Тема 12. Прямая и косвенная речь
Цели: 1) повторить, обобщить, углубить и систематизировать знания о различных способах передачи чужой речи; 2) получить сведения о прямой и косвенной речи, их отличительных особенностях, пунктуации при них.
План
1. Понятие прямой и косвенной речи.
2. Знаки препинания при прямой речи.
3. Знаки препинания при косвенной речи и цитатах.
Понятие прямой и косвенной речи
Речь, сказанная кем-нибудь, может быть передана говорящими или в форме прямой речи, или в форме косвенной речи.
Прямая речь – речь, сказанная от имени того лица, которым она была когда-то произнесена или могла быть произнесена, с сохранением всех еѐ особенностей. Пример:
– Аннушка! Иди сюда, не бойся, – кликнул старик ласково.
– Боюсь, – раздался тонкий голосок.
Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно ука- зывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была ска- зана, кому адресована, вообще указывается всѐ то, что необходимо для более точного еѐ понимания.
В прямой речи нередко можно встретить обращения, восклицания, ча- стицы, вводные слова, порядок слов, свойственный живой, заранее не подго- товленной речи, неполные предложения, незаконченные и прерванные пред- ложения. Благодаря своей живости и выразительности прямая речь использу- ется в художественных произведениях для характеристики персонажей.
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Реплики диалога обычно связаны друг с другом по смыслу. Например:
- Это какая улица?
- Садовая.
- А на Лесную как пройти, не знаете?
- Идите прямо, а потом направо.
Косвенная речь – такая речь, в которой говорящий передаѐт чьи-либо слова от своего имени в форме придаточных предложений. Пример: Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голосом ответила, что боится.
Знаки препинания при прямой речи
Пунктуацию при прямой речи можно передать при помощи следующих схем:
1. А: «П».
2. А: «П!»
3. А: «П?»
4. «П», – а.
5. «П!» – а.
6. «П?» – а.
7. А: «П», – а.
8. А: «П!» – а.
9. А: «П?» – а.
10.«П, – а, – п».
11.«П, – а. – П(!?)».
12.«П! – а. – П(!?)».
13.«П? – а. – П(!?)».
14.«П(!?)» – а. – «П(!?)».
Рассмотрим правила более подробно:
1. Для выделения прямой речи употребляются кавычки: «Погода пор- тится», – сказала женщина.
2. После слов автора перед началом прямой речи ставится двоеточие (на схеме 1, 2, 3). Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Пример: Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моѐм коне!» (М.Ю. Лермонтов).
3. После прямой речи перед словами автора ставится либо запятая, либо восклицательный знак, либо вопросительный (на схеме 4, 5, 6), либо мно- готочие и после любого из этих знаков – тире. Слова автора после прямой речи начинают писать с маленькой буквы.
Примеры: «Это лошадь отца моего», – сказала Бэла (М.Ю. Лермонтов).
«Трогайтесь!» – закричал он ямщикам (М.Ю. Лермонтов). «Что ты здесь притаился?» – спросил Дубровский кузнеца (А.С. Пушкин). «Ветру бы те- перь дунуть...» – говорит Сергей (М. Горький).
4. Если слова автора обрамляют прямую речь, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неѐ соответствующий знак (запятая, восклица- тельный или вопросительный) и тире. Вторая часть слов автора начинает- ся с маленькой буквы (на схеме 7, 8, 9).
Пример: Валентина закричала: «Все сюда!» – и побежала к реке.
5. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то при выделе- нии их возможны следующие случаи.
(на схеме 10) Если на месте разрыва прямой речи не должно было бы быть никакого знака или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире. Первое слово второй части прямой речи пишется с маленькой буквы. Примеры: «Я говорил вам, – воскликнул Максим Максимыч, – что нынче бу- дет погода» (М.Ю. Лермонтов). На месте разрыва прямой речи ни после первого отрезка, ни перед вторым отрезком кавычек не ставят.
(на схеме 11) Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора точка и тире. Первое слово второй части прямой речи в этом случае начинается с большой буквы. Пример: «Суда на пристани есть,
– думал я.– Завтра отправлюсь в Геленджик» (М.Ю. Лермонтов).
(на схеме 12 и 13) Если на месте разрыва прямой речи должен был бы стоять знак вопросительный или восклицательный, то после прямой речи пе- ред словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора точка и тире. Первое слово второй части прямой речи начинается с большой буквы.
Пример: «Ой, не воротиться ли? – говорил я. – К чему упрямиться?»
(М.Ю. Лермонтов).
Знаки препинания при косвенной речи и цитатах
Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предложениях с косвенным вопросом возможна двоякая пунктуация:
1. Когда косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пе- ред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак: Всю ночь я думал: кто бы это был?
2. Когда же косвенный вопрос рассматривается как простая передача со- держания вопроса, перед ним ставят запятую, а в конце сложного предложе- ния тот знак, который требуется смыслом всего сложного предложения: Всю ночь я думал, кто бы это был.
Знаки препинания при цитатах.
Разновидностью прямой речи являются цитаты – дословно приведѐн- ные выдержки из высказываний и сочинений разных авторов.
Цитаты выделяются кавычками. Если цитата включается в текст в ка- честве самостоятельного предложения, знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи: Пушкин, оценивая своих предшественников, писал:
«Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неров- ность слога, исполнены порывами гения...». Если же цитата сливается со сло- вами автора в одно предложение (сложное или простое), ставятся те знаки препинания, которые требуются построением данного предложения: Пушкин, оценивая своих предшественников, писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения».
Вопросы для размышления и самоконтроля:
1. Чем отличается прямая речь от косвенной?
2. Каковы основные принципы (не правила, а принципы, то есть общие закономерности) пунктуации при прямой речи?






