Закон возвышения потребностей - это закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.
Виды ресурсов: природные, материальные, трудовые, финансовые.
Факторы производства: земля, капитал, труд, предпринимательские способности, информация, НТП.
Закон ограниченности ресурсов: экономические ресурсы недостаточны по своему объему производительности для полного удовлетворения всех потребностей при данном уровне развития.
5. Технологический выбор – какой товар производить, и в каком количестве.
Кривая производственных возможностей – это график, показывающий возможное максимальное производство 1-го продукта при фиксированном выпуске другого.
6. Альтернативная стоимость, издержки упущенных возможностей – это сумма какого-либо блага (или благ), от производства которого придется отказаться в пользу выбранного.
Закон возрастающих вмененных издержек гласит: по мере увеличения объема производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы возрастают
Закон убывающей доходности или Закон убывающей отдачи — экономический закон, гласящий, что увеличение одного из факторов производства (земля, труд, капитал) сверх определённых значений обеспечивает прирост дохода (результата) на всё меньшую величину, то есть темп увеличения дохода (результата) меньше темпа увеличения производственного фактора.
7. Классификация потребностей: физиологические, безопасность и защищенность, социальные потребности, уважение, самовыражение.
Благо — это какой-либо предмет, который может быть материальным и нематериальным, способный удовлетворить существующие потребности, свойственные потребителям или же может быть использованным для определенных целей производителем
Классификация благ: 1. Материальные и нематериальные; 2.Долговременные и недолговременные; 3. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые; 4. Частные и общественные; 5. Прямые и косвенные.
8. Координация выбора в хозяйственных системах происходит двумя путями: 1. Стихийно; 2. Иерархично
В первом случае информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить.
Второй сценарий. Иерархия – это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Иерархия – это и командно-административная система, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям.
Трансакционные издержки — это издержки, которые относятся не к производству продукции непосредственно (расходы на сырье, заработную плату, материалы, транспортировку и пр.), а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок, контрактов, договоров и пр.
9. Виды экономических систем: 1.Рыночная; 2.Плановая; 3.Традиционная; 4.Смешанная.
Формы собственности: 1.Частная; 2.Общественная.
Как правило, различают экономическое и правовое (юридическое) содержание отношений собственности. Последнее находит свое выражение в праве собственности. Впервые в истории человечества оно было разработано в римском праве, систематизированном в Кодексе Юстиниана (VI век н.э.) как право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться данным материальным благом.
Право владения – право исключительного физического контроля над вещью.
Право пользования – право личного использования тех потребительских свойств, которыми обладает объект собственности.
Право распоряжения – право включения объекта собственности (вещи) в экономический оборот путем совершения таких распорядительных сделок, как купля-продажа, поставка, дарение.
10. Благо представляет собой предмет, услугу, явление, продукт труда, в котором человек испытывает необходимость, нуждается в нем.
Экономическое благо, предназначенное для обмена, называют товаром
Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности.
Субъективная стоимость благ: ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность.
11. Рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Условия возникновения: 1.Общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности; 2.Экономическая обособленность производителей; 3.Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.
Существует много классификаций рынков – по таким признакам, как: 1.Территориальный признак; 2. По субъектам, вступающим в обмен; 3.По объектам обмена; 4.По степени соблюдения законности и др. Рассмотрим классификацию по территориальному признаку: 1.Местный; 2.Региональный; 3.Национальный; 4.Мировой.
12. Товар - это продукт труда, произведенный с целью обмена или продажи, а не для личного потребления.
Свойства товара: 1.Способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность; 2. Способностью обмениваться на другие товары.
Стоимость в экономической теории — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками.
Полезность – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.
13. Основные типы рыночных структур: 1.Совершенная конкуренция; 2.Монополистическая конкуренция; 3.Олигополия; 4.Чистая монополия.
14. На рынке с совершенной конкуренцией кривые спроса и предложения стремятся уравновеситься.
Равновесная цена — это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.
15. Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
Рыночный спрос представляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рынке.
Закон спроса — величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.
Неценовые факторы спроса: 1.Уровень доходов в обществе; 2.Размеры рынка; 3.Мода, сезонность; 4.Наличие товаров-субститутов (заменителей); 5.Инфляционные ожидания.
Ценовые факторы спроса: 1.Цена товара; 2.Цена на другие взаимозаменяемые прямые и не прямые товары аналоги; 3.Цена на дополнительные и смежные товары, товары, расширяющие функционал основного товара.
16. Закон предложения – чем больше цена при прежних условиях, тем больше предложение.
Ценовые факторы предложения: 1. Стоимость ресурсов; 2.Расходы на ремонт и амортизацию оборудования; 3.Аренда производственных площадей; 4.Оплата электроэнергии и коммуникаций; 5.Затраты на доставку товара потребителю, рекламу и продвижение товара; 6. Оплата процентов за пользование кредитом; 7.Зарплата работников.
Неценовые факторы предложения: 1.Количество производителей товара; 2.Налоговая политика государства; 3.Уровень технологий; 4.Изменение спроса на товар; 5. Цены на аналогичные товары.
17. Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной, так как с ростом цены объем спроса падает, но в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, поэтому знак «минус» порой не ставят, но при расчетах принимают во внимание.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.
Эластичность спроса по доходу — показатель процентного изменения спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.
Перекрёстная эластичность спроса — показатель процентного изменения в количестве купленного товара или услуги в ответ на изменение в цене другого товара или услуги.
Эластичность предложения показывает, насколько изменится объем предложения товаров при изменении цены на 1%.
Факторы, влияющие на эластичность предложения: 1.Фактор времени; 2.Особенности производственного процесса; 3.Возможность длительного хранения и стоимость хранения.
18. Потребительский выбор — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги).
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Полезность – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.
Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода. Условия: 1.Набор из двух благ должен максимально удовлетворять потребности покупателя; 2.Набор из двух благ должен находиться на бюджетной линии. В любом другом случае потребитель или не расходует весь свой доход, или набор является недоступным.
19. Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ.
Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д.
Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.
Бюджетная линия – это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах.
20. Бухгалтерские издержки – это сумма фактических платежей предприятия за купленные ресурсы (оборудование, сырье, энергия, полуфабрикаты, заработная плата, аренда помещения и т.п.). Полнее учитывать потери выгоды позволяют экономические издержки– выплаты, которые предприятие совершает, или доходы, которые предприятие обеспечивает поставщику ресурса для того, чтобы отвлечь этот ресурс от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренними.
Внешние (явные) издержки – денежные выплаты, которые предприятие несет по отношению к внешним поставщикам ресурсов.
Внутренние (неявные) издержки – неоплачиваемые издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс, равные денежным платежам за этот ресурс при наилучшем способе его использования.
Вознаграждение за выполнение предпринимательских функций (собственный ресурс) называется нормальной прибылью и включается во внутренние издержки.
Бухгалтерская прибыль – общая выручка фирмы за вычетом внешних издержек.
Экономическая прибыль – общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних).
В краткосрочном периоде:
Постоянные издержки – такие издержки, величина которых не меняется при изменении объема производства. Показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой.
Переменные издержки – такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов.
Общие издержки – сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства.
Средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции.






