назовите его:
|
|
а) ... нарушение жизнедеятельности людей...
б) ... характеризующиеся внезапным.
в) ... опасное природное явление или процесс.
г) разрушением и уничтожением материальных ценностей.
д) гидрологического или биологического происхождения.
е) при которых возникает чрезвычайная ситуация.
ж) крупных масштабов.
з) и приводящее к гибели людей.
и) геологического, метеорологического.
Ответ:
Это определение стихийного бедствия.
Стихийное бедствие - это опасное природное явление или процесс геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящее к гибели людей.
2.1. Пакет для экзаменатора