Метод Мельникова-Разведенкова

Жидкость для фиксации:

- Вода водопроводная 1000 мл.

- Хлорид калия 5 г.

- Ацетат калия или натрия 30 г.

- Формалин продажный 100 мл.


Жидкость для восстановления цвета:

- Спирт ректификат 90-градусный.


Жидкость для хранения препарата:

- Вода водопроводная прокипяченная 1000 мл.

- Ацетат калия или натрия 400 г.

- Глицерин 600 мл.

 

1. Время фиксации в жидкости зависит от размера органа. Продолжительность фиксации кишечника, мочевого пузыря, оболочек мозга в пределах одних суток. Более крупные органы требуют большего времени для фиксации - 3-5 и более суток.

2. Орган считается профилированным в том случае, если он на всю глубину имеет одинаковый сероватый цвет (как и на поверхности) и при надавливании из разреза не вытекает красноватая жидкость.

3. После того, как орган профилируется, его переносят по методу Мельникова-Разведенкова - в спирт для восстановления первоначального цвета.

4. Время восстановления цвета органа в спирте -определяется опытным путем (от 20 минут до нескольких часов) и зависит от продолжительности фиксации. Сразу после восстановления первоначального цвета орган перекосят в жидкость для хранения.

5. Если требуется восстановить цвет крупного органа, то с целью экономии спирта его помещают в кювету и покрывают тонким слоем гигроскопичной ваты, смоченной спиртом. Вату периодически приподнимают, определяя момент восстановления первоначального цвета.

6. После восстановления естественного цвета орган или ткань помещают в банку с жидкостью для хранения. Банку герметически закрывают. Крышку вырезают из обычного или органического стекла и приклеивают замазкой Менделеева, Шора, клеем БФ-2, БФ-4 или др. Замазка Менделеева продается в зооветснабах в готовом виде. Ее можно готовить и самостоятельно.

 

Состав замазки Менделеева: для этого в металлической посуде расплавляется 125 г желтого пчелиного воска. Затем небольшими порциями добавляется 500 г канифоли, 200 г краски-мумии прокаленной и 3-5 мл льняного или другого масла при постоянном помешивании. После этого вся масса варится на слабом огне при легком помешивании до исчезновения пены. Готовая замазка должна быть одинаковой по окраске игустоте. Она переливается в металлическую посуду, в которой хранится и разогревается при необходимости ее использования.

 

Состав замазки Шора: гуттаперчи - 100, смолы черной - 200, асфальта - 200, сала несоленого - 200, канифоли - 400. В случае получения очень сухой консистенции надо уменьшить количество канифоли.

 

Для запечатывания банок лучше пользоваться замазкой Менделеева. Она влагоустойчива и хорошо удерживает крышку, которую при необходимости можно снять, что легко сделать горячим ножом или скальпелем.

Перед закрыванием просушивают края банки, разогревают замазку, в нее быстро погружают края крышки, удерживая её наклонно. Затем крышку быстро накладывают на банку, слегка прижимают и сверху кладут небольшой груз. После прикрепления крышки проверяют герметичность, для чего банку осторожно наклоняют на бок и проверяют не подтекает ли жидкость.

Если сохранение естественной окраски органа или ткани необязательно, то их можно хранить в 10%-ном растворе формалина.

5.2. Ботаника с основами кормопроизводства

Основная цель практики по ботанике – это приобщение студентов к научно-исследовательской работе, овладение знаниями о биологии отдельных видов растений и грибов, их приспособленности к среде обитания. Приобретение навыков флористической работы, а также освоение методов сбора, фиксации, хранения растительных и грибных организмов, анализа растительного покрова, экологических подходов к оценке природных явлений и условий окружающей среды и антропогенных воздействий.

Цель практики - закрепление знаний по теоретическому курсу ботаники. Достигается это путем изучения растений непосредственно в природе.

Задачи практики:

-  закрепить и углубить знания по морфологии и систематике растений;

-  освоить методику сбора и гербаризации растений;

-  приобрести навыки морфологического описания растений;

-  освоить методику работы с определителями растений;

-  формировать знания об основных видах местной флоры, в том числе о кормовых, лекарственных, ядовитых и вредных растениях;

-  ознакомиться с видами растений, интродуцированными в местную среду обитания;

-  познакомиться с разнообразием жизненных форм и экологическими группами растений в районе проведения практики;

-  сформировать умения отличать основные типы растительного покрова, ботанически грамотно характеризовать их в описаниях, зарисовках и других материалах;

-  формировать навыки проведения самостоятельных исследований в полевых условиях.

В результате прохождения практики студент должен:

а) знать:

1.  морфологическое строение вегетативных и генеративных органов однодольных и двудольных растений;

2.  общие закономерности роста и развития растений;

3.  виды размножения растений: вегетативное, бесполое, половое;

4.  систематику однодольных и двудольных растений.

б) уметь:

1.  выявлять морфологические особенности строения органов цветковых растений (корень, лист, стебель, цветок, плод, семя);

2.  выявлять анатомические особенности строения органов цветковых растений;

3.  работать с определителями растений и определять растения;

4.  визуально распознавать растения различных ботанических семейств и хозяйственно-ботанических групп, знать их основные биологические, хозяйственно-полезные свойства и особенности;

в) владеть:

1.  методикой определения растений и изготовления гербария;

2.  навыками применения полученных знаний в научных исследованиях и практической деятельности.

 

Для подробного знакомства с растительностью проводится тематическое выполнение задания в течение всего периода практики. На тематических заданиях осуществляется самостоятельное наблюдение природных объектов, сбор (заготовка) материала для оформления гербария, определение и описания растений.

Гербарий (от латинского слова herba - трава) означает коллекцию правильно высушенных, определенных, смонтированных растений, снабженных соответствующим паспортом - этикеткой.

Практика по ботанике имеет большое значение в подготовке специалистов в области ветеринарной медицины.

Во время учебной практики в естественной обстановке студенты изучают разнообразие растительных сообществ, взаимосвязь растений с окружающей средой. Знакомятся с различными приспособлениями растений к условиям жизни и убеждаются в единстве растительного организма и условиями его существования. Приобретают и углубляют практические навыки в технике сбора, сушки и монтировке гербария, а также в определении растений по ключам-определителям.

За время прохождения практики студент должен:

1. провести морфологическое описание не менее 10 растений.

2. провести геоботаническое описание З-х фитоценозов.

3. провести определение не менее 10 «неизвестных» растений с помощью определителя.

4. смонтировать и оформить гербарий.

 

По окончании практики каждый студент обязан предоставить:

Ø гербарий растений, хорошо высушенных, определенных до вида, с правильно оформленными этикетками.

Ø дневник, в который записывается вся работа проведенная студентом во время практики.

Ø отчет по учебной общепрофессиональной практике.

 

Студенты должны хорошо знать русские и латинские названия растений, изученных на практике, характеристику семейств, к которым принадлежат эти растения, должны ответить на теоретические и практические вопросы по экологии, фитоценологии и охране растительного мира. Отчитаться за работу, выполненную в рамках практики.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: