Поскольку форма политической системы в РФ - либеральный демократизм, функциональные отношения государственной власти можно разделить на две группы:
· раскрывающие связь с общественными отношениями;
· выражающие внутренние функции деятельности государства;
К числу наиболее общих функций можно отнести следующие:
1. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;
2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;
3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;
Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.
4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);
5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);
6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.
Главной функцией демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.
Функции Президента России:
1. Гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
2. Гарант суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
3. Гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.
Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов, а так же осуществлять функции организационно-управленческого, исполнительно-распорядительного характера.
Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти являются:
· прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной;
· планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управляемой деятельности;
· организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления, определение их функций, подчиненности, прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.);
· правовое регулирование – установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;
· общее руководство и оперативно-распорядительная работа; предварительная и текущая координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
· контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер, в том числе к нарушителям установленного порядка;
· -учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и, в частности, ее конечных результатов;
· информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
· методическое руководство;
· кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Функции Правительства.
Управление государственным аппаратом, исполнение законов по букве конституции.
Правительство контролирует законодательную деятельность Парламента:
· является главным, источником законодательной инициативы;
· оказывает решающее воздействие на законодательный процесс.
Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.
В соответствии с законом полномочия Правительства можно разделить на общие полномочия и полномочия в специальных сферах деятельности.
Общие полномочия Правительства РФ заключаются в том, что оно:
· организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
· обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ;
· направляет и контролирует деятельность ее органов;
· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Федеральные министерства наделены функциями по выработке и реализации государственной политики в пределах своих полномочий.