Детерминанты преступности мигрантов.
К внешним (макросоциальным) следует отнести:
- • процессы глобализации, в результате которых интеллектуально и технологически развитые страны в еще большей степени втягивают локальные национальные миры в орбиту собственного влияния при постоянной тенденции социокультурной унификации развитых стран;
- • невиданные ранее масштабы миграционных процессов расшатывают и тем самым осложняют, дестабилизируют социально-культурное устройство государств. В этих условиях обостряется проблема социокультурной идентификации и адаптации личности в обществе, что неблагоприятно сказывается на показателях преступности;
- • появление качественно новых каналов передачи информации. Именно это обусловливает мировую трансформацию и складывающуюся новую социокультурную картину мира и, в частности, систему ценностей. Российское общество сегодня находится в процессе контркультурного размежевания, сломаны некоторые культурно-нравственные барьеры, нет никаких препятствий к возможности захвата сознания большинства граждан, в том числе экстремистского и радикально исламистского содержания;
- • экологический кризис, в связи с экономическими процессами бездумного воздействия на природу, начинающих приобретать планетарный масштаб, и связанные с этим последствия в сфере психофизиологического здоровья населения планеты также могут выступать как фактор риска, связанный с нестабильностью психофизического состояния граждан, нередко приводящей к преступлениям.
К числу факторов, обуславливающих повышенную криминальную активность нелегалов среди всех мигрантов, можно отнести следующие.
|
|
- 1. Нелегальное положение устраивает мигрантов, прибывающих с противоправными намерениями для совершения преступлений, перевозки запрещенных к обороту веществ и предметов (наркотиков, оружия, контрафактной продукции и т.п.)
- 2. Участие в теневой экономике и криминальном бизнесе с нарушением коммерческого, налогового, трудового законодательства, создание благодатной ситуации для привлечения дешевой рабочей силы в экономическом секторе (строительство, ЖКХ, торговля и услуги), совершение преступлений экономической направленности.
- 3. Коррумпированность контрольных органов, обеспечивающих прикрытие нелегальной миграции, деятельность различных структур по предоставлению фиктивных услуг по регистрации мигрантов, получению разрешений на трудовую деятельность и преодоление других барьеров (поддельные справки, разрешения).
- 4. Создание по национальному признаку криминальных формирований организованной преступности, охватывающих значительные территории и многообразные сферы жизнедеятельности и вызывающие негативный общественный интерес.
- 5. Вызывание страха у местного населения за его безопасность, распространение экстремизма, разжигающего ксенофобию и ненависть по признакам расы, национальности и вероисповедания.
Итак, назовем три линии детерминации преступности приезжих:
|
|
- во-первых, комплекс причин и условий, влиявших на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей факт миграции;
- во-вторых, причины и условия, действовавшие в проблемной жизненной ситуации, зачастую определяющие факт и цели миграции;
- в-третьих, комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт.
Классификация и типология мигрантов, совершающих преступления.
Криминологи всегда выделяют контингенты преступников-приезжих – лиц, совершивших преступления не по месту жительства. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев – места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Хотя все они – мигранты, но не все мигранты относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому подходу уже относятся к местным жителям.
К сожалению, в нынешнем своем виде уголовная статистика не позволяет согласовать демографическую классификацию мигрантов с уголовно-правовой классификацией преступников-приезжих, так как, во-первых, уголовная статистика не выделяет отдельные категории мигрантов, а во-вторых, разбивается основная группа стационарных мигрантов на тех, кто уже устроился и относится статистикой к местным жителям, и тех, кто находится в стадии устройства, еще не прописан и т. д. и в связи с этим входит в число приезжих.
Преступники без определенного места жительства, так называемые бомжи, – это особая категория мигрантов, около 60% которых ранее судимы, большинство злоупотребляют алкоголем или являются хроническими алкоголиками; многие страдают серьезными соматическими и психическими заболеваниями. Налицо глубокая социальная, нравственно-правовая и психологическая деградация личности. Поэтому сам факт существования такой категории лиц представляет значительную угрозу безопасности и здоровью населения. Кроме того, само наличие и увеличивающаяся численность лиц, утративших место жительства, являются весьма значимым индикатором, свидетельствующим об ухудшении социальной и криминологической ситуации в стране.
Криминологическая характеристика транснациональной преступности
Транснациональная преступность обусловлена интернационализацией современного мира, характеризующаяся следующими факторами:
- · формированием мирового экономического рынка, для которой характерны тесные экономические связи, взаимные инвестиции;
- · формирование международных финансовых систем, систем международных расчетов, позволяющих моментально осуществлять финансовые операции с участием банковских учреждений нескольких государств;
- · формирование мировых систем коммуникаций;
- · развитие технологий контейнерных перевозок;
- · увеличение масштабов миграции, образование многонациональных мегаполисов;
- · «прозрачность» государственных границ в отдельных регионах мира.
Помимо объективных закономерностей интеграции и интернационализации мировой экономики, социальных и политических процессов, существуют и специфические факторы:
- 1) невмешательство стран в деятельность транснациональных преступных группировок по разным причинам;
- 2) коррумпированность государственных чиновников, призванных бороться с преступностью;
- 3) отсутствие всеобъемлющего взаимодействия государств в борьбе с транснациональной преступностью;
- 4) не разработанность национальной политики и законодательства по противодействию транснациональной преступности.
|
|