Историю древнеримской цивилизации можно условно разделить на три периода: «царский период» (VIII в. – 509 до н. э.); «эпоха республики» (VI–I в. до н. э. или 509–27 гг. до н. э.); «эпоха империи» (I–V вв. н. э.).
Утверждению и становлению в Древнем Риме государственного и общественного призрения нуждающихся в значительной мере способствовали теоретические построения древнеримских философов, большинство из которых оправдывали и превозносили милосердное отношение к человеку. Например, Цицерон (106–43 гг. до н. э.) считал, что «нет ничего согласного более с природой человека, чем благотворительность». Милосердие по Цицерону – это отличительная черта человека, а основой благотворительности является справедливость, способствующая «уравновешиванию благодеяний». Рассматривая благотворительность как вид социальной деятельности, Цицерон выделяет ее конкретные формы: щедрость, выкуп пленных, уплату долгов, выдачу приданого дочерям, увеличение средств к жизни для своих друзей. По учению римского философа, бывшего раба, а позднее – вольноотпущенника Эпиктета (ок. 50 – ок. 140), в природе человека заложено стремление оказывать благодеяние и помогать людям. Он требовал раздачи имущества в пользу бедных.
В русле названной проблемы нельзя не остановиться на значении религиозных верований. Население Древнего Рима жило общинами, где и зародились начала организованной взаимопомощи. Община была обязана заботиться о своих членах, а все общинники должны были работать на нее. Латинское название жителей, крестьян, язычников такой общины – paganus (отсюда — «паганская религия» для обозначения племенной, языческой религии). Религия, как и философия в Древнем Риме, сыграла значительную роль в утверждении в сознании людей и распространении практики милосердия и благотворительности.
Еще до принятия христианства в качестве государственной религии Римской империи весьма явно обозначилась его роль в социальной помощи нуждающимся. Первые христиане придавали слову «милосердие» смысл прощения и деятельной любви. Основываясь на главном христианском принципе – возлюби ближнего своего как самого себя – каждая христианская община выступала попечительным органом. Назначенные ею люди посещали на дому нуждающихся, больных, всех, кому была необходима помощь, раздавали голодным хлеб, принимали изгнанников. В общинах существовали специальные кассы, в которые каждый верующий делал добровольный взнос в определенный день месяца. Собранные деньки тратились на поддержание бедных и погребение, на воспитание сирот, на помощь старикам, которые не могут обеспечить себя сами, на сидящих в тюрьмах, потерпевших кораблекрушение и т.д.
Древний Рим был страной классического рабства. У отдельных рабовладельцев насчитывались тысячи рабов. Раб приравнивался к вещи и находился в абсолютном владении хозяина, он не имел ни семьи, ни собственности. Рабы появлялись за счет захватнических войн, морского пиратства, преступников, должников, продажи отцом своих детей в рабство, рождением детей от рабынь.
К зависимым от патрициев (знатных римлян) категориям свободного населения относились клиенты и плебеи – маргинальные категории. Сохраняя свободу, они не имели политических прав и занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны. Некоторые отдавали себя под покровительство патрициев и становились их клиентами (послушными). Патриций считался покровителем клиента (патроном) и опекал его во всех жизненных ситуациях. Чаще всего клиентами становились вольноотпущенники из обедневших плебеев или бывших рабов, которых отпускали на волю. Они не имели права брака, не могли быть чиновниками и были ограничены в голосовании. Клиентами могли становиться и пролетарии – люди, у которых ничего не было, кроме детей (proles – потомство). Они нигде не работали, жили в основном за счет нищенства и подачек богатых людей.
История Рима неразрывно связана с борьбой плебса за свои права. В 451–450 гг. до н.э. появились «Законы ХII таблиц», практически полностью уравнявшие в правах патрициев и плебеев.
Уже в «период республики» в Древнем Риме, как и в Греции, в полной мере воплощается правило устройства за государственный счет празднеств и угощений для плебса как одно из главных организационных форм социальной помощи. Постепенно привыкший к ним плебс уже не просил, а требовал «хлеба и зрелищ» и служил тому, кто выполнял это требование. «Увеселения и зрелища» можно разделить на следующие группы:
1. Игры в цирке, где преобладали заезд на колесницах и скачки с вольтижировкой. Колесницами чаще всего управляли рабы. Победителям давали не только пальмовые ветви и венки, но также деньги и драгоценные материи.
2. Игры в амфитеатре, где центральное место занимали бои гладиаторов. Первоначально они устраивались лишь на богатых похоронах, но к середине I в. до н. э. происходят и на праздниках, устраиваемых государством. Во время празднеств 106 г. на аренах было 10 тыс. гладиаторов. В качестве гладиаторов использовались представители неримских племен. Гладиаторами становились или осужденные преступники, или военнопленные, обращенные в рабство, или добровольцы.
Устраивались также звериные бои и травли. В 80-м г. император Август устроил празднества, в ходе которых было убито 5 тыс. зверей из Египта, Туниса, Индии, Армении и т. д. Специально подготовленные бестиарии красочно убивали животных (львов, пантер, тигров, бегемотов, слонов и т.п.).
Нерон пытался завоевать авторитет плебса устроением захватывающих кровавых представлений. На арену амфитеатра выставлялись привязанные к столбам преступники, в первую очередь христиане, согнанные из тюрем. С точки зрения свободного римского гражданина ни рабы, ни преступники, ни военнопленные полноценными людьми не являлись. Специально приученные к человеческой крови звери съедали их на глазах многочисленных зрителей.
3. Театральные представления. В древнеримском театре давались трагедии и пантомимы. Римлянам был известен и балет в собственном смысле этого слова. Об этом имеется свидетельство римского писателя II в. Апулея — автора романа «Золотой осел».
4. Игры на стадии. Атлетические игры происходили на стадии, специально устроенном для этой цели. Борьба атлетов становится популярной во времена Октавиана Августа. Атлеты по своему положению были выше гладиаторов, актеров и возниц. Существовали профессиональные атлетические общества.
К началу I в. до н.э. все более разрастается кризис Римской республики. Резко возросло обнищание плебса, который влачил жалкое существование, обострившееся из-за постоянных пожаров, эпидемий, отсутствия жилья, зависимости от подвоза хлеба, т. е. из-за всего того, чего зрелищами или продуктовыми подачками не перекроешь. Государство начинает принимать организованные меры по обеспечению продуктами нуждающихся граждан. Так, народным трибуном Гаем Гракхом в 123 г. до н.э. был проведен «хлебный закон», по которому каждый плебей мог покупать хлеб по дешевой цене, которая была вдвое ниже рыночной. Этот закон стал рубежным в организации системы социальной помощи нуждающимся в Древнем Риме. Отныне материальная помощь малоимущим гражданам признавалась обязанностью государства, которое взяло на себя дополнительные обязанности: по закону Кассия (73 г. до н. э.) каждому люмпен-пролетарию выделялось 5 модиев зерна в месяц (ок. 1,5 кг хлеба в день). В 50–40-е гг. до н. э. только в одном Риме их насчитывалось 300 тыс. человек. Все они не имели постоянной работы, были занесены в особые списки и получали бесплатный паек из государственных складов.
С целью обеспечить работой незанятых граждан Рима был введен «дорожный закон», предусматривающий обширное дорожное строительство на основе общественных работ по всей Италии. Также была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 тыс. граждан получили земельные участки.
Государственная помощь дополнялась помощью со стороны частных лиц, которые руководствовались при этом самыми различными мотивами. Например, богатые люди, баллотирующиеся на должность магистрата, задолго до выборов обязаны были устраивать для своих сограждан пиры и угощения, одаривать их и т.д. Частная филантропическая деятельность означала зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устройство празднеств и зрелищ, и меценатство. С помощью частных лиц в Древнем Риме появляются странноприимные дома, которые называли ксенодохии, нокосомии (больницы) Симеона Странноприимца, приюты для сирот, или брефотрофии; герантокомии – приюты для престарелых и т.п.
В Древнем Риме появляются первые общества взаимопомощи, Известно, например, о существовании так называемых «похоронных товариществ», главной целью которых было предоставление своим членам приличествующего погребения. Рим также является родиной меценатства (покровительства деятелям искусств).
Женщины в Риме относились к неполноправным членам общества. Женщины не имели главных гражданских прав и формально были отстранены от участия в государственных делах, их не допускали на народные собрания. В то же время женщины в Риме имели право выбирать себе опекуна в делах, связанных с имуществом, самостоятельно распоряжаться своим приданым при помощи верного раба.
Положение детей в Риме было бесправным. Даже известный римский мыслитель Сенека считал разумным топить слабых и уродливых детей. Только с 318 г. инфатицид стал считаться преступлением, а с 374 г. приравнялся к человекоубийству. Система социальной помощи детям в Др. Риме касалась, прежде всего, беспризорных детей. Был упрощен порядок усыновления внебрачных детей. Особое внимание уделялось призрению детей бедных родителей. В Древнем Риме назначались чиновники, отвечавшие за опеку сирот. При императоре Траяне некоторые поместья скупались государством и отдавались в аренду (или под залог земли), а полученные доходы направлялись на воспитание детей, в первую очередь сирот. Одно из первых благотворительных учреждений для детей было основано при императоре Октавиане Августе.
Не оставалась в стороне от этой проблемы и общественность. Имеются сведения о наличии в Риме прообраза древнейшего «воспитательного дома», который возник на овощном рынке в 11-м квартале города. На рынок подкидывали искалеченных и уродливых детей, где их и кормили сострадательные торговцы. Известно, что одна богатая римлянка, у которой умер сын, пожертвовала миллион сестерциев, на проценты с которых содержались сто мальчиков и столько же девочек. История сохранила ее имя: Целия Макрина из Террацины. В 97 г. Плиний Младший создал благотворительный фонд, в который поступали доходы с имения стоимостью 500 тыс. сестерциев. Этот фонд был специально предназначен для бедных детей. В рамках римского права разрабатывались отдельные проблемы, связанные с призрением, но они, в основном, касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усыновления; все происходило в рамках семьи, хотя и под контролем государства.
Таким образом, уже в Древнем Риме были заложены основы социальной работы с детьми; попечение о них было возложено на местные органы власти, которым оказывали помощь государство и частные лица.
Поскольку Рим вел постоянные войны для укрепления и поддержания своего могущества, то, количество людей изувеченных и потерявших трудоспособность постоянно возрастало. Государство заботилось о них, оказывало помощь инвалидам и престарелым. В переводе с латинского «инвалид» означает «слабый, немощный». Так называли воинов с физическими дефектами и повреждениями. Римляне давали инвалидам земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии – денежное содержание. Так закладывались основы пенсионного обеспечения инвалидов.
Изменяется само отношение к старости. В соответствии с римским правом, наследодатель мог предоставить в пожизненное пользование (личный сервитут) комнату в доме старой служанке, кормилице и пр.
В Др. Риме предпринимались определенные меры против проявлений социальной патологии – профессиональных проституток, нищих, разбойников и др.
В борьбе с делинквентами значительную роль играл Сенат. Назначаемые им цензоры должны были следить за чистотой нравов римского народа, имели право изгонять любого, кто был замешан в преступлении или допустил серьезный моральный проступок. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Вора, захваченного с оружием в руках казнили на месте преступления, как и ночного вора. Закон, однако, был гуманен и разрешал заменять самосуд выкупом по соглашению. Деликтом считались, оскорбление, побои, членовредительство, ночные сборища, нарушение общественного порядка. Все они наказывались штрафом воровство. Телесные же повреждения считались личной обидой.
Легальная проституция во многом поддерживалась древними традициями, которые, например, получили свое воплощение в празденствах – Играх Флоры и в вакханалиях. Римские законы пытались бороться с проституцией и половой распущенностью, они повелевали прелюбодея и прелюбодейку связывать вместе и бросать в огонь. Проститутки же были лишены всех гражданских прав.
Пьянство и алкоголизм формально осуждались, но планомерной борьбы с ними, как в Др. Греции не было.
Под влиянием учения стоиков, в Др. Риме сложилось социально приемлемое отношение к суициду. Смерть описывалась мыслителями как акт освобождения, в котором некоторые усматривали превосходство человека над богом.
Таким образом, в Древнем мире были заложены основы теории и практики социальной помощи нуждающимся, определились ее основные субъекты в лице государства, частных лиц и общественных организаций, развивалась благотворительность, поддерживаемая государством (прежде всего, у древних евреев). В то же время социальная ситуация в древних государствах была весьма противоречивой в плане проявлений социальной патологии.
5. Влияние буддизма и индуизма на развитие благотворительности в средневековой Индии. Развитию движения благотворительности в средневековой Индии, где оно, как и в древности, рассматривалась как сугубо религиозное дело, способствовали буддизм и индуизм. К XII в. буддизм растворился в индуизме, значительно повлияв на него. Количество индуистов по сравнению с Древней Индией увеличилось. В средние века около 95 % всех индуистов мира находилось в Индии. Сострадание и милосердие являются основными постулатами религий, распространенных в Индии.
Одна из основных заповедей индуизма (как и буддизма) – щедрость в благотворительности. Монахам полагалась жить милостыней, и поэтому щедрость мирян считалась праведным актом. Благотворители всячески восхвалялись, их деятельность широко пропагандировалась, служила примером для подражания. Будде приписывается принятие богатых даров от царя Бимбисары, от купца Анатхапиндики и др. Священнослужители проводили специальные ритуалы, нацеленные на развитие у всех присутствующих чувств альтруизма и сострадания, умиротворения.
В средневековой Индии развивались различные формы помощи маргинальным и социально уязвимым слоям населения. Следует отметить возрастание в этот период доли внекастовых изгоев, неприкасаемых (хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязные работы. По-прежнему значительную роль в защите интересов своих членов играли варны. В условиях отсутствия гражданского общества для подавляющего большинства населения они порой были единственным субъектом помощи и гарантией от произвола. Без них количество бездомных и нищих, неполноценных и бесправных, неприкасаемых могло бы возрасти в невероятных размерах.
Традиционная индийская община, построенная на основе варно-кастовой системы, по-прежнему сохраняла свою роль в деле помощи и поддержки нуждающихся. Внутренняя жизнь общины была основана на принципе джаджмани, суть которого сводилась к строго обязательному взаимному обмену – отрегулированному веками порядку в обмене продуктами и услугами. В городах касты и корпорации ремесленников, торговцев и т.д. решали все вопросы от качества продукции до пожертвований на благотворительные цели.
Государство обеспечивало постоянное функционирование различных общественных служб: от зерновых амбаров и бань до городской охраны. Традиционные органы власти в голодные годы освобождали крестьян от налогов и предоставляли им льготы. От имени правителей некоторые категории государственной земли, согласно индийской традиции, дарились индуистским храмам или общинам брахманов.
Государственным властям приходилось защищать интересы крестьян, так как во многом они существовали за счет их выплат: налог с земли и монополия на опиум и соль давали в середине XIX в. 85 % доходов.
Социальная помощь в средневековой Индии развивалась под значительным влиянием правовой системы, которая, в свою очередь, значительно видоизменилась под влиянием мусульманского права, привнесенного в страну мусульманскими завоевателями. Действия норм мусульманского уголовного права на территории Индии продолжалась до 1832 г., когда колониальными властями был принят закон об его отмене применительно ко всем немусульманам.
Положение женщин в средневековой Индии осталось практически неизменным по сравнению с древними временами. Согласно нормам частного права регламентировались брачно-семейные и наследственные отношения, права личного статуса. В семьях выполнялись обряды, связанные с культом предков, который был религиозной основой большой семейной общины, ее связующим началом. С этим был связан культ брака, как священный акт между семьями жениха и невесты, делающий нерасторжимым их союз.
Вместе с тем, в средневековой Индии все большее влияние приобретал шактизм («шакти» – сила, энергия), течение в индуизме, в основе которого лежало почитание обожествленной женской энергии. Она понималась как ипостась энергии бога, как правило, Шивы. Распространение шактизма значительно способствовало повышению роли женщины в социальной жизни средневекового индийского общества.
Помощь детям осуществлялась чаше всего через благотворительность в образовании. Одной из ее форм была собственность, пожертвованная в пользу индусской школы. Такие пожертвования чаще всего делались в пользу матха, который напоминал монастырь без постоянных монахов. Пожертвования в его пользу были напрямую связаны с распространением сектантского движения в Индии. Матхи создавались для проповеди тех или иных учений. Управителем школы (махантом) часто выступал глава секты (касты) или ведущий член ее органа самоуправления (панчаята). Отдельные крупные матхи имели свои местные отделения (питхи). Наиболее известными и распространенными в средневековой Индии были матхи, основанные в VIII в. Шанкарачарьей. Матхи, устоявшие перед натиском ислама, играли преобладающую роль в развитии индуизма не только как религии, но и философии, политической мысли, помощи нуждающимся, в первую очередь – обездоленным детям.
В период колониализма в системе образования Индии произошли определенные изменения. В 1835 г. генерал-губернатор Макалей провел реформу, смысл которой заключался в том, чтобы ускорить подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев. В 1857 г. англичане открыли в Индии первые три университета – Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский с преподаванием на английском языке и по английским программам. В дальнейшем количество университетов и колледжей возрастало.
В средневековой Индии вполне определенно регламентировались права аномальных лиц. Так, права всех сонаследников, в принципе, были равны, кроме аномальных лиц (идиотов, слабоумных или уродов), которые не имели права требовать выделения их доли из наследственной собственности или участвовать в управлении делами большой семьи.
Особо следует отметить роль милосердия и сострадания в индийской медицинской практике по отношению к неимущим больным как составную часть теории милосердия в религиозных верованиях. Врачи назначали минимальные цены за свои услуги или проводили лечение бесплатно. Такие люди, согласно религиозным представлениям, были определены самим Буддой, чем и объяснялись их благотворительные действия. Определяя причины заболеваний, медики подходили индивидуально к каждому больному. Одним из условий выздоровления считалась доброта к людям и всем живым существам. Необходимо было проявлять снисходительность к людским недостаткам, быть милосердным и сострадательным. Представлялось, что в основе всех болезней лежали незнание и невежество, которые порождают три яда: страсть, гнев и глупость. Большое значение в практике излечения имели медитативные упражнения. Их суть в том, что медитирующий должен осознать все чувствующие существа, которые были добры к нему в прошлых жизнях, а сейчас оказались на разных уровнях бытия.
В Индии, как и в других странах Востока, были свои особенности в отношении проявлений социальной патологии. Так, сохранялись древние традиции в отношении к проституции. Например, в Индостане тысячи невинных девушек, часто из лучших фамилий, посвящались богам, растлевались браминами и затем оставались при храмах как для религиозных услуг, так и для удовлетворения половых потребностей жрецов» (Блох, И. История проституции. – Спб, 1994).
Индуизм запрещал употребление алкоголя, однако его многочисленные ответвления и секты трактовали требования этой религии по-своему. Их члены зачастую употребляли алкоголь «вплоть до полнейшего опьянения» (Винокуров, В.В. и др. История религии. – М, 2002).
В средневековой, (как и в современной) Индии, сохранились древние представления о суициде. В частности, в шактизме сохранялось поклонение древней тамильской богине войны Коттравей – агрессивной, кровожадной, страшной, принимавшей кровавые жертвы (в т.ч. ритуальные самоубийства). Сегодня самосожжение буддийских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм.
В Индии, после завоевания ее англичанами, бурно расцвела наркомания. В XIX в. выращивание мака было превращено в монополию Ост-Индской компании, обязывающей индийских крестьян производить это растение и сдавать его в качестве налога коллекторам компании. Купцы, имевшие патент компании, доставляли его к китайскому побережью. За серебро опиум продавали китайским купцам. Огромный рынок опиума в фактически разоренном к тому времени иностранцами, нищем и обкуренном Китае приносил огромные барыши. Искусственно стимулировалась опиекурение и в самой Индии. Власти страны не в состоянии были противостоять нажиму иностранцев, и не желали этого, так как сами имели от такой торговли немалые доходы.
6. Влияние конфуцианства и буддизма на развитие социальной помощи в Китае. В истории Китая не раз происходили социальные катаклизмы, однако он был не только крупнейшей, но и наиболее развитой страной средневекового мира. По уровню грамотности (20–30 % населения) он на порядок опережал Западную Европу. Все это наложило свой отпечаток на развитие теории и практики социальной помощи и поддержки.
Конфуцианство как официальная идеологическая доктрина в тот период ушло на второй план, уступив место буддизму и даосизму.
Значительную роль в судьбе Китая сыграл буддизм. Монахи и индийские проповедники приходили в страну через Центральную Азию и обосновывались сначала в Ганьсю, Шэнси и Хэнани. В V в. в южные царства прибыли видные вероучители буддизма Хинаяны, которые добились различных льгот при дворе. Одна из причин популярности буддизма состояла в том, «что он открывал каждому перспективу индивидуального спасения и тем самым утверждал самоценность отдельной личности, в то время как конфуцианство рассматривало человека исключительно в рамках семьи и государства» (История Китая /под ред. А.В. Меликсетова. – М., 1998).
Теория и практика благотворительности в средневековом Китае во многом основывалась на буддизме с его этикой равенства людей и всеобщего сострадания. Как и в Индии, в Китае бодхисатва Авалокитешвара (один из главных богов в буддийской мифологии) считался олицетворением сострадания. Он поклялся, что и в нирване будет содействовать спасению других. В Китае образ Авалокитешвара (по кит. – Гунаньинь) претерпел значительные изменения: он приобрел женский образ и почитался как богиня милосердия. Имеется множество практик и обетов по взращиванию альтруизма (бодхичиты), сострадания, милосердия, где эта богиня занимает центральное место. По всей стране было построено множество буддийских монастырей. В смутные времена стены монастырей давали человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, реальную защиту. В обязанности буддистов-мирян входила поддержка монахов и пожертвования монастырям. Со временем в распоряжении монастырей оказались значительные земельные угодья со множеством свободных крестьян, зависимых и рабов. В середине IX в., с усилением при императорском дворе позиции конфуцианцев, имущество монастырей подверглось конфискации. Однако бесспорным остается факт, что буддийские монастыри и храмы значительную часть своих средств затрачивали на благотворительную деятельность, превратившись в один из основных субъектов социальной помощи и поддержки в средневековом Китае. Обаяние буддизма с его щедрой благотворительностью даже в годы гонений со стороны властей не дало ему исчезнуть. Своему «спасению» буддизм во многом обязан конфуцианству, идеи которого он широко пропагандировал по всему миру.
Китайское государство, в котором, по Конфуцию, как в большой семье, «верхи» должны заботиться о благе «низов», продолжало оставаться главным субъектом социальной помощи и поддержки, гарантом социальной справедливости. Для этого оно использовало различные формы и методы: от репрессивных до профилактических, организационных. Так, государство поддерживало способных молодых китайцев фактически независимо от их происхождения, видя в них резерв для пополнения армии чиновников, управляющих по законам справедливости. В правление династии Суй (581–618) вернулись к системе экзаменов при назначении на государственные должности, разработанную Конфуцием и принятую в период Хань. Вступивший на престол в 604 г. Ян Гуан учредил экзамен на высшую степень, которую мог получить государственный чиновник, – «цзиньши» («продвинутый муж»), подчеркнув тем самым приоритет гуманитарного, гражданского начала в стране. Система экзаменов на получение одной из трех степеней была усовершенствована в эпоху Тан (618–907). Испытания проводили главы администраций один раз в три года. Все экзамены подразделялись на уездные, провинциальные и столичные. Экзамены на степень «цзиньши» проводились при императорском дворе. Эта степень давала право на замещение ключевых административных постов. В Китае положение в обществе определялось в большей степени занимаемой должностью, чином, чем богатством.
Совершенствовались взаимоотношения государства с социально уязвимыми и маргинальными слоями населения. Воцарение почти каждой династии знаменовалось объявлением программ помощи голодающим. Для их выполнения использовались государственные склады, регулярно пополнявшиеся зерном, которое раздавали населению в голодные годы, использование трудовой помощи через привлечение к общественным работам, наделение неимущих земельными наделами и т.п. средства, известные еще в Древнем Китае. Так, ведомство общественных работ определяло их характер и объем, контингент привлекаемых к ним, планировало и осуществляло строительство и устройство дорог, ирригационных систем и т.п. По эдикту 624 г. каждый трудоспособный мужчина получал право на садово-огородный надел и пахотное поле в 80 му. С XI в. крестьянам (как и мелким торговцам) выдавались денежные ссуды на ведение хозяйства.
Государство поддерживало существование деревенских общин, которые с их системой круговой поруки (баоцзя) продолжали играть важную роль в предупреждении и преодолении бедности и нищенства, в борьбе с делинквентным поведением. Старосты и органы общинного самоуправления вели учет населения, обеспечивали социальную помощь нуждающимся (немощным старикам, у которых не было родственников, детям-сиротам, вдовам, неимущим и т.д.), следили за тем, чтобы в округе не было беглых разбойников и контрабандистов. Деревенские храмы были одновременно и местом проведения общих собраний общины, на которых решались различные житейские проблемы, вопросы помощи, борьбы с асоциальными проявлениями и др. Подаяние же нищим всегда считалось священным долгом каждого китайца. Под влиянием буддизма в образе оборванного, уродливого нищего стало изображается китайское божество Ли-те-гуай, как символ святости бедности.
Сохранившиеся в стране в начале VII в. институт рабства постепенно отмирал. С приходом к власти династии Тан были освобождены все крестьяне, проданные в рабство. Подать с хозяев рабов была уменьшена вдвое. Государственные рабы получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обычных крестьян. Эдикт 736 г. побуждал беглых возвращаться к своим наделам, обещая предоставить налоговые льготы. Рабами по-прежнему оставались пленные, захваченные в многочисленных войнах, которые вел Китай. На протяжении XVIII–XIX вв. рабство все в большей мере приобретало черты крепостных отношений. Раб всегда и везде был весьма дорогостоящим и нерентабельным производителем.
Положение женщин в средневековом Китае мало чем отличалось от того, что было в древние времена. Глава семейства доминировал во всем. Но его власть должна была основываться на справедливом порядке. Конфуцианский канон «Великое Учение» предписывал: «Тот, кто хотел управлять своим государством, прежде устанавливал порядок в своей семье. Тот, кто хотел установить порядок в своей семье, прежде учился владеть самим собой».
Систему воспитания и образования детей, как и ранее в Древнем Китае, определяло конфуцианство, вновь занявшее в период Суй и Тан позиции официальной идеологии. Однако учиться было сложно, поскольку значительно увеличился объем усваиваемых знаний. Появились фундаментальные исторические труды, которые включали в себя сведения об экономике, культуре, войнах, народных восстаниях, астрономических явлениях, стихийных бедствиях, этикете, о мире в целом. Суйские и тан- ские императоры платили шелками за доставленные в их библиотеки древние книги, свитки или их фрагменты. При дворе императора Ли Лунцзи в VIII в. было создано высшее собрание конфуцианских ученых под названием «Академия Ханьлинь». Ученые восстанавливали тексты, написанные на шелке и бамбуковых планках, и переписывали их на бумагу, широко распространенную к тому времени в обычных школах. По имеющимся сведениям, в танских городах и провинции в специальных школах учились до 60 тыс. человек. Дети простолюдинов также имели доступ к высшему образованию.
В XI в. наряду с казенными учебными заведениями появилось немало частных школ. Они создавались при архивах правительственных учреждений, книгохранилищах или частных библиотеках выдающихся ученых. Сельские школы строились и содержались в основном из средств сельской общины. Здесь также имела место благотворительность. В XVIII–XIX вв. получили распространение «училищные» земли, доход от которых шел на содержание деревенской школы, оплату учителям, пособия талантливым детям бедняков, решивших продолжить образование. Пособие можно было получить и за счет доходов с «благотворительных» земель, предназначавшихся для помощи наиболее бедным членам общины. Эти категории земель запрещалось продавать и покупать без согласия всех общинников. Иногда сельские храмы использовались как школьные здания, в котором грамотные общинники обучали детей своей деревни. Если доставало средств, то для этой цели нанимали шэньши (имеющий пояс) – сдавших экзамен на получение ученого звания. Зачастую учителями становились чиновники, вышедшие в отставку. Однако потребности государства и общества в образованных людях во многом не удовлетворялись. Даже из поступивших в школу закончить ее удавалось далеко не всем. Дети в средневековом Китае рано приобщались к изнурительному сельскохозяйственному труду.
В исцелении больных и раненых была велика роль буддийских монахов, которые оказывали помощь нуждающимся на безвозмездной основе. Она особенно возрастала во времена кровопролитных войн и эпидемий. Благотворительная деятельность буддийских монахов проявлялась не только в лечении в стенах монастыря, но и в проведении широких противоэпидемических мероприятий: медико-социальная пропаганда среди населения, создание и оборудование колодцев, строительство мостов, бесплатных столовых и общественных бань, уборка мусора и т. п.
Возросла роль государства и общества в деле призрения больных, раненых и инвалидов. Для них государство и частные лица стали строить специальные лечебные заведения. В крупных городах специальные цехи (профессиональные объединения) доставляли воду, чистили улицы и площади от мусора и нечистот, несли пожарную службу, что способствовало улучшению противоэпидемической обстановки и сокращению смертности населения. Цехи в средневековом Китае не только регламентировали свои хозяйственные дела и стояли на страже цеховых секретов, но и были субъектом помощи и поддержки мастеров и подмастерьев, членов их семей в случаях болезни, инвалидности, открытии собственного дела и т.п., что было закреплено в цеховых уставах.
В значительной мере под влиянием религии и прогрессирующего общественного мнения все больше средств в дела филантропии и меценатства стали вкладывать не только аристократы и влиятельные сановники, но и купцы, предприниматели, ученые и др., несмотря на то, что китайское руководство до конца XIX в. продолжало придерживаться политики ограничения активности предпринимательского слоя. Пример, как и ранее, показывали первые лица страны. Так, император Ли Шиминь жертвовал значительные средства на отливку статуй Будды, строил заведения общественного призрения. Императрица У Цзэтянь предоставила монастырям большие льготы, в т.ч. и на пользование землей. При императорском дворе поощрялось светское искусство. Знаменитый комплекс летних императорских дворцов Юань-миньюань, разграбленных и сожженных колонизаторами в 1860 г., во многом на средства благотворительности строило не одно поколение выдающихся китайских зодчих.
В Китае вплоть до XX в. в силу ряда объективных причин с некоторым трудом решались вопросы преодоления социальной патологии.
Профилактика и преодоление делинквентного поведения по-прежнему составляла одну из главных забот государства и общества. Так, публичное уличение чиновника во взятке всегда означало его гражданскую смерть; совершенные чиновниками даже незначительные проступки (например, нарушение установленных сроков обработки документов) влекли за собой суровое наказание. Во времена Танской империи даже высокопоставленного сановника могли понизить в должности или разжаловать в простолюдины. Конфуцианская мораль нашла свое отражение практически в каждой юридической норме. Во многом наказание зависело от социального статуса виновного и жертвы. Например, хозяина за убийство раба наказывали ста ударами большой палки, а даже неумышленное убийство господина рабом или слугами влекло за собой смертную казнь. Отцеубийство признавалось тягчайшим преступлением. За контрабанду солью и чаем карали смертной казнью. С целью преградить доступ в города преступным элементам, ворота на ночь запирались, специальные отряды патрулировали улицы. Закон предусматривал наказание в виде семидесяти палочных ударов каждому, кто в неположенное время стремился перебраться через городской вал или внутренние заграждения.
Делинквентное поведение во многом было обусловлено социальной несправедливостью и ростом имущественного неравенства. В последней трети XVIII в., когда в результате социальной дифференциации в общине особенно распространился сельский бандитизм, вокруг зажиточных деревень, в особенности в южных провинциях страны, стали воздвигать оборонительные укрепления, а сельские храмы превращались в штабы, руководившие местными отрядами самообороны.
В III–IV вв. изменилось прежде строгое отношение к пьянству. В период правления династии Суй была отменена винная монополия, что повлекло за собой расширение алкоголизации населения.
В средневековом Китае была легализована проституция. Публичные дома обычно размещались на рынках или вблизи их и находились под контролем городских властей. «Верхи» всегда имели склонность к обладанию самыми прекрасными представительницами древнейшей профессии. Отсюда проституцию в Китае можно разделить на элитарноимперскую и народную. На высшей ступени находились те, кто прошел длительное обучение в специальных школах, и куда принимали девочек с 13–14 лет. Они получали прекрасное образование, изучали классическую литературу и философию, знали мистические и эротические трактаты, пели, свободно беседовали на любые темы, обладали светскими манерами, их посвящали в тайны любовного искусства.
Буддизм, преобладавший в Китае, Японии и других южно-азиатских странах определил отношение к суициду. Согласно буддизму, самоубийство не может прервать сансару, но лишь привести к дальнейшему перерождению. Это перерождение будет, но не в облике человека, а, например, животного или голодного демона. Поэтому истинный буддист отвергал суицид. Вместе с тем это явление было весьма распространено в средневековом Китае, чему немало способствовали объективные социально-экономические условия, противоречия между бедностью и богатством, различные жизненные коллизии.
Одной из главных проблем для Китая стала наркомания. Опиум был известен в Китае как медицинское средство с VIII в. Предполагается, что он был завезен в страну арабскими купцами. Его производителем и экспортером в Китай стала держава Великих Моголов еще до ее превращения в английскую колонию. Курение опия, в первую очередь верхами китайского общества, а затем и его низами фактически стало национальной традицией с начала XVIII в. Это вызвало обеспокоенность китайского руководства. Императорскими указами 1796 и 1800 гг. ввоз опиума был запрещен. Однако эти указы не исполнялись. Коррумпированные местные китайские власти не были заинтересованы в прекращении доходного промысла. К 40-м гг. XIX в. опиеторговля и опиекурение в Китае приобрели масштабы национальной трагедии. По некоторым оценкам пристрастие к наркотику охватило около 2 млн. чел., чему способствовало вмешательство европейских торговцев, политиков и военных. Большие деньги, получаемые европейцами от торговли опиумом, стали предметом большой политики. Дело дошло до так называемых «опиумных войн». Китай, несмотря на ожесточенное сопротивление, не мог противостоять европейским «предпринимателям». Ввоз опиума в Китай продолжался, и даже в больших масштабах, чем в прошлом.
7. Социальная практика в средневековой Японии. Самобытными чертами было отмечено развитие социальной помощи в Японии. К III в. в Японии еще существовал родовой строй. Основную массу населения составляли платившие ренту-налог в казну крестьяне. Кроме них были неполноправные (в основном это мигранты из Китая и Кореи) и рабы из числа иноплеменников. Последние находились в собственности государства либо были под началом знати. Именно в те давние времена закладывались основы социальной помощи нуждающимся. Она охватывала как попавших в бедственное положение крестьян-общинников, так и неполноправных (сэммин). До приезда первых ученых и переселенцев из Китая и Кореи в Японии не существовало письменности. Японцы заимствовали китайские иероглифы для передачи своих слов. Мигранты также принесли с собой идеи в области экономического, государственного и административного устройства.
С конца XII в. до 1867 г. Япония находилась в руках сёгунов (сёгун – титул правителей Японии в 1192–1867 гг.). Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192–1333), Асикага (1335–1573), Токугава (1603–1867). В отличие от стран Европы, для которых эпоха Возрождения была переломной, открывшей возможности для капиталистического развития, Япония оставалась феодальной страной. Ведение крестьянами своего хозяйства, их быт и жизнедеятельность строго регламентировались предписаниями Бакуфу (японское правительство). «Бакуфу запрещало крестьянам всякую роскошь, предписывало им употреблять только грубую пищу, разрешало носить одежду только из хлопчатобумажных тканей, запрещало постройку более удобных и просторных жилищ, запрещало употребление носилок при свадьбах, запрещало класть на седла ковер, запрещало в случае бедствия или неурожая изготовление и продажу сакэ (рисовой водки), удон (род макарон), пшеничной муки, соба (макарон из гречихи), пшеничных лепешек и тофу (творог из бобов), так как это считалось излишней тратой зерна; употребление в пищу риса, как роскошь, конечно, было запрещено. К этому надо добавить, что всякие ограничения простирались даже на развлечения и удовольствия: запрещалось, например, устраивать какие бы то ни было театральные представления; не разрешался въезд, выезд и пребывание в деревнях всякого рода актеров» (Хондзе Эйдзиро. Социальная история Японии /пер. Н.И. Фельдман. – М., 1927).
В деревне была установлена круговая порука, деревенские дворы были объединены в «пятерки» (гонингуми), где каждый крестьянский двор отвечал за состояние дел в другом дворе. Возможно, только это не давало пропасть обнищавшему крестьянину и его семье. Стремясь поддержать японское дворянство (самураев), Бакуфу прибегало к аннулированию их долгов.
Однако на рубеже XVI–XVII вв. многие формы социально-экономической жизни претерпели существенные изменения. В XVII век Япония вступила мощным централизованным государством с быстро прогрессирующей экономикой. Невиданный ранее рост городов и товарно-денежных отношений стали важными факторами японской истории XVI в. Благодаря торговым операциям состоялось знакомство японцев, которые до этого поддерживали связи лишь с Китаем и Кореей, с материальной культурой Запада, его ремеслами, естественно-научными познаниями и т. п. Уже в XVII в. в Японии возникли богатые торговые дома, в т. ч. и знаменитые сегодня Мицуи и Сумитомо. Купечество и частично ремесленники, не обладавшие какими-либо политическими привилегиями, обладали, однако, реальной экономической мощью. Быстро разбогатевшие, они становятся главными субъектами социальной помощи.
В XIX в. на основе изменившегося национального самосознания японцев изменяются и формы помощи нуждающимся. В основе практики помощи и поддержки лежали идеи конфуцианства, буддизма и синтоизма (учение «синто» – обожествление природы и предков, высшее божество – богиня солнца Аматэрасу).
Прижившееся в Японии конфуцианство, занесенное в страну из Китая буддийскими миссионерами, имело своих сторонников среди определенных слоев населения, прежде всего среди старой аристократии.
В Японии длительное время доминировал также буддизм в его махаянской форме. Две главные причины сравнительно быстрого распространения буддизма в Японии следующие: 1) потребности в общегосударственной идеологии, которой соответствовали положения буддизма; 2) потребности в буддизме как мировоззрении, прежде всего низших слоев общества, чему способствовало нарастающее социальное неравенство в условиях утверждения феодального общества.
Всякое новое учение, попадавшее в Японию, облекалось в синтоистскую форму. Богиня солнца Аматэрасу, как предок императора и божество, связанное с культом плодородия, занимала центральное место в японской мифологии. Буддизм на местной почве также претерпел определенные изменения. Утвердились представления о том, что Будда вначале явился в страну в виде синтоистских ками (божеств). Учение синто объявили частью буддизма, а само синто стало рассматриваться как частичное проявление мудрости Будды.
Буддизм являлся государственной идеологией Японии вплоть до конца XVI в. и проник во все сферы человеческой деятельности. Буддизм показывал средневековому японцу, как приходит воздаяние за добрые и злые дела, и что нужно делать для достижения нирваны. Легенды «Нихон реики» призывают к добру и милосердию. В них, в отличие от христианской традиции, сделан акцент на воздаянии не посмертном, а прижизненном: «Близок час воздаяния в этой жизни! Подумай о своем будущем и смягчись. Пусть сердце твое станет добрым. Как можно не верить, что воздаяние близко и наступит в этой жизни? Воздаяние за добро и зло – неизбежно. Должно вершить добро, а зло – отринуть».
Подвижничество в средневековой Японии всячески приветствовалось, ибо оно вело к духовному совершенствованию. Святой человек должен был стремится к аскетизму. Сострадательность в буддизме рассматривается как природное свойство человека, отсюда необходимо было последовательно развивать в себе эти качества. Буддийские храмы и монастыри в Японии оказывали реальную помощь нуждающимся, располагая немалыми средствами. Им щедро жертвовали многие богатые и влиятельные люди.
В средневековой литературе Японии приводятся многочисленные примеры благотворительной деятельности частных лиц. Например, в 1836, голодный для страны год, известный японский философ Осио Тюсай (1794–1836) пытался убедить правителя открыть для голодных склады риса, а когда это не получилось, то он продал свое редкое собрание книг и рукописей, а вырученные деньги роздал голодающим. И таких примеров в социальной истории Японии было немало. Пример благотворительности подавали сами императоры. Так, при императоре Юряку (487–479) были построены большие склады продовольствия, запасы из которых раздавались бедным в голодные годы. Люди, воспитанные и обученные в конфуцианском духе, вели здесь учет и статистические записи.
Одним из проявлений благотворительности стало меценатство. Многие богатые люди в Японии занимались меценатством, помогали поэтам и художникам, спонсировали проведение блестящих городских праздников и т.п. Создавались императорские и частные библиотеки, собирание книг приравнивалось к приобретению сокровищ. «Библиотека в Канадзава», основанная Ходзе Санэтоки в 1270 г., постоянно пополнялась не только печатными изданиями, но и множеством рукописей. Жертвовали и на строительство крупных архитектурных сооружений.
С развитием страны и благотворительного движения в практике социальной помощи и поддержки происходят определенные изменения. Как в Европе и Америке, упор стал делаться не на оказание материальной помощи нуждающемуся, а на развитие в нем способности выйти из трудной жизненной ситуации самому, опираясь на собственные силы. В связи с этим выдающийся японский философ и педагог Фукудзава Юкити (1834–1901), напутствуя волонтеров, отмечал, что необходимо внушать своим подопечным мысль о том, что «нужно одеваться и кормиться только при помощи собственных сил, полагаясь на свое умение и предприим-чивость»; человек меньше всего должен ждать подачек от другого.
На основе буддизма, синтоизма и конфуцианства развивалось японское право. Одним из ранних законодательных документов стала «Конституция из 17 статей» (604) Сетоку Тайси (574–622). Он действительно был озабочен положением в стране, бедами простых людей («не облагайте двойным налогом простой народ»), взяточничеством чиновником («в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей») и т. п. Главная идея Конституции – установление справедливого отношения к «маленькому человеку» ради укрепления государства, «при согласии в верхах и при дружелюбии в низах». По Сетоку Тайси, основа управления народом лежит в соблюдении ритуала. Если высшие не соблюдают ритуал, то среди низших нет порядка; если низшие не соблюдают ритуал, то обязательно возникают преступления.
Еще один значительный документ японского средневекового права – «Завещание» Токугава Иэясу. Сто статей «Завещания» излагают правила, которым должны следовать сёгуны, чтобы сохранить власть и поддерживать стабильность в стране. Чаще всего Иэясу прибегает к поняию «жэнь» (человеколюбие). Вот отрывки из «Завещания»: Если высшие чтят человечность, то и низшие проявляют преданность» (ст. 24). «Народ подчиняется не человеку, но лишь человечности» (ст. 25). «Кто имеет человечность, может управлять народом не прибегая к силе, одними наставлениями» (ст. 26). «Если страна проникается человечностью, то не бывает разлада между высшими и низшими. Человечность, подобно солнцу и луне, светит равно в чистом и нечистом месте» (ст. 98).
Нарушение правила повиновения низшего высшему влечет, как отмечено в «Завещении», самые жесткие наказания. «Убийство родителя, учителя, руководителя или хозяина – самое тяжкое преступление. За него виновные караются смертной казнью вместе с родственниками 10 степеней родства» (ст. 34). Иэясу разрешает прикончить на месте того, кто нарушил закон «верха – низа», почтительного отношения низшего к высшему. «Если простолюдин проявляет непочтительность к самураю, последний может убить его. Если служащий у дайме допустит непочтительность к служащему у сёгуна, тот может убить его на месте» (ст. 45) (Человек и мир в японской культуре. –М., 1985).
Законодательство Японии определяло справедливое (по меркам того времени) отношение к маргинальным и социально уязвимым слоям населения. В Японии сохранялось толерантное отношение к бедным странникам и чужеземцам. Их покровителем считался Эбису – бог рыболовства, впоследствии переосмысленный как бог торговли. Гостей в рыбацкой деревне и сегодня часто берут с собой на лов и в случае особой удачи называют Эбису-сан.
Уклад патриархальной семьи, отраженный в праве Японии, проявлялся слабее, чем в Китае. Положение женщины в семье было не столь бесправным. Брак, в принципе, был моногамным, наложницы не брались в расчет. Институт наследования по закону предусматривал равные доли сыновей и дочерей, если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги. В других случаях доля первой жены или старшего сына была в два раза больше, чем у других сыновей (как от жены, так и от наложницы). Дочери имели право на четверть доли старшего сына.
Регламентировались и полоролевые взаимоотношения в семье. Так, кодекс самурая категорически запрещал ему лично заниматься какими бы то ни было делами, связанными с домашним хозяйством, но контролировать их ведение он был все-таки обязан.
Следует отметить, что в средневековой Японии постепенно происходит возрастание роли женщины в жизни государства и общества. Этот процесс коснулся, прежде всего, аристократок. Они начинают открывать в себе креативные качества, способности к высокохудожест-венному творчеству и т.п. Например, большинство средневековых романов были написаны женщинами и «многие мужчины украдкой зачитывались женскими романами, ибо именно в них живее всего были изображены они сами и их жизнь» (Человек и мир в японской культуре. –М., 1985). В конце XVIII в. в постоянных школах и лекционных залах, организованных в крупных японских городах передовыми учеными, слушателями лучших ораторов становятся не только мужчины, но и женщины, причем их количество едва ли не равнялось количеству мужчин. А в конце XIX в. стал обсуждаться вопрос о необходимости получения женщинами высшего образования.
Японское право проявляло терпимость к незаконнорожденным детям. Они, как правило, передавались в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус, но мать и отца такого ребенка разлучали. Среди незаконнорожденных было немало детей, появившихся в результате насилия хозяина над рабыней. Бездетные семьи имели право усыновлять ребенка из числа близких родственников для продолжения рода. Последний приобретал все права законнорожденного. В условиях развития общественных отношений и городской культуры широко стали приветствоваться не формальные проявления, а истинная, основанная на чувствах, любовь родителей к детям.
В средневековой Японии развивалось образование. Педагоги-теоретики и методисты составляли пособия для школ. Во времена императора Тэндзи в Эдо (Токио) было создано специальное училище, призванное готовить чиновников по делам просвещения. В отличие от Китая, в Японии дети простолюдинов практически не имели доступа к высшему образованию. Во всех крупных центрах были созданы государственные школы. За соблюдением школьных программ, осуществлением процесса обучения и воспитания строго следили специальные инспектора Бакуфу. Как и в Европе, применялись физические наказания к ослушникам. Но аристократы и буржуазия обучать и воспитывать своих детей предпочитали дома с помощью хорошо оплачиваемого, опытного наставника, первоначально из буддистов, а впоследствии из конфуцианцев, не забывая при этом использовать министерские программы, чтобы дать возможность своему отпрыску продолжить образование в императорском университете или в «Высшей дворянской школе».
Японская поэзия воспевала почтительное отношение к старикам и старости. Превозносилась старческая мудрость. Тенденция изменения отношения к старикам в сторону все большей почтительности к ним, оказания всевозможной помощи и поддержки была весьма характерна для Японии, где древние традиции сохранились и до настоящего времени.
Для помощи больным, раненым, инвалидам использовали средства народной медицины. Искусство врачевания в буддийских монастырях достигло высокого уровня. Монахи оказывали реальную и безвозмездную медицинскую помощь страждущим. Они сопровождали военные отряды в походах, несли санитарную службу, исповедовали раненых, умирающих и т.д. Вместе с тем, сохранялась и укреплялась вера в магические ритуалы. Даосское божество Гама-сэннин считалось покровителем всех целителей. С его именем связаны идеи долголетия, бессмертия, врачевания и уничтожения недугов. В традициях Японии было заложено уважительное отношение к слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку. Лишь в XVII–XVIII вв. стали распространяться сведения по европейской научной медицине. Преодоление средневековых предрассудков давалось нелегко. Иногда японские врачи в анатомических целях могли использовать только трупы казненных, да и то полуофициально.
В Японии были свои особенности отношений к проявлениям социальной патологии.
К правонарушителям, преступникам принимались самые строгие меры. «При расследовании тяжб не сознавшемуся (в своей вине) сдавливали колени деревом или туго натягивали лук и его тетивой пилили шею; еще клали в кипящую воду камень и принуждали спорщиков достать его, утверждая, что виноватый обожжет себе руки, а еще клали в сосуд змею и принуждали достать ее, утверждая, что змея укусит руку виновного. Воров и разбойников было мало» (Радуль-Затуловсикй, Я.В. Конфуцианство и его распространение в Японии. –М, 11947). Токугава Иэясу в своем «Завещании» определил следующие виды наказаний «для предостережения от дурных дел»: «1) казнь с выставлением отрубленной головы напоказ; 2) распятие на кресте; 3) сожжение; 4) простое отсечение головы; 5) казнь самого виновного вместе с родственниками. Какой казни подвергать преступника определялось по законам Иоримото. Считалось, что никто из совершивших преступления не может быть прощен, если только это не царствующий император.
Проституция в средневековой Японии хотя и признавалась, однако официально не приветствовалась. Еще в Древней Японии карали смертью за убийство, грабежи и прелюбодеяние. Новые времена внесли свои коррективы в отношение к «продажной любви» и плотским наслаждениям. Предприниматели, ремесленники, а вслед за ними студенты, чиновники и проч., получили возможность развлекаться в «веселых кварталах» городов, в которых было немало публичных домов. Специально обученные гейши, сауна, эротический массаж, музыка и спиртные напитки помогали «деловым людям» снять накопившийся стресс. Даже в общественных банях имелись девушки-служанки, в обязанности которых входили не только массаж и обслуживание посетителей, но и «развлечение» гостей после бани. Проституция, как и в Европе, стала одним из доходнейших видов предпринимательской деятельности. Особенно высоко ценились «таю» – куртизанки высшего разряда. Официально проституция была запрещена в Японии лишь в 1956 г.
Государство и общество принимали определенные меры против распространения пьянства и алкоголизма. В буддийских текстах, распространенных в средневековой Японии, говорится об аде и его самом нижнем круге, куда попадают за деяния, направленные против Закона Будды. Согласно верованиям, там, с гурманствующими и приверженными к личной выгоде, находились и пьяницы. Кодекс самурая запрещал пить вино и «нарушать при этом правила»: их нарушение приводит к пьяным разборкам и другим нежелательным последствиям.
К XIX в. запреты на употребление спиртных напитков уже не соблюдались. На картинах японских художников часто изображали людей пьющих сакэ (рисовую водку). Обнищавшие самураи основательно забыли «бусидо» и вместе с купеческой молодежью устраивали в трактирах и публичных домах пьяные оргии. Но пьянство в Японии не приобрело столь широкого масштаба, как в Европе. Здесь значительную сдерживающую роль сыграли национальные традиции.
По сравнению с европейскими (и даже азиатскими) странами отношение к суициду в Японии значительно отличалось, что объясняется традициями, появившимися еще в древности и освященными религией, прежде всего синтоизмом. Оно было окружено ореолом святости и носило ритуальный характер в ситуациях, когда суициду не было альтернативы. Смерть императора или смерть феодала влекла иногда самоубийство их подданных. Бусидо (кодекс чести самурая) утверждает, что смерть за своего господина должна превратиться в праздник духа, в свет самопожертвования. Кодекс чести самураев, в котором декларировалось верность сюзерену, презрение к собственной жизни, страданиям и боли, был для них безальтернативен, если требовалось искупить вину или выразить протест против несправедливости для сохранения чести своего господина, а значит, и своей. Самоубийство совершалось двумя способами: харакири (вспарывание живота) или откусывание собственного языка. Если человек добровольно решал свести счеты с жизнью, то, созвав всех членов семьи, он облачался во все белое, затем вспарывал себе живот, а в этот момент сын или близкий друг отрубал ему голову. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей из разных слоев общества.
8. Благотворительность в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока Благотворительность в средневековых странах Ближнего и Среднего Востока развивалась в соответствии с установками ислама (религиозноеучение о поклонении единому богу – Аллаху). Основатель этой одной из трех мировых религий – Мухаммед (Мохаммед; в европейской литературе – часто Магомет, Магомед, ок. 570–632) почитается как пророк. В результате арабских завоеваний ислам распространился на Ближнем и Среднем Востоке, от Испании до Средней Азии, а позднее – и в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Его распространение шло быстро и успешно, без активного принуждения и преследования немусульман (иноверцев). Этому во многом способствовали как его близость к иудаизму и христианству (очень многое в Коране заимствовано из Библии), так и идеи практической благотворительности, заложенные в исламе. Уже в начальный период исламизации от имени пророка, а позднее его преемников, 4/5 военной добычи шло воинам, а 1/5 предназначалась для распределения среди нуждающихся.
Идеи сострадания, милосердия и помощи нуждающимся весьма характерны для ислама. Милость и милосердие в нем рассматриваются как важнейшие качества, атрибуты самого Бога. «Кто не проявляет милосердия к людям, – учил основатель ислама пророк Мухаммед, – к тому Аллах не будет милосерден». В исламе, как и в других восточных религиях, как у язычников дохристианской Европы, было принято милосердное отношение не только к людям, но и к животным. Напоивший бездомную собаку водой, удостоится вознаграждения Аллаха. Подвергался наказанию тот, кто несвоевременно кормил домашних животных и подвергал их мучениям.
Коран – главная вероучительная книга ислама, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки относятся к рубежу VII–VIII вв. Коран состоит из 114 сур (глав), котрые начинаются фразой: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!». Аллах будучи сам милостивым и милосердным, требует от правоверных проявлять такие же качества, оказывать нуждающимся бескорыстную реальную помощь.
Мусульманин обязан проявлять гуманное отношение к побежденному, прощать обиды, отказаться от получения долга, если должник находится в затруднительном положении, а также помогать не только тому, кого постигло несчастье, но и тому, кто охвачен благородными устремлениями. Поскольку люди созданы для служения Богу, то проявление милосердия должно быть определено одним мотивом: совершенствоваться во имя Бога и награды в будущей жизни в потустороннем мире (Коран, глава 51, стих 56).
Ислам определяет категории нуждающихся в милосерднической деятельности и отношение к ним следующими словами, содержащимися в Коране: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону Востока и Запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные».
В Сунне (религиозная книга ислама) определено, на что необходимо направлять пожертвования: «На устройство мечетей, медресе, мостов через реки, колодцев и водоемов, приютов для неимущих и сирот». Следуя предписаниям ислама, власти и общественность во времена голода открывали народные столовые. Исламский обычай запрещал подбирать опавшие плоды, оставляя их бедным.
Милостыня в исламе бывает трех видов: единичный акт благотворения; искупительное действие, т.е. каффара (штраф) за умышленное нарушение предписания, например, поста, поступающий на благотворительные цели; выделение части своих доходов в пользу неимущих. Принимать садаку (милостыню) мог лишь человек, который не мог сам ее подавать.
Отношение к маргинальным слоям населения было достаточно мягким. Пророк Мухаммед, исходя из постулата, что все люди братья, наставлял правоверных как следует относиться к рабам и невольникам: «Аллах поставил под ваше начало ваших братьев. И тот, кто имеет под началом своего брата, пусть даст ему ту же пищу, какую потребляет сам. Пусть одевает его в такую одежду, которую надевает сам. И пусть не возлагает на него труд, что выше его сил. А если возложит на него труд, что превышает его силы, то пусть окажет ему помощь в нем» (Китаб аль-Абаб аль-Муфрад. – Ташкент, 1970). Тот, кто избивает своего раба – плохой человек, а тот, кто освободил раба, искупил свою вину перед Аллахом.
Ислам как религия рабство не поощрял, что, однако, не мешало существованию государственного рабства. Десятки тысяч рабов из числа покоренных народов составляли в Арабском халифате слой неполноправных работников, за счет которых государству удавалось проводить благотворительные акции в отношении неимущих правоверных. В мусульманских государствах, согласно нормам шариата, были приняты следующие правила по отношению к рабам: ребенок рабыни, родившийся от внебрачного сожительства со свободным мужчиной, становился свободным, а после смерти хозяина свободной становилась и его мать. Получивший свободу раб имел те же права, что и все остальные. Многие из бывших рабов впоследствии занимали высокое положение в обществе, становились сановниками, знатными людьми, занимали посты провинциальных наместников халифа, глав правительств и даже главы государства. Все халифы IX–X вв. были сыновьями тюркских или греческих рабынь. Год