Раздел «Правила постановки тире в предложении»

ВОРОНЕЖ

2017

 

 

М23

Учебно–методическое пособие «Практикум по пунктуации» по дисциплине БД.01 «Русский язык»: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей 1 курса оч. формы обучения / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. С.Г. Любова]. – Воронеж: ВГПГК, 2017. – 82 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и рабочей программой дисциплины БД.01 «Русский язык». Предназначены для организации аудиторной работы, а также внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1-го курса всех специальностей.

 

ББК 81.2

 

© Любова С.Г.. 2017

© Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2017

 

 

Содержание

Введение 4

Правила постановки тире в предложении5

Знаки препинания в предложениях с однородными членами10

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями 15

Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами 24

Знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями 33

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях 39

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях 50

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях 59

Приложение 73

Список литературы 82

 

 

           Введение

 

Настоящее пособие адресовано студентам I курса, изучающим курс «Русский язык», и призвано систематизировать теоретические знания в рамках данной дисциплины в аспекте изучения пунктуации. Основной целью курса является повышение уровня грамотности будущих специалистов в процессе освоения пунктуационных норм.

В пособии даны теоретические сведения, касающиеся правил постановки знаков препинания, а также предложены упражнения, систематическое выполнение которых повысит уровень владения русским языком.

Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Ведущим принципом русской пунктуации является синтаксический, т.е. расстановка знаков препинания определяется структурой синтаксической конструкции. Поэтому изучение правил пунктуации связано с изучением синтаксиса. Кроме синтаксического принципа, есть интонационный и смысловой, которые поддерживают синтаксический и взаимодействуют с ним. Например, пауза, как интонационный признак, служит условием постановки тире в неполном предложении или между главными членами предложения. Смысловые отношения важны при постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Пунктограмма – это правильное употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.

Основная часть правил пунктуации жестко привязана к синтаксическому строению предложения: это знаки конца предложения; знаки, разделяющие части сложного предложения; знаки, указывающие на синтаксическую однородность; знаки, выделяющие группы слов с четко фиксируемым местом расположения (например, причастный оборот, стоящий после определяемого слова).

Такие знаки ориентированы на предложение как основную синтаксическую единицу и составляют необходимый пунктуационный минимум.

Другая часть правил подчеркивает смысловые взаимоотношения частей предложения-высказывания, т. е. учитывает контекстуальные условия, иногда выходящие за рамки отдельного предложения.

 

 

Раздел «Правила постановки тире в предложении»

I. Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

· при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом (Моя мама - учитель).

· если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит. (Защищать Родину - это наш долг).

· при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) инфинитивом (В этом городе знать три языка — ненужная роскошь).

· при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) именем существительным (Осень – золотая пора).

· при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) именем числительным (Дважды два – четыре).

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

· если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),

· если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),

· если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),

· если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),

· если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),

· в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).

II. Тире в неполном предложении.

Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он - в кино).

Если для предложения отсутствие сказуемого - норма, то тогда тире не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания самого предложения): Снова в час ночной тучи над землей.

III. Интонационное тире.

Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям - объяснить надо).

IV. Соединительное тире.

Тире ставится:

· между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев - Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию «от...до»,

· между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА - Локомотив».

Упражнение 1. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Упражнение 3. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, раскрыв скобки и заменив, где следует, строчные буквы прописными. В примерах из произведений И. Крылова и Т. Леонтьевой отметьте интонационное тире. Укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

1. Рейнский водопад (н…) что иное, как (не) высокий водя…ой уступ. (Ж.) 2. Не зна…шь дела ты никак. Не вид…шь разве ты Покойник был дурак. (Кр.) 3. Убил изво…ка злодей. Убил и к добыче скорей. Что ж он завоевал — Воз целый пузырей. (Кр.) 4. В лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их царь по царству ходит, и всякого, кого (н…) встретит он, (тот) час засудит и проглотит. (Кр.) 5. Я, вы знаете, человек очень (не) богатый: дела мои расстроены. (Т.) 6. Сидеть на в…сящей над Темзой тер…ас…е таверны одно из интереснейших занятий в мире. (Пауст.) 7. Первым отлетает техник Трофим Николаевич Королев. С ним рабочие Николай Юшманов, Михаил Богданов, Иван Харитонов и Фили… Деморчук. Их цель из бухты на охотском побережь… пробрат…ся в центральною часть Джугджура. Участок работы самый отдаленный, поэтому (то) туда и назначен Королев. (Федос.) 8. Оляна женщина дородная, cбольшими (жалостливо) смотрящими в самую душу темными глазами, с приветливым лицом. Ей было за пятьдесят, но выглядела она куда моложе, всегда румянились ее щеки, а в (черно) смоляных волосах (н…) одной серебря…ой нити. (Ст.) 9. Машины все шли со стороны железной дороги, а к станции (н…) одной. (Бедн.) 10. По (старо) давнему поселковому обычаю (н…) танцующие девчата выстроились у одной стены, а ребята у противоположной. (Бедн.)11. Тем, кто первыми пробьют путь на луну, на марс, наша земля будет во сто крат дороже, потому (что) здесь будет ждать, помнить женщина. Она сестра твоя. Твоя любимая. Твоя мать. Она победа. (Бур.) 12. Учитель это (н…) обыкновенное существо. (Леонт.) 13. Дежурный это я. Когда я дежурный, я то (же) жалуюсь. (Леонт.) 14. Мы (н…) ограничены переменой. Сегодняшний день день подготовки к экзаменам. (Леонт.) 15. Р…стение выр…стает из семени. Это (н…) обходимость. Если семя попадает в хорошую почву, оно обязательно даст р…сток. Но представьте себе, что семя попадает в плохую почву или град поб…ет первые побеги. Тогда р…стение не созреет. А ведь град или плохая почва случайность. (Н…) правда ли. (Леонт.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: