Позвольте подробнее остановиться на результатах практического исследования

Переходим к изложению основных результатов теоретической части исследования.

1. Формирование таких диалогических умений, как слушать партнёра по диалогу, быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы, самим задавать вопросы во время беседы, вовремя и корректно входить и выходить из диалога возможно не только при реальном общении, но и в компьютерной среде с помощью ИКТ.  

2. Способом формирования диалогической речи была выбрана ролевая игра. Доказана эффективность применения ролевой игры в компьютерной среде на всех этапах школьного обучения. Так для младшего школьного возраста предпочтительны сюжетные ролевые игры сказочного, бытового  и обиходного содержания (например, речевой этикет и культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового и обиходного содержания. Для старших классов предпочтительны имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания и имитационная деловая ролевая игра.

Позвольте подробнее остановиться на результатах практического исследования.

1. Для правильного выбора компьютерных обучающих программ были разработаны восемь критериев представленных на слайде:

1) возрастосообразность; 2) соответствие компьютерных обучающих программ содержанию учебного предмета; 3) наличие упражнений на формирование всех четырёх видов речевой деятельности; 4) наличие упражнений разного уровня сложности  для учеников разной степени обученности; 5)возможность выбирать индивидуальный темп и скорость обучения; 6) наличие всех типов восприятия информации; 7) наличие виртуального наставника; 8) возможность осуществления обратной связи с учениками для оценивания их результатов и объяснения ошибок.

2. Были выбраны 4 КОП в соответствии с выше перечисленными критериями и проанализированы: «English Three Steps», КОП Гончарова А.А. «Английский для хулиганов», «Tell me more», «English. Разговорный английский» (Новейшие технологии обучения) Digital Publishing.

3. Для проведения эксперимента в начальной школе на протяжении 10 уроков было организованно контрольная и экспериментальная группа. Контрольная группа обучалась традиционным способом, а в экспериментальной группе развитие диалогической речи осуществлялось с помощью компьютерных обучающих программ и компьютерных ролевых игр сказочного содержания. В конце эксперимента в начальной школе методом наблюдения за познавательной активностью детей была зафиксирована большая продуктивность в экспериментальной группе. Там дети лучше усвоили логику построения диалога, успешнее, с наименьшим количеством ошибок строили фразы и легче включались в беседу друг с другом.

4. Положительные изменения в ходе опытно-экспериментального исследования в средней школе зафиксированы анкетами учеников, представленными на страницах 72 и 91 диссертационной работы. В 6 и 8 классе экспериментальной группы по результатам анкетирования, направленного на выявление эффективности компьютерных обучающих программ и компьютерных ролевых игр, были получены следующие данные, 75% учеников из 8 класса и 95% учеников из 6 класса положительно оценили такой способ обучения. Учащиеся высказались в поддержку компьютерных обучающих программ и компьютерных ролевых игр для формирования диалогической речи. Например, Маша сказала: «Мне очень легко и интересно работать с КОП,  я получаю от этого удовольствие». Артём выразил своё мнение: «КОП помогаю мне поверить в себя, с помощью них я могу достичь высоких результатов в изучении английского языка». Влад сказал: «КОП расширяют мой кругозор». Катя поделилась своим мнением: «КРИ развивает мою внимательность, с помощью КРИ я без труда могу воспринимать большое количество информации за короткий промежуток времени». Ваня поделился мнением: «Благодаря КРИ и постоянной практики мне теперь легче самому составлять диалоги на английском языке».

5. У школьников на старшей ступени обучения уровень сформированности диалогической речи диагностировался по семи критериям, предложенным учёным методистом Мирой Лазоревой Вайсбурд. Экспериментальная группа 9 класса, обучающаяся по компьютерным обучающим программам, имела более богатый словарный запас, умела внимательно слушать и понимать собеседника, правильнее использовала в диалогах речевые обороты, умела ставить все виды вопросов и давать на них ответы, а также вовремя и корректно входила и выходила из различных диалогов.

Таким образом, возможность формирования диалогической речи с помощью компьютерных обучающих программ и ролевых игр показала эффективность на всех ступенях обучения английскому языку. Правильно спланированный выбор компьютерных обучающих программ и ролевых игр предоставляет прекрасные условия для формирования диалогической речи.

 

 

· Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.

· Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота

· Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры

· Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

 

 

Вайсбурд М.Л. определил критерии степени сформированных диалогических англоязычных умений: 1) умение слушать партнёра по диалогу; 2) умение быстро и правильно отвечать на различные вопросы; 3) умение поставить вопросы во время беседы; 4) вовремя входить в диалог; 5) вовремя и корректно выходить из диалога.

 

На низком уровне сформированности диалогических навыков и умений ученики проявляют пассивность, безинициативность в диалоге с другими учащимися или с преподавателем по причине недостаточного запаса лексического багажа, неправильного применения речевых оборотов. Школьники очень часто неправильно отвечают на вопросы, потому что не хотят внимательно дослушивать до конца своего партнёра по диалогу или просто не понимают его речь. Во время диалогов ставят перед своими собеседниками ограниченное количество вопросов, следовательно, могут не вовремя вступить в беседу. Отвлекаются в ходе диалога и не знают, как правильно выйти из него.

На среднем уровне ученики легко, непринуждённо и с большим желанием и интересом вступают в диалог и другими учащимися, друзьями или с преподавателем, хотя им трудно правильно применять речевые обороты в диалоге, поэтому не всегда им это удаётся корректно сделать. Ученики могут дать ответы на вопросы, но сами грамматически правильно построить вопрос затрудняются. Они вовремя могут войти в диалог, но не умеют или не хотят дослушать своего партнёра до конца, а также не знают, как завершить беседу.

На высоком уровне ученики с удовольствием вступают в диалог с учащимися из своего класса или с преподавателем, у школьников богатый словарный запас, они часто, уверенно и правильно используют в своей беседе речевые обороты. Ученики умеют вовремя и правильно войти и выйти из беседы, внимательно слушать и понимать собеседника, ставить различного вида вопросы и давать на них ответ во время диалога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: