Лев ильич мечников прогресс в истории

Мы далеки от неографического фатализма, в котором нередко упрекают теорию о влиянии среды. По моему мнению, причину возникновения и характер первобытных учреждении и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в тех соотношениях между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности. Пусть деспотизм проявляется под какой угодно формой – монархической, военной, или жреческой, пусть это будет в какой угодно фазе исторического развития – в варварской или в цивилизованной – человек будет угнетаем только потому, что он неспособен сознательно проявить кооперативную солидарность для отпора силе угнетения. Деспот, под видом ли жреца, воина, царя, всегда являлся в истории только живым символом и олицетворением неспособности, бессознательности и бессилия угнетаемых им народных масс.

Но, в тех случаях, когда история развивается нормальным образом, в известный период наступает все большее и большее равновесие между условиями среды и анархическими стремлениями народа; мало помалу проявляется прогресс, т.е. те изменения в общественном самосознании, которые наблюдаются уже в чисто биологических явлениях; этот прогресс в общественной жизни идет от угнетения к анархии, от солидарности, предписываемой средой или внешней силой, к солидарности добровольной и сознательной.

Проследивши подробное развитие социального прогресса в истории, мы ясно сможем различить в нем три главных периода человечества. В первом периоде – мы видим четыре великих культуры: египетскую, ассирийскую, индусскую и китайскую. Эти культуры характеризуются беспримерным развитием деспотизма и обоготворением угнетателей. Социальный строй всех этих четырех культур развил принцип власти до неслыханных в позднейшее время размеров; позднее деспотизм нигде не проявлялся в такой степени. Наиболее жестокие цезари Рима, французский король Людовик XI, русский царь Иван Грозный – лишь до некоторой степени и то в исключительные моменты своей жестокости приближаются к этим восточным деспотам.

Второй исторический период начинается с появлением на исторической арене финикийцев. Отныне начинается постепенный упадок восточных деспотий и федеративно-республиканский строй становится почти общим правилом.

Вэту эпоху господствующим фактом политической истории становится олигархия, т.е. опять-таки форма деспотизма, связанная с случайностью завоевания и захвата.

Феодализм, рассматриваемый с общей точки зрения, точно так же как и олигархия, характеризуется как право собственника распоряжаться личностью и имуществом побежденного, не имеющего ничего своего. Если олигархия вела за собою неизбежно рабство, то феодализм не менее фатально вызывал крепостничество; между этими двумя формами рабства, по моему мнению, не существует очень большой разницы, кроме разницы в словах.

Чтобы подчеркнуть непрерывность исторического развития и прогресса во всех трех принятых нами периодах всеобщей истории, историки обыкновенно берут в качестве характерного признака наиболее распространенный в данную эпоху способ труда. Так, для древних деспотий и олигархий таким характерным способом будет рабство, для феодальных государств средних веков крепостничество, а для новейшего времени система наемного труда, при которой человек, считаясь номинально свободным, продает свой труд и получает за это известную заработную плату.

Положение наемного работника, этой рабочей машины наших культурных обществ, в действительности, во многих отношениях гораздо хуже, чем положение раба в древности или крепостного в средние века. Однако, тем не менее, между положением самого несчастного пролетария нашего времени и положением раба или крепостного, даже поставленных в наилучшие условия, лежит громадная разница. Социальный строй, характеризуемый системой наемного труда, не представляет хозяину или патрону никаких прав на личность трудящегося. Феодальный же властитель пользовался постоянным и даровым правом на труд своего крепостного и имел над его личностью право столь широкой и неограниченной юрисдикции, какой не пользовался ни один римский рабовладелец.

Третий, намеченный нами период исторического развития едва лишь начинается. Его начало можно считать с момента провозглашения знаменитой декларации «Прав человека и гражданина». Главная задача этого периода заключается в том, чтобы уничтожить социальное неравенство и воплотить в жизнь принципы, формулированные в декларации Прав человека.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки (Географическая теория прогресса и социального развития). – М., 1929. С.69-76.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ

Несколько слов о ноосфере.

В гуще, интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой – с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой.

В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологии, сознательно не считаются с законами природы биосферы – той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее неотделим.

И эта неразрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться.

В действительности ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут.

Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

Понятие «биосферы», т.е. «области жизни», введено было в биологию Ламарком в Париже в начале XIX в., а в геологию Э. Зюссом в Вене в конце того же века.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т.е. геологически вечно.

Эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений.

Исходя из геологической роли человека, А.П. Павлов в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой.Он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.

Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное, прежде всего) положения человека на нашей планета.

В ХХ в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937–1938 г.г. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сотен километров в час, и на этом они еще не остановились.

Экономист Л. Брентано подсчитал, что, если бы каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они не заняли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Остальная поверхность Земли осталось бы пустой от человека. Таким образом, все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом.

В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей – Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, желтых, и черных рас – любым образом среди них всех – развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство.

В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие «закон природы», как это теперь все больше входит в жизнь в области физико-химических наук как точно установленное эмпирическое обобщение.

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету. Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?

Как правильно сказал некогда Гете, в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего.

Эмпирические результаты такого «непонятного» процесса мы видим кругом нас на каждом шагу.

Минералогическая редкость – самородное железо – вырабатывается в миллиардах тонн. Никогда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных минералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда.

Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды.

В результате роста человеческой культуры в ХХ в. все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части Океана.

Человек должен теперь принимать все больше и больше меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства. Сверх того, человеком создаются новые виды и расы животных и растений.

В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти из предела своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет.

Можно смотреть на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим.

Русский космизм: Антология философской мысли.– М.,1992. – С.304-306, 308-310.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: