Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Однородными считаются члены предложения, которые:

- выполняют в произведении общую синтаксическую функцию;

- зависят от одного слова;

- отвечают на один вопрос.

Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи:

Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв.

Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд.

Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.

В предложении может быть как один, так и несколько рядов однородных членов:

Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны.

 

Упражнение 1. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Не было ни бурных слов ни пылких признаний ни клятв ни обещаний (Пауст.). 2. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок этот гостиный двор с жёлтыми облупившимися сводами голубей на базаре зелёную вывеску трактира чай да сахар каждую щепку на горбатой мостовой (Пауст.). 3. Поддержит он его или нет? 4. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне (Ч.). 5. Ни кола ни двора у бедного крестьянина (Гл. Усп.). 6. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы то внушительно поучал дочь (М. Г.). 7. Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот то пение то рыдающие стоны гитары (Пауст.). 8. Аллеи, засаженные сиренью и липами вязами и тополями, вели к эстраде (Фед.). 9. Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли её, что она хорошая милая редкая (Ч.). 10. Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками но и русло будущего канала (Фед.). 11. Мама не то что сердилась на меня но всё-таки была недовольна (Кав.). 12. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно как и появился (Арс.).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

1. И гордый сознанием своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых (Тург.). 2. Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, даже презрение (Тург.). 3. Ни сожаления, ни любопытства — никакой мысли нельзя было прочесть на этих каменных лицах (Купр.). 4. Едва Авилов закрывал веки, перед ним тотчас же назойливо вставала скучная картина похода: серые комковатые поля, жёлтая пыль, согнутые под ранцами фигуры солдат (Купр.). 5. Всё в нем нравилось Арбузову: весёлый характер, щедрость, утончённая деликатность, выдающаяся даже в среде цирковых артистов (Купр.). 6. И низенький, приземистый, серьёзный комод, и высокий узкий шкаф, и добродушный круглый стол, и нарядное, кокетливое зеркало — все они сквозь ленивую и томную дремоту зорко, выжидательно и угрожающе стерегли Арбузова (Купр.). 7. И в музыке, и в доме мужа, и во всех романах — одним словом, везде я была только эпизодическим лицом (Ч.).

Упражнение 3. Исправьте пунктуационные ошибки.

1. В корзине была дичь — два тетерева и утка (Гонч.). 2. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу ни один лист на верхней ветви дерева (Л. Т.). 3. Всё — мастеровые в новых зипунах и армяках, старики с палками, бабы в пёстрых платках, босоногие ребя- тишки слилось в одну массу (М.-С.). 4. Всё — река, роща, оба берега, деревья и поле, всё было залито ярким утренним светом (Ч.). 5. Всё: звуки и запахи, тучи и люди, словом — всё было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки (М. Г.).

Упражнение 4. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы однородных членов, определите, чем выражен каждый из однородных членов.

Образец: Трудно (нареч.), с упорством (сущест. с предлогом) отступала зима.

1. Трудно с упорством отступала зима. 2. Вошла девушка рослая одетая по моде с букетом сирени. 3. Небо было чистое в звездах. (Сим.). 4. Солнце уже выглянуло сзади из-за огорода и тихо без хлопот принялось за свою работу. (Ч.). 5. По накатанной с горячей мягкой пылью дороге я бегу к мельнице на плотину. (С.-М.). 6. Споро с огоньком работали школьники в колхозном саду.

Упражнение 5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Пример 1.

1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова.

3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.

4) Дружба да братство дороже всякого богатства.

5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.

Пример 2.

1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.

5)Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

Пример 3.

1) Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр.

2) Павел I мог по совершенно незначительному поводу или откровенно клеветническому доносу жестоко расправиться с любым придворным.

3) Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы.

4) Грациозно закачаются гибкие концы папоротников и опять всё тихо.

5) Итальянское искусство в XVII веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом и идеалом.

Пример 4.

1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.

2) Было сыро холодно и сумрачно.

3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.

4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

5)В небе носились как ласточки так и стрижи.

Пример 5.

1) Крестьяне разводили кур и уток и гусей.

2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.

3) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.

4) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.

5) Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.

Пример 6.

1) В передней врачи переговариваются на латыни и это придаёт их разговору ещё большую таинственность.

2) Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам.

3) Сама жизнь диктует художнику сюжет и композицию и краски.

4) Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства.

5) Больше указаний не последовало и Миша толкнул дверь в горницу.

Пример 7.

1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.

4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: