План изучения материала

Практическое занятие № 9

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка

Учебная цель: совершенствование умения выявлять закономерности функционирования фонетической системы русского языка

Учебные задачи:

1. Развивать умения выявлять закономерности функционирования фонетической системы русского языка, фонетические законы изменения (оглушение, озвончение, редукцию).

2. Совершенствовать орфографическую грамотность.

Краткий теоретический материал по теме

Фонетическая сторона русского языка характеризуется системой согласных (36 согласных организованы в пары по твердости-мягкости и глухости-звонкости), гласных(6 гласных звуков), фонетическими законами изменения (оглушением, озвончением, редукцией), ударением, интонацией.

К фонетическим особенностям русского языка относятся следующие. По природе русский язык консонантный (преобладание согласных), преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что изучает фонетика? Что такое фонема?

2. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?

3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

4. Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

5. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

Вариант 1

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) видение

Б) шепелявить

В) жить

Г) извержение

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) деревья

Б) поезд

В) подъезд

Г) перебежчик

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) продолбил

Б) причинил

В) прихожанин

Г) поэтесса

4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) провозгласил

Б) притеснял

В) пробуждал

Г) проглотил

5. Вставьте И или Ы.

играть – под…грать, раз…грать, с…грать, вы…грать;

интегральный – под…нтегральный;

меж…нститутские соревнования;

двух…мпульсный;

пед…нститут,

дез…нформация,

пост…мпрессионизм,

супер…нтендант.

6. Вставьте букву (правописание приставок на З/С).

Во…хождение на вершину ра…паковать вещи

Чере…чур много и…течь кровью

Во…полнить пробелы прои…шедший случай

Во…звание шалишь и…подтишка

Мирово…зрение …гинуть навсегда

Ни…провергнуть бе…дельничать

7. Вставьте, где нужно, букву Ь.

Горяч…, доч…, обжеч…ся, зареж.., кулич…, мелоч…, острич…, сплош…, тон…ше, уж…, фальш…, вскач…, вояж…, глуш…, пейзаж…, проч…, убереч…ся, тягуч…, платёж, пожарищ…, стриж…, возьмеш…, колюч…, ёж…, брич…ка.

8.Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, где это возможно.

Образец:

Варежка - варежек

Бума(ш,ж)ка, ак(кк)умулятор, сва(т,д)ьба, чудес(т)ный, грамм(мм)атика, безрука(ф,в)ка, чу(ф,в)ство, ком(мм)ентарий, лес(т)ница, ко(з,с)ьба, паде(ш,ж), пиро(ш,ж)ки, сторо(ш,ж)ка, шта(б,п), сма(з,с)ка.

9. Вставьте пропущенные буквы.

Беч…вка, деш…вый, ж…лоб, ж…лудь, ж…рнов, зач…т, печ…нка, прич…ска, пш…нка, реш…тка, уч…ба, ч…лка, ч…рточка, ш…пот, ц…коль.

10. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

Образец:

упл_тнение слоёв - плȯтный

 отд_лённая деревня _________ бескрайняя д_лина _____________ внезапно озл_бился _________ раскр_ить ткань ______________ не нужно усл_жнять _________ дальняя ст_рона _______________

нельзя г_лодать ______________ упр_стить выражение ________ искреннее пок_яние _________ нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________обл_котиться о перила _________ погл_щать свет ______________др_жит от холода ______________ не хочу отр_виться ___________нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ___________мудрый ст_рожил ______________

 

 

Практическое занятие № 9

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка

Вариант 2

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) джемпер

Б) степь

В) чудеса

Г) цепи

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) купаешься

Б) явление

В) июньский

Г) живёт

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) огоньки

Б) ест

В) кочуют

Г) яблоко

4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) конец

Б) термометр

В) дельта

Г) шомпол

5. Вставьте И или Ы.

искать – от…скать, под…скать, раз…скать, по…скать;

июльский – пред…юльский;

сверх…зысканный;

трёх…мпульсный;

спорт…нвентарь

контр…гра,

суб…нспектор,

транс…орданский.

6. Вставьте букву (правописание приставок на З/С).

Чре…мерный восторг …даться на милость

Ра…жечь ни…ринуться с обрыва

Бе…ветренный чре…полосица

Бе…системный …гореть дотла

…двинутые парты ни…посланная милость

Бе…брежное небо живу …десь

7.Вставьте, где нужно, букву Ь.

Ноч…, среж…, бережёш…ся, щёлоч…, стрич…ся, свеч…ка, брош…, сроч…ный, плющ…, хрящ…, кумач…, наотмаш…, навзнич…, замуж…, горяч…, молодёж…, сторож…, невмоч…, с плеч…, хорош…, испеч…, ералаш…, невтерпёж…, умнож…те, назнач…те.

8.Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, где это возможно.

Образец:

Варежка - варежек

Ре(с,з)кий, сер(д)це, жени(т,д)ьба, ил(лл)юзия, радос(т)ный, прфес(сс)ия, аген(т)ство, радос(т)ный, праз(д)ничный, кры(ш,ж)ка, кни(ш,ж)ка, но(ш,ж)ки, кру(ш,ж)ка, бу(т,д)ка, ре(с,з)ьба.

9.Вставьте пропущенные буквы.

Веч…рка, ж…ваный, ж…лтый, ж…лчь, ж…сткий, кош…лка, пощ…чина, пч…лка, расч…ска, сч…т, уч…т, ч…рствый, чеч…тка, щ…голь, щ…тка.

10.Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

Образец:

Угн…тение бесправных – гнёт

экономика разв…вается ______________ флаги разв…ваются_______

сп…шите к нам ____________________ сп…шите данные__________

нав…вать тоску ___________________ нав…вать кудри ___________

 прож…вать мясо ___________________адрес прож…вания _________

т…сненная обложка_______________ст…снённые условия_________

скр…пить печатью _______________скр…пя сердце_______________

скр…пучая телега___________________ лишился своих з…мель ____

ч…стоплотное животное _______ч…столюбивый человек __________

глаза сл…паются ______________осл…плён фарами ______________

ст…рожил огород _____________ ут…пические идеи ______________

 

 

Дата 30 марта 2020 г.
№ урока по расписанию 5
Группа 1 жз
Дисциплина Литература
№ урока по плану 58
Тема «Севастопольские рассказы». Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого
Источник информации Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» (текст). Учебник: Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс, 2 часть, с. 150-152.
Домашнее задание Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс, 2 часть. Учить с. 150-152. Ответить на вопросы для самопроверки на с.152-153 (устно)
Форма выполнения Устно
Срок предоставления выполненного задания До 06 апреля

 

Материал к уроку

«Севастопольские рассказы». Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период.

2.Война как явление, противоречащее человеческой природе.

3.Сила духа русского народа в представлении Толстого.

4. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны».

5. Контраст между природой и деяниями человека на земле.

6.Утверждение духовного начала в человеке.

7.Особенности поэтики Толстого.

8.Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого.

 

Дата 31 березня 2020 г.
№ урока по расписанию 4
Группа 1 жз
Дисциплина Українська мова
№ урока по плану 24
Тема Логічність мовлення План 1. Умови логічності висловлювання (додержання логічної послідовності порядку слів, логічних пауз і логічного наголосу, смислових, структурних та інтонаційних зв'язків). 2. Абзац як засіб логічної організації висловлювання: службові та вставні слова як засіб додержання логічності. 3. Трьохчастинна побудова тексту (вступ, основна частина, заключна частина) як найбільш адаптована логіці розвитку думки. 4. Попередження змістових помилок у мовленні учнів. 5. Вимоги до логічності мовлення у різних стилях. Логічність – одна з найістотніших якостей наукового стилю.
Источник информации Інформація в мережі Інтернет
Домашнее задание Виконати вправу 1
Форма выполнения В електронному вигляді (або письмово в зошитах)
Срок предоставления выполненного задания До 07 апреля

 

Дата 1квітня 2020 г.
№ урока по расписанию 6
Группа 1 жз
Дисциплина Украинская литература
№ урока по плану 41
Тема Символізм драматичного етюду О. Олеся “По дорозі в Казку”. План вивчення матеріалу 1. Дорога в казку – символ духовних поривань людини до кращого життя. 2. Проблема вождя і маси. 3. Лідер – духовно сильна особистість. 4. Трагічна суперечність між духовністю, мрією і жорстокістю. Теорія літератури: драматичний етюд. Практичне заняття. 1.Визначити тему, проблеми етюду “По дорозі в Казку”. 2. Розкрити власне розуміння образів-символів, зокрема символу дороги в Казку. 3. Сформулювати відповідь на питання: “Казка життя людства – вимисел чи реальність?” 4. Порівняти драматичний етюд “По дорозі в Казку” і поему “Мойсей” І.Франка. 5. Висловити власні міркування з приводу порушених у творі проблем (лідерства, шляхів успішного досягнення мети).
Источник информации Текст драматичного етюду О. Олеся “По дорозі в Казку”, система питань та завдань до практичного заняття, інформація в мережі Інтернет
Форма выполнения Питання 1, 2, 3, 5 практичного заняття в електронному вигляді або письмово, 4- усно.
Домашнее задание Читати твір О. Олеся “По дорозі в Казку”, дати визначення терміну «драматичний етюд». Вміти аналізувати драматичний етюд О. Олеся, скласти усний твір «Хто такий лідер і добре це чи погано?» або «Які шляхи можливі для успішного досягнення мети?».
Срок предоставления выполненного задания До 06 апреля

МАТЕРІАЛ ДО УРОКУ

Символізм драматичного етюду О. Олеся “По дорозі в Казку”.

 

Олександр Олесь, із творчістю якого ми продовжуємо знайомитись, настільки лірик, що залишається ним і в драматичних творах, осяяних високою мрією. Мрія для письменника — це природне прагнення людини до кращого життя, спонукання до активної діяльності. Його герої здатні до благородних вчинків заради щастя людей готові йти вперед і вести за собою. На жаль як і в давні часи, так, мабуть, і нині, не всі розуміють і цінують їхні високі поривання. Але будемо оптимістами й подивимося, що думає з цього приводу сам Олександр Олесь.

У 1914 році О. Олесь видає «Драматичні етюди», до яких входять твори «По дорозі в Казку», «Золота нитка», «Осінь», «Танець життя», «На свій шлях» тощо.

 Що ж таке драматичний етюд? Слово «драматичний» зрозуміло. Етюд — зарисовка з натури. Терміном, запозиченим з малярства, називають невеликі пейзажні або психологічні літературні зарисовки. Етюдом також вважають невеликий драматичний чи музичний твір або розіграну сцену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: