Как составить анкету для социологического опроса

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями.

Примеры:

неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;

правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;

2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:

неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;

правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;

3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков.

Примеры:

неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;

правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

 

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.

2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.

3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.

4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.

5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.

6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.

7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Список основных признаков забракованных анкет:

× отсутствие заполненных паспортных данных (при наличии соответствующей графы);

× нет ответов на основную часть вопросов;

× наличие грубых ошибок (много альтернативных ответов, нецензурная лексика и т.д.);

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: