Глава 3. Печенеги и торки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

 

КАФЕДРА                                   Кафедра истории                     _


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ     «Химическая технология неорганических веществ»

НАПРАВЛЕНИЕ                 18.03.01 (химическая технология)       _

ДИСЦИПЛИНА                                            История                             _


Реферат

НА ТЕМУ:                  «Русь и кочевники»

 

       Выполнила      студентка 1 курса, группы 191                 Бойкова Екатерина Юрьевна

                                                                                  

Приняла     доцент, к.истор.наук                                      Потехина Ирина Павловна

                             

Признать, что работа    

выполнена и защищена с оценкой

     
         

«__» _________________ 2020 г. _________________

                                                                                              подпись

 

Санкт-Петербург

2020

Содержание

 

Введение………………………………………………………...…………………3

Глава 1. Мадьяры…………………………………………………………………4                                                                                 

Глава 2. Хазары……………………...…….…………………….………………..8

Глава 3. Печенеги и торки …………………………………………….………..10

Глава 4. Берендеи и Чёрные клобуки………………………………..…………13

Глава 5. Половцы…………………………………………………...……………16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………22

 


Введение

Кочевые азиатские племена издавна были важным социальным и политическим фактором для всей Европы и Ближнего Востока с VI-V века до н.э. и до XVII века н.э. Особое влияние кочевники оказали на Восточную Европу, а именно на территории Древней Руси. Кочевники были неотъемлемыми участниками политики славянских племен, а затем и Древней Руси, но обо всем по порядку.

Первыми кочевыми племенами, заселившими территорию северного Причерноморья, были скифы, подробно (в понимании пресвященного античного грека) описаны «отцом истории» Геродотом. Скифы, бывшие ираноязычными племенами, пришли в северное Причерноморье в VIII-VII веке до н.э., выселив прикубанских киммерийцев, но были вытеснены другими кочевыми ираноязычными племенами – сарматами (которые, согласно Т.Сулимирскому и М.Гимбутас, так же поучаствовали в этногенезе славян, зародившихся, согласно той же М.Гимбутас, на территории между рекой Припять и Карпатскими горами).

Сарматы были выбиты в римские провинции Мёзия и Паннония (нынешние Болгария и Венгрия) ираноязычными аланами, которые, вместе с готами, пришедшими из Померании и заселившими северное Причерноморье в 150-200х годах н.э. были вытеснены в Европу племенами гуннов, пришедших из-за Урала.

Вслед за гибелью обширной гуннской империи, незамедлительно последовавшей за смертью великого Аттилы, северное Причерноморье было заселено кочевыми племенами кутригуров и утигуров, ставших. Впоследствии протоболгарами, основавшими государство Великая Болгария в причерноморских и азовских степях сразу после того, как по ним прошлись кочевые племена аваров, которые, согласно Л.Н. Гумилёву, были потомками жужаней и жужанского каганата.

Глава 1. Мадьяры.

Основатель Великой Болгарии, хан Кубрат (получивший даже титул кесаря в Константинополе), относил свой род к династии Дуло, которая была не династией как таковой, а одной из двух партий, борющихся за власть в ослабевшем Западном Тюркском каганате в середине-конце VI века.

Надо сказать, что это является вполне классическим ходом не только кочевых династий, но и вообще всех раннесредневековых монархий – возводить свою династию к другой, прославившейся в прошлом. Так, хан Кубрат связывал себя с партией Дуло или Дулу, а именно с членами династии Ашина, основавшей Первый Тюркский каганат, и правившая единым Тюркским каганатом, затем западными и восточными его частями, а впоследствии и Вторым Тюркским каганатом. Члены же Ашина, подобно древним римлянам, подводивших своё родство к знаменитой Волчице, Ромулу и Рему, связывали свою родословную с волчицей и её детям.

После смерти хана Кубрата и развала Великой Болгарии, протоболгары расселились в среднее Поволжье и Фракию или позднейшую Болгарию и Румынию, и тогда северное Причерноморье наконец было широко заселено славянами.

После неудачной осады Константинополя аварами в 626 году, по мнению широкого круга историков, славянские племена, проживающие у карпатских гор и вдоль Дуная, до сих пор подчиняющихся Аварскому каганату, освободились от власти кочевников и расселились по территории северного Причерноморья, что впоследствии дало возможность образованию Древней Руси.

 

Как было сказано выше, после поражения авар у стен Константинополя в 626 году, славянские племена получили свободу (вероятно, вследствие ослабления собственно аварской части населения аварского каганата, а именно военной аристократии – предводителей крупных родов). Именно в середине VII века появляется первое славянское государство – Государство Само. Логично предположить, что во второй половине VII века произошло складывание славянских племенных союзов, например Полян и Волынян, территория расселения которых однозначно была в вассальной зависимости от Аварского каганата как минимум до 626 года.

Следуя из этого, логично предположить, что мадьяры, чьи кочевья располагались в северном Причерноморья, в непосредственном соседстве с Полянами, так или иначе, имели конфликты и прочие сношения со славянскими племенами от лица собственных ханов или Хазарского каганата.

Согласно Повести Временных Лет (далее ПВЛ), князь Олег, в 882 году, пришёл в Киев, и захватил власть у князей-соправителей Аскольда и Дира, которые сами взяли власть в Киеве в третьей четверти IX века. В тексте ПВЛ указано, что киевляне, до прихода Аскольда и Дира, платили дань хазарам, и при всем желании нельзя поставить точку в вопросе об истории мадьяр – возможно, уже в 836 году, когда венгры участвовали в болгаро-византийской войне, кавары уже потерпели поражение в ходе неудавшегося переворота, и уже в 836 году венгры покинули азовские и северопричерноморские степи, а возможно славяне просто не знали разницы между собственно хазарами и мадьярами, платив дань хазарскому кагану через мадьяр.

Так или иначе, на момент захвата Киева Олегом в 882 году, мадьяры либо снимались со своих кочевий, либо уже откочевали на территорию современной Молдавии и Западной Украины.

 

Глава 2. Хазары.

Сложно найти истоки хазарского народа. Впервые они упоминаются в связи совместными военными действиями византийского император Ираклия I и тюркского каганата, который и представляли хазары, против Сасанидского Ирана на территории Армении.

Есть множество теорий о происхождении хазарского этноса, но основных четыре:

1. Хазары – это потомки акацир, упомянутых во времена Аттилы, который поставил вождём этого племени своего старшего сына.

2. Хазары – потомки уйгурского племени ко-са из китайских источников

3. Хазары – потомки эфталитов (или белых гуннов), разбитых Тюркским каганатом и Сасанидским Ираном и мигрировавших к Кавказским горам из Хорасана

4. Хазары – племенной союз кавказских племен с добавлением тюркского элемента.

 Так или иначе, после падения Западно-тюркского каганата, хазары смогли создать свой, причём считается, что их каганом были члены династии Ашина, привившей, как было сказано выше, во всех Тюркских каганатах.

Хазарский каганат существовал с середины VII века и до второй половины IX века, хотя это и не однозначно, и за время своего существования успели сменить не только политический строй, но выбрать свой, особый путь.

Становление Хазарского каганата шло параллельно с становлением Арабского халифата, но второй был явно могущественнее первого, что привело к ряду войн и однажды даже хазарскому кагану пришлось принять (хоть и притворно) ислам.

Однако доподлинно известно (благодаря хазарско-еврейской переписке хазарского бека (царя) Иосифа и сановника Кордовского халифа Хасдая ибн Шафрута) о том, что верхушка хазарского общества исповедовала иудаизм.

Узнав от купцов, что в дальних землях находится государство, исповедующее иудаизм, кордовский сановник написал письмо хазарам, поинтересовавшись в нём многими вопросами (некоторые из которых были весьма провокационными – такие как, например, вопрос про численность армии). Бек Иосиф ответил не на все, а лишь где-то на 2\3 из них. Согласно ответам:

- Хазарское государство достигло величия в войнах с «В-н-н-т-р‛ами» (болгарами, а, вероятно, Волжской Булгарией)

- Иудаизм открыто принял предок Иосифа по имени Булан, придя к такому умозаключению после дискуссий служителей религиозных культов христианства, иудаизма и ислама (примечательно, что перед князем Владимиром Красно Солнышко стояла такая же дилемма, но вместо иудаизма в споре участвовало православие), и перечислил 12 имён других беков, открыто исповедовавших ислам за все время от Обадии (потомка булана, реформатора иудаизма в хазарском государстве) и до Иосифа.

- «Русы» были главной заботой хазарского каганата на момент переписки (между 954-961 годом), и периодически Иосиф пропускал их отряды в Каспийское море (сразу вспоминается набег русов на Бердаа 943-944 годов, когда налетчики, возвращающиеся в Европу, были пропущены хазарскими властями, но перебиты масульманской гвардией – личной армией хазарского бека)

Конечно, говорить о нескольких поколениях между Иосифом, автором ответа, и Буланом, первым беком, принявшим иудаизм, скорее всего, не приходится. Однако, возможно, религиозные разногласия и были причиной разлада в хазарском обществе, приведшего к исходу мадьяр и кавар.

Так же, надо сказать, что само общество Хазарского каганата было весьма многоконфессиональным, так как большой процент населения исповедовал ислам (около 50%), многие жители придерживались христианства а его ответвлений (около 30%), часть исповедовала различные виды язычества – тенгерианство или славянское язычество (около 15-18%), и лишь привилегированная верхушка исповедовала иудаизм, что, безусловно, должно было привести (и скорее всего привело) к волнениям в обществе.

Стоит упомянуть про разделение властей в хазарском каганате. Согласно той же переписке (а так же научным изысканиям Олега Ивика и Дугласа Данлопа), каган хазарского каганата не имел никаких властных полномочий и был лишь сакральной фигурой, причем настолько, что даже явления природы связывали с ним. Так например, кагана могли убить за год засухи или наводнение, но при этом подданые не имели права даже смотреть на божественного избранника. Реальная же власть сосредотачивалась в руках беков-царей, к которым и принадлежал вышеупомянутый Иосиф. Учитывая то, что в своём ответе он упомянул имя своего предка – Ханнуки, брата Обадии, велика вероятность, что власть бека передавалась по наследству или этот титул вручался члену одной из знатных семей посредством какой-либо формы выборов.

В любом случае, уже при князе Олеге прямо говорится о том, что хазары являются главными врагами славянских племен, а некоторые даже платят им дань (то есть находятся в той или иной степени зависимости).

Возмужавший князь Святослав, принявший бразды правления от своей матери, княгини Ольги, в 959-961 годах, в 964 году отправился в поход на славянское племя вятичей, бывших в вассальной зависимости от Хазарского каганата, после победы обложив тех данью.

Вероятно, перезимовав на земле вятичей, Святослав отправился к среднему Поволжью, где, разбив булгар и буртасов (союзников Хазарского каганата), отправился на юг. В битве у крепости Саркел (выстроенной для хазар византийцами торговой точки), Святослав разбил хазарские войска, после чего разделил свою армию, с одной частью отправившись к керченскому проливу и захватив Тмутаракань - город-порт, из которого, вероятно, многие хазары отбыли в Болгарию (что являлось еще одной причиной для болгарского похода Святослава на Балканы), а так же подчинением касогов и асов – предков нынешних осетин. Вторая же часть армии Святослава, под командованием прославленного Свинельда, отправилась на восток, разграбив столицу Хазарского каганата – Итиль. После данного военного похода Святослав объединил две армии и вернулся назад, попутно подчиним взбунтовавшихся вятичей, которые, вероятно, полагали, что киевский князь не справится с могучим Хазарским каганатом и погибнет в боях вместе со своей армией.

Если вятичи действительно так считали, то глубоко ошибались, ведь дни величия Хазарского каганата остались позади. Прошли времена, когда византийский император скрывался от заговорщиков при дворе кагана, а войска хазар безнаказанно грабили земли арабского халифата. В 960ых годах Хазарский каганат был шатким государством, наполненным общественными противоречиями.

Однако поход Святослава не закончил историю хазар. Хотя они больше и не появляются на страницах истории, считается что Итиль был реставрирован и сохранял свой статус торгового центра вплоть до нашествия половцев, а возможно и монголов.

 

 

Глава 3. Печенеги и торки.

Следующим крупным врагом Древней Руси были печенеги, занявшие в 890х-900х годах все северное Причерноморье, вытеснив оттуда мадьяр. В связи с этим кажется весьма странным то, что печенеги, пришедшие из-за Урала, прошли мимо Хазарского каганата и двинулись сразу в северное Причерноморье. В таком случае, либо хазары были достаточно сильны, чтобы отразить орду печенегов, либо же движущихся кочевников манило именно северное Причерноморье.

 Печенеги, относящиеся к тюркской расе, были, вероятно, частью орды огузов, или же, как их называли на Руси, торков. Отколовшись в один момент от своего народа по тем или иным причинам, они были вытеснены из приуральских кочевий своими сородичами огузами и отправились в северное Причерноморье, попутно уничтожив несколько хазарских поселений. К середине X века они становятся важным политическим фактором для молодого Русского государства – в 944 году печенеги отправились в поход на Византию вместе с князем Игорем Рюриковичем, но тот заключил перемирие с константинопольским басилевсом и, в качестве компенсации за утерянные возможности грабежа и мародёрства, пропустил кочевников на территорию Болгарского царства.

В 972 году печенеги, а именно хан Куря и его клан, застали врасплох князя Святослава, возвращающегося на родину после перемирия с Ианном Цимисхием, византийским императором. Расхожим мнением считается то, что печенежские отряды были наняты (или натравлены) греческим басилевсом с целью устранить воинственного князя Русского государства, который доставил немало хлопот Второму Риму и, вероятно, планировал взять реванш после поражения под Доростолом в 971 году.

Хан Куря, который, по легенде, сделал кубок из черепа русского князя (что, кстати, является распространённой легендой среди тюрко-язычных народов. Например, болгарский хан Крум, который так же сделал чашу из черепа византийского императора Никифора I), и без того точил зуб на Святослава – в 968-969 году печенеги осадили Киев (в чем, кстати, так же видят след византийской дипломатии, натравившей диких кочевников на столицу удачливого князя-завоевателя). Благодаря хитрости воеводы Претича, печенеги отступили, но вернувшийся Святослав совершил поход в их кочевья, что, вероятно, и было причиной личной неприязни между Курей и Святославом.

При сыне Святослава, Владимире Красно Солнышко, произошло ухудшение в отношениях между печенегами и русами-славянами – ряд сражений вынудил князя Владимира построить ряд крепостей. Защищающих русские границы от налётов кочевников, а уже в 1016-1019 годах, во время династической войны между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным, печенеги служили наёмниками в армии последнего.

Последним крупным появлением печенегов в истории Руси была осада Киева в 1036 году, когда Ярослав Мудрый смог разбить печенежскую армию. После этого крупного поражения, печенеги перестали играть важную роль в жизни Древней Руси, мигрировав, под давлением торков, во Фракию, став большой проблемой для Византийской империи и даже одной из причин призыва европейских рыцарей на восток греческим басилевсом Алексеем I Комниным.

Торки же, вытесненные из Зауралья племенами половцев, столкнулись, в середине XI века, Ярославичами – детьми и внуками Ярослава Мудрого, и быстро потерпели от них поражение, уйдя вслед за печенегами на Балканы, где, потерпев от них поражение, вернулись на Русь в первой четверти XII века. 

Остатки троков, с позволения русских князей, расселились на землях изгнанных Владимиром Мономахом берендеев, и получили название Каракалпаков, или же Чёрных клобуков – верноподданных кочевников русских князей, о которых и пойдёт речь ниже.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: