Основные принципы современной НКМ

Лекцию прочитать, задание в конце

Философия и научная картина мира

 

ПЛАН.

1. Философское осмысление мира.

2. Научная картина мира.

3. Основные принципы современной научной картины мира (НКМ).

Философское осмысление мира

С глубокой древности люди пытались представить себе, как устроен мир в целом, откуда и как он возник, по каким законам развивается, каким он будет в далеком будущем. Картина мира – это теоретическая модель Вселенной, совокупность ответов на фундаментальные вопросы бытия.

Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный. Вселенная содержит бесконечное множество тел, многие из которых по размерам превосходят Землю в миллионы раз. Наука признает объективное существование Вселенной. Это значит, что она существует независимо от сознания человека, ее познающего.

Один из сложнейших вопросов истории человеческой мысли – Имеет ли Вселенная начало? На этот вопрос в истории человеческой мысли сложилось два ответа:

1) Да, у Вселенной было начало, она возникла или была создана. Многие говорят о сотворении мира богом. Платон считал, что мир создан из предсуществовавшей материи. Среди научных теорий самой распространенной является теория Большого взрыва.

2) Нет, Вселенная не имела начала, она вечна. В космогонии древних индусов говорится, что мир проходит через бесконечное число повторяющихся циклов (дней и ночей Вселенной). Аристотель считал, что Земля всегда была центром вечного мира. Научная теория Стационарной Вселенной объясняет вечное существование материи для поддержания постоянной плотности Вселенной.

В связи с вопросом о начале Вселенной в философии встает вопрос –

Что лежит в основе Вселенной? Другие, не менее важные вопросы – это вопрос о происхождении жизни, о происхождении человека на Земле и о его месте в мире.

На эти вопросы можно выделить две самые общие и кардинально противоположные позиции ответов: материализм и идеализм (теизм).

1. Материализм считает, что в основе Вселенной лежит вещество, материя; не существует ничего кроме материи; материя постоянно развивается и обладает способностью к самоорганизации; мир возник в результате процесса эволюции, согласно которому происходит изменение и развитие во Вселенной от простого к сложному, от несовершенного к совершенному; человек – это сугубо материальное существо, лишенное какой-либо сверхъестественной сущности; моральные и нравственные принципы у человека возникают в результате социального взаимодействия с другими людьми в обществе.

К философам-материалистам можно отнести Фалеса, Демокрита, Б.Спинозу, П.Гольбаха, Ф.Энгельса и других.

2. Идеализм (теизм в данном случае) считает, что в основе Вселенной лежит несотворенный творческий Разум (Бог), которой заложил законы и цели развития Вселенной; Вселенная существует как выражение Его сознания и воплощения Его воли; устройство биологических объектов свидетельствует о том, что они являются сложнейшими системами переработки информации и сами насыщены информацией, что предполагает наличие разумного источника; человек создан Богом, своим сознанием человек обязан божественному Разуму (Логосу), от которого он происходит; нравственные правила вытекают из «законов Божьих», они вложены в человека Творцом; сущность человека – в его сверхъестественных, духовных качествах (в душе, в Духе, что после смерти физического тела не умирает); цель человека – служить Богу и развивать в себе богоподобную сущность, истинную духовность.

К философам-идеалистам можно отнести Платона, Дж.Беркли, В.Ф.Гегеля и других.

Данные группы ответов на мировоззренческие вопросы выражают крайние, противоположные позиции. Часто в представлениях философов они не выражаются именно таким резким образом, но имеют смешанный характер.

В заключении можно сказать, что в различные исторические эпохи представление человека об устройстве Вселенной менялось. Мир в целом – непостижим, загадочен, доступен лишь рациональному, а не эмпирическому постижению. Однако, начиная с глубокой древности, человека не перестает восхищать гармония, упорядоченность, согласованность и соразмерность мироздания.

Научная картина мира

Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Современная научная картина мира оказывает огромное влияние на формирование личности. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми человек знакомится в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.

Научная картина мира (НКМ) – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой оснований науки, называются научными революциями. В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к изменению НКМ.

I. Аристотелевская КМ (VI – IV вв. до н.э.): представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем). Мир объяснялся умозрительно (так как у древних не было сложных приборов для измерений).

II. Ньютоновская КМ (XVI – XVIII вв): переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был подготовлен исследованиями и открытиями Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиями и сформулировал базовые принципы новой НКМ. Были выделены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука стала ориентироваться на эксперимент. Основой для объяснения законов мира стала механика. Эту НКМ можно назвать механистической: убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

III. Эйнштейновская КМ (рубеж XIX – XX вв.): ей характерен анти-механицизм: Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Сами механические взаимодействия являются следствиями или проявлениями других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (электромагнитных, гравитационных и др.). Основой новой НКМ стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика. Данная НКМ отказалась от всякого центризма. Вселенная безгранична и особого центра у нее нет. Все наши представления и вся НКМ релятивны или относительны.

Современная НКМ – это результат предшествующего развития науки и глобальной смены научных картин мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации и другие.

Основные принципы современной НКМ

Согласно принципу эволюционизма, все, что существует, есть результат длительной эволюции, мирового развития. Теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира является наука синергетика. Наш мир находится в непрерывном процессе эволюции. Этот процесс есть цепочка непрекращающихся изменений. Все изменения происходят за счет сил внутреннего взаимодействия. Таким образом, все, что происходит в мире, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счет внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. Вселенная – непрерывно эволюционирующий объект. Процесс эволюции – можно отождествить с процессом самоорганизации. Таким образом, принцип самоорганизации Вселенной тесно связан с принципом универсального эволюционизма.

Согласно антропному принципу, современная НКМ предполагает включенность человека в наблюдаемый процесс. Человек не может быть сторонним наблюдателем, он сам – часть мира, который описывает. Объект и субъект познания неразделимы, позиция субъекта познания влияет на результат познания.

Читаем, не листаем))

Согласно принципу материального единства мира, материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Это вещественная основа или субстанция конкретного многообразия мира. Признается бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость, то есть постоянное открытие новых видов материи. Главными атрибутами материи являются пространство, время и движение. Пространство характеризует протяженность и структурность материальных объектов, а также взаимное расположение одновременно существующих вещей. Время характеризует длительность и последовательность материальных процессов и их изменений. Пространство и время многообразны: есть физическое, биологическое, психологическое пространство и время, географическое пространство и пространство культуры, социальное и историческое пространство и время.

Движение является основным способом существования материи. Это всякое изменение вещей и процессов. Материя не может существовать без движения, оно внутренне присуще материи. Движение – наиболее поразительный феномен мира. Оно происходит всюду и везде, на всех уровнях и во всех объектах. Формы движения материи многообразны. Ф.Энгельс выделил механическое, физическое, биологическое, химическое и социальное движение. Философы с древности задумывались над вопросом, что или кто является источником движения, кто завел гигантский механизм мироздания, без перебоев работающий миллиарды лет? Самая распространенная гипотеза Бога-перводвигателя удовлетворяет не всех, однако других объяснений нет, даже в науке.

Совокупность особых изменений в мире, связанных с появлением новых, более сложных форм и процессов представляет собой развитие. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания называется диалектикой. Диалектический метод занимает особое место в современном научном познании. Это метод рассмотрения объектов реального мира в процессе постоянного развития с учетом законов этого развития, а также в совокупности всех внутренних и внешних связей, сторон и отношений объектов. Согласно диалектике, источником развития является противоречие, которое внутренне присуще каждому объекту и явлению. Развитие – это процесс возникновения, роста, обострения и разрешения противоречия предмета или явления (например, борьба жизни и смерти, сил притяжения и отталкивания).

Принцип детерминизма выявляет взаимообусловленность явлений действительности. Центральное понятие здесь – понятие закона. Согласно данному принципу, существование и развитие природы и общества подчинено законам – существенным, необходимым и повторяющимся связям между явлениями реального мира.

Системность – это общенаучный методологический принцип, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Каждый элемент системы зависит от его места и функций в системе, поведение системы обусловлено особенностями ее элементов, система взаимодействует со средой, система – это динамичная развивающаяся целостность.

Все рассмотренные принципы современной НКМ тесно взаимосвязаны. Они выявляют взаимосвязь между этажами мироздания – неживой, живой и социальной материей. Большинство изучаемых объектов мира рассматриваются как открытые саморазвивающиеся системы, управляемые объективными законами, способные к самоорганизации. Целостное представление о мире выражается в целостной общенаучной картине мира. Цементом общенаучной картины мира, связывающим воедино все основные научные принципы, выступает универсальный эволюционизм. Вселенную рассматривается как единый самоорганизующийся развивающийся объект.

1.Записать тему в тетрадь

2. Кратко сформулировать выводы(письменно)

3. Дать определения терминам(письменно)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по своим формам.

Научная картина мира – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации.

Целостное представление о мире выражается в целостной общенаучной картине мира, согласно которой Вселенная есть сложная самоорганизующаяся, развивающаяся система.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Вселенная

Научная картина мира

Материя, пространство, время,

движение

Материализм

Идеализм

Детерминизм, системность,

самоорганизация

Развитие, эволюционизм,

диалектика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: