
В ВУЗе консультациям придается большое значение. Любая консультация отличается от аудиторного занятия по расписанию, прежде всего, свободой во времени. В процессе консультаций преподаватель вправе использовать неформальное общение, в основе которого, как известно, диалог. Поэтому именно на консультациях, во время общения с преподавателем студенту предоставляется уникальная возможность получить ответы на разнообразные вопросы и в аспекте изучаемой дисциплины, и личного плана. Консультация может быть индивидуальной или групповой. Однако любая консультация, как и занятие, требует соответствующей подготовки со стороны студента. В противном случае неизбежна потеря времени и преподавателя, и студента.
В этой связи мы рекомендуем при подготовке к консультации: 1.Сформулируйте вопросы, которые возникли при изучении тем, отдельных вопросов, изучаемых профессиональных дисциплин. 2.Попытайтесь самостоятельно найти ответы на собственные вопросы, зафиксируйте результаты поисков. 3.Смело задавайте вопросы, добивайтесь полной ясности при ответе.
Самостоятельная работа: это просто или сложно?

Самостоятельная работа студента (СРС) - это вид познавательной деятельности, при котором проявляются активность и независимость личности, инициатива, ответственность, способность действовать без посторонней помощи и руководства, процесс усвоения определенной суммы знаний и способов деятельности. СРС, с одной стороны, способствует эффективной работе студентов по усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения определенному учебному предмету, с другой стороны, удовлетворяет потребность студентов в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала. Основой ее является непосредственный личный интерес и познавательная культура, определяющая характер целеполагания и систему деятельности личности. К самостоятельной работе студент должен быть готов, т.е. уметь ставить цепи, определять (можно и с помощью преподавателя) объем материла, уметь выбирать рациональные способы учения, четко следовать намеченному графику деятельности, анализировать проделанное и давать себе оценку. Организация деятельности студентов может быть различной. При полной ("автономной") самостоятельности студент сам формулирует цель работы (дает себе установку), сам выбирает содержание, создает условия, сам ограничивает себя сроками и несет ответственность за качество своей работы. Данный вид самостоятельности проявляется в большей степени при усвоении предмета в таких условиях обучения, как экстернат, дистанционное, заочное обучение. При неполной (частичной) самостоятельности функция определения цели, содержания деятельности, сроков выполнения задания, форм отчетности возлагается на преподавателя. Самостоятельность студента заключается в индивидуальном стиле осуществления заданного преподавателем объема работы. Основная цель самостоятельной работы - формирование самостоятельности в познавательной деятельности. Виды самостоятельной работы студента. По форме самостоятельная работа может быть аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной с участием преподавателя и без него. 1.Аудиторная самостоятельная работа, как правило, осуществляется на лекции, практических, лабораторных, семинарских занятиях и представляет собой форму самостоятельной продуктивной в учебном отношении деятельности студентов: совместные рассуждения, расшифровка тезиса, "включение в дискуссию" с обоснованием своей точки зрения, выполнение определенного объема задания, тематические диктанты, контрольные работы и т.п. 2.Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает изучение научной и специальной литературы, подготовку к занятиям, написание рефератов, докладов, выполнение заданий по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Она обычно корректируется, контролируется и оценивается преподавателем или самим студентом через тесты, вопросы для самоконтроля, контрольные работы. По цели это может быть проработка материала, выполнение учебно-исследовательских заданий и исследовательская работа. 1.Текущая проработка материала (ТПМ) включает выполнение домашнего задания по предмету, работу с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовку к семинарам, лабораторным работам и т.п. 2.Учебно-исследовательская работа (УИР) предполагает выполнение студентами проблемно-поисковых и творческих заданий, написание докладов, рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ, проектов. Результатами различных типов исследовательской работы студенты представляют на предметных, итоговых (по результатам производственной практики) и научно-практических конференциях. Лучшие работы становятся участниками Педагогического фестиваля в колледже, Областной педагогической олимпиады среди студентов педагогических колледжей области, публикаций в научно-методических сборниках.
Наши рекомендации: 1. Проанализируйте стиль своей познавательной деятельности: насколько он рационально организован. 2. Не стесняйтесь уточнять цель задания, форму отчетности и сроки. 3. Прежде чем приступить к конспектированию материала, прочитайте его, выделите главное (сформулируйте основную мысль работы и уточните для себя, какое место в подготовке ответа она будет занимать: как пересказ, как подтверждение мысли, как опора для рассуждения и т.д.). составьте план, а уж потом приступайте к составлению конспекта. 4. Не переписывайте чужие конспекты. Лучше уточните у преподавателя, что почитать и верно ли поняли суть проблемы.






