Новгородская архитектура XIII - XV в.в

Произведениями строительства этого времени являются уже не огромные соборы, величественные и торжественные, а сравнительно небольшие по величине, четырехстолпные церкви. Эти, в основном, частные боярско-купеческие постройки, уступая княжеским в масштабах, далеко превзошли тех в количестве. В них, помимо прочего, большую роль играли практические удобства строителей: склады ценностей и товаров в подцерковье.

Складывание нового архитектурного типа прослеживается по церквам Николы на Липне и Успения на Болотове. Как и в предшествовавший период, создание типа было делом местных художественных сил, но осуществлявших свои замыслы не в изоляции, а во взаимодействии с культурой других местных центров Руси и с западноевропейской культурой.

Церовь Николы на Липне

Церковь Успения на Болотове

Русской архитектурой эпохи феодальной раздробленности был создан тип небольшого, по сравнению с ранними соборами, четырехстолпного, одноглавого сооружения, характеризующегося пирамидальным построением общих пропорций. Этапы сложения этого типа прослежены преимущественно в архитектурной практике западной и северо-западной Руси, с конца XII в.

Дальнейшим конструктивным и стилистическим развитием типа были новгородские постройки XIII-XIV вв.

Церковь Николы на Липне, несмотря на позднейшие переделки, дает достаточные возможности установить ее общий первоначальный замысел и архитектурное его воплощение. Это был замысел небольшого стройного здания, у которого повышением средней части и понижением углов логически подготовлялось его одноглавое завершение. Во внутренней конструкции четырехстолпного здания это достигалось заменой в угловых делениях прежних коробовых (полуцилиндрических) сводов полукоробовыми, а в наружном виде - соответственным этому приданием фасадам трехлопастной формы, по которой шло и покрытие здания.

Дальнейшим ее этапом были церкви Феодора Стратилата на Ручью (1362) и Спаса на Ильине (1374) - классические постройки XIV в. Без существенного изменения в организации внутреннего пространства они еще далее трансформировали внешние формы зданий в направлении общей высотности и пирамидальности построения, вводя покрытие всех четырех фасадов по многолопастным аркам. В церкви Феодора оно более полого, в церкви Спаса круче и отличается большою стройностью и выисканностью, как все вообще пропорции здания.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью

Церковь Спаса на Ильине

Характеризуя в целом новгородское зодчество XIII-XIV вв. в специально архитектурном плане по сравнению с зодчеством раннего времени, можно отметить в нем новое ощущение и выражение идеи единства массы: - в постройках оно подчеркнуто применением лопаток лишь по углам здания и отсутствием их по середине; облегчение массы и пирамидально-высотное ее ориентирование, выразившееся вначале в трехлопастном с повышенным центром затем в многолопастном оформлении фасадов и покрытий, завершающемся одной главой; усиление идеи свободного внутреннего пространства; наконец, развитие некоторого изящества за счет мощи, сказавшееся в общих пропорциях и декору зданий.

Стремление к декору архитектуры в XIV в. сказалось в Новгороде в большей степени, чем в XI-XII вв. Однако и здесь оно сохранило свойственные местному типу культуры черты простоты и сдержанности. Новгородские мастера использовали и каменные рельефные украшения стен, но очень осторожно и ограниченно. Таковы вставляемые ими кое-где в стены рельефные каменные кресты разных форм, скупостью рисунка на глади стены напоминающие древние северные петроглифы. Чаще мастера применяли выпуклые бровки над окнами, простые и профилированные ниши и очень простой же, но эффектный орнамент из глубоких треугольных впадинок, особенно охотно употреблявшийся и на церковных, и на светских зданиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: