Охрана детского голоса

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован: связки тонкие, мягкое небо малоподвижное, дыхание слабое. В результате дети поют легким, слабым звуком. От дошкольников нельзя требовать сильного звука (петь громче!), т.к. голосовые связки не упругие и давление на них слабое, воздух расходуется быстро. Кроме этого, голосовые связки смыкаются не полностью и работают только их края.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Педагогу очень важно сохранить природные качества голоса ребенка и не допустить преждевременного износа голосового аппарата. Певческий голос регулируется и управляется нервной системой, поэтому причинами возникновения некоторых явлений (хрипоты, потери голоса) могут быть отрицательные эмоции и стрессы. И, наоборот, заметно улучшается качество пения при положительных эмоциях. Спокойная рабочая обстановка, доброжелательное отношение педагога, хорошее самочувствие стимулирует певческий тонус, в то время как нездоровье, резкие замечания, шум отрицательно сказываются на возможностях маленького певца.

Певческие навыки и умения.

Певческие навыки и умения включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки. Певческая установка – это правильное положение корпуса во время пения. Дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки должны лежать на коленях

Вокально-хоровые навыки:

Дикция – четкое произношение слов во время пения.

Артикуляция – активная работа артикуляционного аппарата, который включает в себя – язык, губы, зумы, нижнюю челюсть.

Звуковедение – способность пропевать гласные звуки во время пения.  

Хоровые навыки:

Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т.е. умение детей петь вместе, не отставая и не опережая друг друга.

Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

Требования к подбору песенного репертуара:

1. Доступность для исполнения.

2. художественная ценность песни.

Задание 2. Выполнить тест по теме «Пение».

 

Тестовое задание

1. Почему, на Ваш взгляд,  пение называют одним из самых доступных для ребенка видов музыкальной деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Напишите недостающую задачу вида музыкальной деятельности – пение:

а/ Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).

б/ Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые навыки и умения).

в/ ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

3. Исключите лишние признаки понятия «органы дыхания» т.е. то, что не входит в данное понятие (нужное подчеркнуть):

а) легкие;                          г) мышцы трахеи;

б) диафрагма;                   д) глотка;

в) гортань;                        е) бронхи.

 

 

4. Запишите названия вокально-хоровых навыков, которым даны определения.

а) ___________________________________ - активная работа артикуляционного аппарата.

б) ____________________________________ - четкое произношение слов во время пения.

в) ____________________________________ - пение вместе, слитно.

 

5. Исключите лишние признаки понятия «голосовые органы» (нужное подчеркнуть):

а) гортань;                              г) легкие;

б) глотка;                                д) мягкое небо;

в) бронхи;                               е) ротовая полость.

 

6. Напишите требования к подбору песенного репертуара для детей дошкольного возраста.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

7. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Певческий голос ребенка – драгоценный дар, который следует хранить и пользоваться разумно» («Да», «Нет»). Объясните, почему?

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 3.    Изучить лекционный материал по теме: Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности. Значение и задачи.

 

Тема:   Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности.

Значение и задачи.

 

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой музыкально-ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950).  Педагог был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой он обучал своих учеников на протяжении многих лет. В ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Жак-Далькроза. Отечественную систему ритмики, рассчитанную на детей дошкольного возраста создали Е.А.Метлов,  Е.А.Ветлугина,  С.Д.Руднева и др.

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительности движения.

Задачи:

  1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
  2. Развивать музыкальные способности.
  3. Учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), а также виды ритмики (игра, пляска, упражнение).
  4. Формировать красивую осанку, учить выразительным и пластичным движениям.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Развивать основы музыкальной культуры.

Эти задачи успешно решаются при использовании высокохудожественного репертуара.

Виды ритмики.

1. Музыкально-ритмические упражнения,

2. Танцы, пляски, хороводы.

3. Музыкальные игры.

 

Упражнения.

Упражнение – это многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений – организовать детей на музыкальном занятии, совершенствовать основные движения, разучить движения к играм и пляскам и образные движения. Упражнения занимают 2 – 3 минуты в начале каждого занятия.

 

Танцы, пляски, хороводы.

Они обычно делятся на две группы: зафиксированные и свободные. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. К свободным относятся те, которые придумывают сами дети. В них они используют знакомые элементы танцев.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Существуют следующие разновидности танцев:

а/ Пляски с зафиксированными движениями.

б/ Пляски комбинированные, т.е. имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию (подбираются 2-х частные контрастные произведения или две самостоятельные пьесы разного характера, но сходные по стилю).

в/ Свободная пляска (импровизация) носит творческий характер и исполняется под народные плясовые мелодии. Дети используют знакомые элементы танцев, комбинируют их, придумывают свою пляску.

г/ Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями («Каравай»).

д/ Характерный танец, в котором плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (Петрушки, Снежинки, Зайчики и т.д.).

Танцы и пляски могут носить подражательный характер, т.е. выполняться по показу взрослого (чаще в младшей группе). Самостоятельно дети могут танцевать начиная со средней группы.

 

Игры.

Музыкальная игра, как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Игра – самая близкая форма деятельности меленьких детей. Музыка определяет развитие игры, усиливает ее эмоциональную сторону, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями и т.д.

В музыкальных играх дети разыгрывают сюжет или выполняют игровые задания. В соответствии с этим игры бывают сюжетные и несюжетные.

1. Сюжетная игра, в ее основе лежит определенная тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры (например, «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Звероловы и звери» и т.п.).

2. Несюжетные игры определенной тематики не имеют. В таких играх встречаются элементы пляски, соревнования, ловли, различные построения и перестроения («Будь ловким», «Бери флажок», «Кто скорей ударит в бубен»).

 

Логоритмика.

Это система музыкально-двигательных упражнений, рече-двигательных и музыкально-речевых упражнений и игр. К этим упражнениям относятся свободные двигательные импровизации под музыку, двигательный инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Понятие логоритмики основано на использовании слова и движения. С помощью занятий логоритмикой дети усваивают знания в области метроритмики, музыкального восприятия, музыкальной культуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: