Лекцию прочитать, задание в конце
Философия и научная картина мира
ПЛАН.
1. Философское осмысление мира.
2. Научная картина мира.
3. Основные принципы современной научной картины мира (НКМ).
Философское осмысление мира
С глубокой древности люди пытались представить себе, как устроен мир в целом, откуда и как он возник, по каким законам развивается, каким он будет в далеком будущем. Картина мира – это теоретическая модель Вселенной, совокупность ответов на фундаментальные вопросы бытия.
Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный. Вселенная содержит бесконечное множество тел, многие из которых по размерам превосходят Землю в миллионы раз. Наука признает объективное существование Вселенной. Это значит, что она существует независимо от сознания человека, ее познающего.
Один из сложнейших вопросов истории человеческой мысли – Имеет ли Вселенная начало? На этот вопрос в истории человеческой мысли сложилось два ответа:
|
|
1) Да, у Вселенной было начало, она возникла или была создана. Многие говорят о сотворении мира богом. Платон считал, что мир создан из предсуществовавшей материи. Среди научных теорий самой распространенной является теория Большого взрыва.
2) Нет, Вселенная не имела начала, она вечна. В космогонии древних индусов говорится, что мир проходит через бесконечное число повторяющихся циклов (дней и ночей Вселенной). Аристотель считал, что Земля всегда была центром вечного мира. Научная теория Стационарной Вселенной объясняет вечное существование материи для поддержания постоянной плотности Вселенной.
В связи с вопросом о начале Вселенной в философии встает вопрос –
Что лежит в основе Вселенной? Другие, не менее важные вопросы – это вопрос о происхождении жизни, о происхождении человека на Земле и о его месте в мире.
На эти вопросы можно выделить две самые общие и кардинально противоположные позиции ответов: материализм и идеализм (теизм).
1. Материализм считает, что в основе Вселенной лежит вещество, материя; не существует ничего кроме материи; материя постоянно развивается и обладает способностью к самоорганизации; мир возник в результате процесса эволюции, согласно которому происходит изменение и развитие во Вселенной от простого к сложному, от несовершенного к совершенному; человек – это сугубо материальное существо, лишенное какой-либо сверхъестественной сущности; моральные и нравственные принципы у человека возникают в результате социального взаимодействия с другими людьми в обществе.
|
|
К философам-материалистам можно отнести Фалеса, Демокрита, Б.Спинозу, П.Гольбаха, Ф.Энгельса и других.
2. Идеализм (теизм в данном случае) считает, что в основе Вселенной лежит несотворенный творческий Разум (Бог), которой заложил законы и цели развития Вселенной; Вселенная существует как выражение Его сознания и воплощения Его воли; устройство биологических объектов свидетельствует о том, что они являются сложнейшими системами переработки информации и сами насыщены информацией, что предполагает наличие разумного источника; человек создан Богом, своим сознанием человек обязан божественному Разуму (Логосу), от которого он происходит; нравственные правила вытекают из «законов Божьих», они вложены в человека Творцом; сущность человека – в его сверхъестественных, духовных качествах (в душе, в Духе, что после смерти физического тела не умирает); цель человека – служить Богу и развивать в себе богоподобную сущность, истинную духовность.
К философам-идеалистам можно отнести Платона, Дж.Беркли, В.Ф.Гегеля и других.
Данные группы ответов на мировоззренческие вопросы выражают крайние, противоположные позиции. Часто в представлениях философов они не выражаются именно таким резким образом, но имеют смешанный характер.
В заключении можно сказать, что в различные исторические эпохи представление человека об устройстве Вселенной менялось. Мир в целом – непостижим, загадочен, доступен лишь рациональному, а не эмпирическому постижению. Однако, начиная с глубокой древности, человека не перестает восхищать гармония, упорядоченность, согласованность и соразмерность мироздания.
Научная картина мира
Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Современная научная картина мира оказывает огромное влияние на формирование личности. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми человек знакомится в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.
Научная картина мира (НКМ) – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира.
Этапы развития науки, связанные с перестройкой оснований науки, называются научными революциями. В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к изменению НКМ.
I. Аристотелевская КМ (VI – IV вв. до н.э.): представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем). Мир объяснялся умозрительно (так как у древних не было сложных приборов для измерений).
II. Ньютоновская КМ (XVI – XVIII вв): переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был подготовлен исследованиями и открытиями Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиями и сформулировал базовые принципы новой НКМ. Были выделены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука стала ориентироваться на эксперимент. Основой для объяснения законов мира стала механика. Эту НКМ можно назвать механистической: убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
III. Эйнштейновская КМ (рубеж XIX – XX вв.): ей характерен анти-механицизм: Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Сами механические взаимодействия являются следствиями или проявлениями других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (электромагнитных, гравитационных и др.). Основой новой НКМ стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика. Данная НКМ отказалась от всякого центризма. Вселенная безгранична и особого центра у нее нет. Все наши представления и вся НКМ релятивны или относительны.
|
|
Современная НКМ – это результат предшествующего развития науки и глобальной смены научных картин мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации и другие.
Основные принципы современной НКМ
Согласно принципу эволюционизма, все, что существует, есть результат длительной эволюции, мирового развития. Теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира является наука синергетика. Наш мир находится в непрерывном процессе эволюции. Этот процесс есть цепочка непрекращающихся изменений. Все изменения происходят за счет сил внутреннего взаимодействия. Таким образом, все, что происходит в мире, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счет внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. Вселенная – непрерывно эволюционирующий объект. Процесс эволюции – можно отождествить с процессом самоорганизации. Таким образом, принцип самоорганизации Вселенной тесно связан с принципом универсального эволюционизма.
Согласно антропному принципу, современная НКМ предполагает включенность человека в наблюдаемый процесс. Человек не может быть сторонним наблюдателем, он сам – часть мира, который описывает. Объект и субъект познания неразделимы, позиция субъекта познания влияет на результат познания.
Читаем, не листаем))
|
|
Согласно принципу материального единства мира, материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Это вещественная основа или субстанция конкретного многообразия мира. Признается бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость, то есть постоянное открытие новых видов материи. Главными атрибутами материи являются пространство, время и движение. Пространство характеризует протяженность и структурность материальных объектов, а также взаимное расположение одновременно существующих вещей. Время характеризует длительность и последовательность материальных процессов и их изменений. Пространство и время многообразны: есть физическое, биологическое, психологическое пространство и время, географическое пространство и пространство культуры, социальное и историческое пространство и время.
Движение является основным способом существования материи. Это всякое изменение вещей и процессов. Материя не может существовать без движения, оно внутренне присуще материи. Движение – наиболее поразительный феномен мира. Оно происходит всюду и везде, на всех уровнях и во всех объектах. Формы движения материи многообразны. Ф.Энгельс выделил механическое, физическое, биологическое, химическое и социальное движение. Философы с древности задумывались над вопросом, что или кто является источником движения, кто завел гигантский механизм мироздания, без перебоев работающий миллиарды лет? Самая распространенная гипотеза Бога-перводвигателя удовлетворяет не всех, однако других объяснений нет, даже в науке.
Совокупность особых изменений в мире, связанных с появлением новых, более сложных форм и процессов представляет собой развитие. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания называется диалектикой. Диалектический метод занимает особое место в современном научном познании. Это метод рассмотрения объектов реального мира в процессе постоянного развития с учетом законов этого развития, а также в совокупности всех внутренних и внешних связей, сторон и отношений объектов. Согласно диалектике, источником развития является противоречие, которое внутренне присуще каждому объекту и явлению. Развитие – это процесс возникновения, роста, обострения и разрешения противоречия предмета или явления (например, борьба жизни и смерти, сил притяжения и отталкивания).
Принцип детерминизма выявляет взаимообусловленность явлений действительности. Центральное понятие здесь – понятие закона. Согласно данному принципу, существование и развитие природы и общества подчинено законам – существенным, необходимым и повторяющимся связям между явлениями реального мира.
Системность – это общенаучный методологический принцип, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Каждый элемент системы зависит от его места и функций в системе, поведение системы обусловлено особенностями ее элементов, система взаимодействует со средой, система – это динамичная развивающаяся целостность.
Все рассмотренные принципы современной НКМ тесно взаимосвязаны. Они выявляют взаимосвязь между этажами мироздания – неживой, живой и социальной материей. Большинство изучаемых объектов мира рассматриваются как открытые саморазвивающиеся системы, управляемые объективными законами, способные к самоорганизации. Целостное представление о мире выражается в целостной общенаучной картине мира. Цементом общенаучной картины мира, связывающим воедино все основные научные принципы, выступает универсальный эволюционизм. Вселенную рассматривается как единый самоорганизующийся развивающийся объект.
1.Записать тему в тетрадь
2. Кратко сформулировать выводы(письменно)
3. Дать определения терминам(письменно)
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по своим формам.
Научная картина мира – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации.
Целостное представление о мире выражается в целостной общенаучной картине мира, согласно которой Вселенная есть сложная самоорганизующаяся, развивающаяся система.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Вселенная
Научная картина мира
Материя, пространство, время,
движение
Материализм
Идеализм
Детерминизм, системность,
самоорганизация
Развитие, эволюционизм,
диалектика