КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История и методология криминологии»
на тему: «Методология криминологии»
Выполнил: О.А. Оборина, студент 1-го курса заочной формы обучения, юридического факультета, группа Юм05/1906з
Проверил: Н.И. Крюкова, профессор кафедры, д-р юрид. наук, профессор
Оценка:
__________________________________
Подпись
__________________________________
«» _______________ 2020 г.
Люберцы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Сущность и основные понятия методологии. 5
2. Общенаучные методы, используемые в криминологии. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12
ВВЕДЕНИЕ
Криминология – это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.
Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова «crime» (преступление) и греческого слова «logos» (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает «учение о преступлении». Принимая во внимание то обстоятельство, что термин «преступление» практически равнозначен термину «преступность», более точно, можно обозначить криминологию как «науку о преступности». Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.
|
|
Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это – весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.
Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.
|
|
Цель данной работы – исследовать криминологию и ее предмет. Необходимость достижения указанной цели обусловливает необходимость постановки и решения следующих задач:
- проанализировать понятие криминологии;
- охарактеризовать предмет криминологии;
- обозначить практическое значение криминологии.
Сущность и основные понятия методологии
Методология криминологии основана на диалектическом методе познания, который считает фундаментальными идеи всеобщей взаимосвязи явлений, развития, неразрывности материального и идеального.
Идея всеобщей взаимосвязи явлений наиболее плодотворно реализуется в рамках системно-структурного подхода: именно в таком подходе синтезируются многие стороны диалектического метода. В основе методологии системного анализа лежит представление о системе — совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих новым качеством. Именно появление новых свойств в образуемой совокупности элементов дает основание констатировать наличие системы и утверждать необходимость применения системного подхода.
Системный подход показал свою действенность как в процессе теоретического анализа (например, условий дезорганизации различных социальнополитических систем), так и в ходе конкретных разработок (в частности, при создании целевых комплексных программ борьбы с преступностью). Возрастание роли системного подхода в последние десятилетия обусловлено усложнением общественных процессов, необходимостью поиска адекватных форм для выражения сложных и сверхсложных структур, зависимостей и отношений человеческой деятельности, стремлением создать инструмент интегрального видения реальности. Криминализация различных сторон государственной и общественной жизни приводит к пониманию активной роли криминальных отношений в функционировании социального организма, наличию прямых и обратных связей между преступностью и криминальным поведением, с одной стороны, и политикой, экономикой, социальной психологией, юридическим регулированием — с другой. Преступность в настоящее время выступает мощным деструктивным фактором жизнедеятельности любой социальной системы, и важно установить каналы и степень соответствующего неблагоприятного воздействия.
Так, государство представляет собой политико-правовую систему с огромным числом внутренних и внешних взаимосвязей, преступность в государстве является относительно самостоятельной подсистемой. Не случайно, например, организованную преступность называют государством в государстве. Воздействие государства на преступность также может быть рассмотрено в понятиях системного подхода, где государство выступает в роли управляющей подсистемы, а преступность предстает управляемой подсистемой.
Следует подчеркнуть, что системность является объективной характеристикой организации мира, поэтому использование системного подхода в качестве методологического основания криминологии закономерно отражает объективную реальность.
Идея развития выражает диалектику со всеми его сложностями, с сочетанием конструктивных и деструктивных процессов, разнонаправленных тенденций, движениями поступательного и кругового прогресса и регресса, эволюцией и инволюцией, непрерывностью и дискретностью, перспективностью и ограничениями.
Идея развития утверждает закономерность постоянного появления качественно нового, и в этом смысле каждая социальная ситуация требует самостоятельного анализа и оценки, поскольку она никогда не повторяется. Поэтому при изучении криминологии важнее всего сформировать криминологическое мышление, овладеть методологией криминологического анализа, в котором за деревьями виден лес.
|
|
Идея развития имеет объективно-целевое содержание, в понятиях которого преступность представляет собой целеустремленную систему и выражает совершенно определенный тип социального поведения. В развитии следует усматривать не только цель, но и смысл. Такой смысл формируется целями социальной активности, которые имеют свою иерархию и субъектов реализации.
Развитие подчинено императивам, причем не только материальным, но и нравственным. Нравственные законы, утверждающие вечные категории добра и зла, действуют столь же неотвратимо, как и законы физические, неизбежно показывая разрушительность зла и созидательный характер добра.
Если добро соответствует бытию в самом прямом смысле (добро есть следование гармонии мироздания, подчиненность категорическим императивам в пределах от «не навреди» до «возлюби»), то зло есть небытие, мнимое, искаженное бытие. Зло воплощает стремление к разрушению и саморазрушению, оно бессмысленно, потому что в конечном счете нацелено на уничтожение самого носителя зла. Зло — это та самая виртуальная реальность, которая уводит человека в мир иллюзий, делает его послушным орудием многочисленных фантомов, существом определенно больным, носителем различных патологий. Оно искажает и делает недоступным понимание смысла бытия.
В методологическом плане важно учитывать неразрывность связи материального и идеального, материи и сознания, которая не исчерпывается физическими или химическими реакциями, но указывает на объективность существования категорий, которые отрицаются в рамках материалистического мировоззрения, но признаются всем богатством человеческого опыта, общепризнанными достижениями философской мысли.
|
|
Чрезвычайно актуально использование в криминологии синергетического подхода, поскольку преступность — это самоорганизующаяся система, а синергетика — наука о законах организации сложных развивающихся систем. Здесь исследуются взаимодействия порядка и хаоса, механизмов скачкообразных преобразований (бифуркации), характер направленности развития (состояние аттрактора), к которому стремится эволюция криминальной системы.
Методология криминологии включает в себя совокупность общенаучных методов: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, сравнение. Сравнительный метод получил многогранное воплощение в теории сравнительной криминологии. В криминологии используются частнонаучные методы, разработанные в статистике (наблюдение, сводка и группировка, статистический анализ), прогностике (экстраполяция, экспертные оценки, моделирование), социологии (опрос, эксперимент, наблюдение, изучение документов).
Значение методологии в криминологии выявляется и в последовательности ее преподавания. Здесь возможны по меньшей мере две стратегии: от частного к общему и от общего к частному. Первая стратегия предлагает изучать основы криминологии с познания закономерностей индивидуального преступного поведения. Вторая начинает содержательный анализ с изучения преступности. В первом случае происходит формирование мышления криминолога-психолога, во втором — мышления криминолога-социолога.
Российская учебная школа криминологии традиционно придерживается второй стратегии. И это логично, поскольку такой подход акцентирует внимание на выявлении и необходимости устранения в первую очередь социальных патологий, что важно для формирования правильной гражданской позиции.