Анализ рынка, на котором функционирует предприятия

Рыночная экономика базируется на свободе предложений и спроса. Но это теоретически.

На практике вступают в силу такие факторы, как постоянная динамика спроса и предложений, ужесточающаяся конкуренция, стремительное развитие технологий и техники, непрогнозируемые инфляции, изменчивость законодательной базы и многое другое. Все эти условности создают неопределенность экономики и невозможность получить ожидаемый результат. Но бизнес должен развиваться, и одним из основных компонентов этого процесса является анализ рынка, поскольку он определяет стратегию предприятия.

Анализ отраслевых рынков подразумевает своим объектом совокупность предприятий, имеющих интересы в одном секторе экономики. Так называемая хозяйственная отрасль. Она охватывает производства, распределение и потребление конкретных услуг или товаров.

И цель данного исследования – это определение отраслевых рисков. Анализ рынка сбыта должен просчитать возможность и параметры отклонения результатов деятельности определенного субъекта, связанных с нестабильной ситуацией конкретного отраслевого рынка.

Таблица основных критериев:

Как сделать анализ рынка комплексно – этот вопрос необходим для четкого представления, что будет происходить с товарами или услугами конкретного субъекта отрасли. Ответ будет состоять из следующих позиций:

· какова конъюктура рынка (взаимоотношения, которые образуются на рынке в определенный период времени и существующие тенденции);

· прогноз динамики развития и роста (для краткосрочного прогнозирования важны инерционные процессы, для долгосрочного прогнозирования – вероятность изменений деятельности рынка);

· какова ёмкость рынка (поскольку товара невозможно продать больше, чем его могут купить на определенной территории, как правило, промежуток времени берется равным одному году);

· исследование конкурентов (понимание того, сколько будет затрачено денежных средств на борьбу с ними, либо на сопротивление их борьбе);

· каков объем предполагаемых продаж товара или услуг (жизненно важная информация для планирования и организации функционирования конкретного предприятия).

На графике видна также положительная динамика развития предприятий, осуществляющих розничную торговлю в сфере продуктов питания. В период с 2011 по 2015 годы значительно увеличилось количество таких предприятий. В 2015 году по сравнению с «досанкционным» 2013 годом оно увеличилось на 4,8 процента.

Рис. 2. Количество предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания в городе Махачкала

Рис. 3. Динамика индекса физического объёма оборота розничной торговли (в процентах к предыдущему году) в Республике Дагестан

Индекс физического объёма оборота розничной торговли показывает, как изменилась товарная масса в текущем периоде по сравнению с предыдущем периодом и как изменился оборот в результате изменения только его физического объёма при исключении влияния изменения цен. Как видно из графика, значение данного показателя в РД на протяжении четырех последних лет претерпевало заметные изменения. Но в целом можно сделать вывод о том, что индекс физического объёма оборота розничной торговли в сфере пищевых продуктов в РД постепенно снижался.

Анализируя данные, мы видим, что в абсолютных показателях рынок потребительских товаров, а именно розничная и оптовая торговля, имеет высокие темпы роста, но если учесть, что физический объём оборота пищевых продуктов постепенно падает, то можно сделать вывод о том, что в экономике региона присутствует ряд проблем, которые необходимо решить. В настоящее время в инфраструктуре рынка потребительских товаров в РД действуют предприятия не только регионального, но и федерального значения в сфере оптовой и розничной торговли. Однако проблемы, которые возникли за годы социально-экономических преобразований, привели к упадку сельского хозяйства региона. Именно он позволил ввозить для внутренней торговли импортные товары без уплаты пошлины и НДС. Стоит отметить, что до сих пор в системе продовольственного обеспечения региона импорт составляет довольно высокую величину, что является негативным фактором развития рынка продовольственных товаров РД. Ещё одной проблемой является то, что рыночные позиции местных товаропроизводителей слабы, что приводит к низкому спросу на их товар. Неудовлетворительными темпами развивается и рыночная инфраструктура, поскольку одно из её важнейших звеньев, оптовые рынки, довольно слабо регулируется, в то время как оно требует совершенствования нормативно-правовой базы, финансового обеспечения, организованной системы управления и т. п. Ведь именно оптовые рынки должны содействовать круглогодичному обеспечению населения качественными продовольственными товарами, предоставить товаропроизводителям и поставщикам сельскохозяйственной продукции возможность выхода на конкурентный рынок. Улучшению сложившейся ситуации может способствовать использование имеющихся в РД потенциальных возможностей развития рынка продовольственных товаров. Это связано с тем, что продолжают расти торговые площади, продолжает усиливаться конкурентная борьба между производителями и активно развивается малое и среднее предпринимательство на территории региона. Кроме того, российские контрсанкции способствовали развитию местного производства сельсхозпродукции, которая с каждым годом занимает все больше места на полках калининградских магазинов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: