Второй этап работы над музыкальным произведением

Этапы работы над музыкальным произведением

I. Введение

Обучение игре на музыкальном инструменте представляет собой процесс выучивания всё нового и нового музыкального материала. В основном это те музыкальные произведения, которые выучиваются учениками для исполнения. Постепенно пьесы становятся всё более сложными, а игра ученика более грамотной и интересной. По мере освоения всё новых и новых произведений ученик развивается в направлениях: «знаю», «слышу», «могу».

 Выучивание пьесы для исполнения – процесс достаточно долговременный и сопряжён с необходимостью решения многих задач, От качества этих решений зависит качество исполнения пьесы. Каждая новая пьеса преподносит всё новые проблемы, решение которых подталкивает ученика к развитию и росту. Все задачи и проблемы лучше решать в определённой последовательности.

 Деление процесса выучивания пьесы на этапы вовсе не говорит о том, что между ними есть четкая граница, поскольку каждый этап подготавливает переход в следующий, а этот переход не происходит разом и вдруг. Границы между этапами носят достаточно условный характер в связи с их протяжённостью во времени, но они существуют. Решив достаточно уверенно комплекс задач одного этапа, учащийся постепенно переходит в следующий, но к старым проблемам продолжает возвращаться достаточно долго. Это чаще всего связано с тем, что по мере освоения пьесы понимание пройденных проблем поднимается на другой уровень, а это требует уже и другого подхода к их решению. Обычно это связано с постепенным переходом к целостному пониманию произведения, который так же меняется по мере освоения пьесы.

Количество этапов и их наполнение рассматриваются специалистами по-разному, но это не имеет принципиального значения, поскольку список решаемых задач остаётся неизменным

Все этапы важны, если наполнены смысловой нагрузкой, при наличии которой могут рассматриваться даже отдельно, но их разделение часто носит условный характер.

Ни один этап работы над пьесой не может рассматриваться как абсолютно законченный, поскольку малейшая новизна в понимании пьесы, возникшая в процессе работы, а возникает она обязательно, если работа действительно ведётся, накладывает свой отпечаток на весь процесс понимания и исполнения произведения. А потому и весь процесс проникновения в содержание произведения практически не имеет завершения. 

Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы

превратить работу над произведением в увлекательный, творческий процесс,

как для ученика, так и для педагога.

II. Этапы работы над музыкальным произведением

Обычно рассматривают деление работы над произведением на три этапа:

1. Первый этап работы над музыкальным произведением

На начальном этапе разучивания музыкального произведения основной

задачей является создание общего представления о произведении, выявление

основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом. С ознакомления начинается процесс проникновения в содержание музыкального произведения.

Таким образом, первый этап работы над произведением включает в себя:

- ознакомление;

- разбор текста;

Работа над музыкальным произведением начинается с его

прослушивания:

- Педагог сам исполняет новое произведение ученику, тем самым вдохновляет

и стимулирует его к дальнейшей работе;

- Прослушивание изучаемого произведения в аудио- и видеозаписи в

исполнении известных музыкантов;

- Чтение с листа самостоятельно или совместно с преподавателем.

Следует рассказать обучающемуся о создателе произведения (будь то

композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой

манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных этапах; о форме, структуре, композиции. Эту беседу необходимо построить живо,

интересно, приводя для иллюстрации произведение в целом и его фрагменты, а лучше- в собственном исполнении преподавателя. Учащимся старших классов можно порекомендовать литературу о композиторе или произведении.

После чтения с листа и ознакомления с произведением, обучающийся приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору и анализу.  Грамотный музыкально-осмысленный разбор создает основу для правильной дальнейшей работы. Содержание такой работы – разобрать пьесу до мельчайших деталей, прочитать в нотном тексте всё и вся, увидеть каждую мелочь. Анализируя взаимосвязь звуков, строение пьесы, последовательность частей, можно везде поставить вопрос «почему» и приготовить на них ответы: почему такое название, почему такой размер, почему такая тональность, почему такой темп, почему такие штрихи и много других «почему».

Следует выделить ряд требований к разбору музыкального произведения:

- тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе;

- метро - ритмическая точность;

- выбор и использование точной аппликатуры;

- применение верных штрихов;

- осмысленная фразировка и динамика;

- понимание гармонической фактуры.

 

В качестве материала следует выбирать произведения, доступные учащемуся по трудности, разнообразные по характеру и по техническим задачам и ясные по строению музыкальной ткани.

Просмотр текста без инструмента дает возможность для устного анализа. Фундаментом анализа и расшифровок всего, что написано в нотном тексте, должна быть логика драматургии пьесы, понимание роли выразительных средств и качество их исполнения и применения. Для ученика такой анализ, как отправная точка создания исполнительского плана, будет сначала малопонятен, но в результате освоения пьесы и постоянного обращения к этой теме исполнительский план постепенно станет и для него руководством к действию по созданию пьесы. Анализ произведения помогает охватить:

-  общее строение и характер;

- характер частей и соотношение между ними;

- основные моменты трактовки;

- характерные технические приемы;

Второй этап работы над музыкальным произведением

Второй этап работы над музыкальным произведением включает в себя:

- работа над элементами музыкальной ткани, над звуком, фразировкой, динамикой, штрихами и т.д; над частями пьесы и заучивание нотного текста

- техническое овладение произведением, сборка частей в единое целое

 

Этот этап считается наиболее сложным.  В зависимости от способности мысленно охватить тот или иной отрезок музыки, работу можно вести по частям в посильном темпе. Если нотный текст сложен и насыщен учить его можно каждой рукой отдельно.

Пьесу лучше всего разделить на куски, проработка кусков должна быть доскональной, должны быть решены все технические и художественные задачи. При выучивании пьесы работа ведётся над достижением нужного звука, динамики, фразировки, преодолением фактурных трудностей.

 Одна из важных сторон работы на начальном этапе разучивания произведения касается ТЕХНИЧЕСКОЕ овладение произведения.

При работе над технически сложными элементами музыкальной ткани особая роль должна

отводиться проигрываниям в МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ.

Для работы над технически трудными местами полезно поиграть их различными вариантами: ритмическими, штриховыми, динамическими. Необходим постоянный слуховой контроль, сосредоточенность и внимание.

 

Важным периодом в работе над произведением является выучивание

наизусть.

Игра на память имеет существенное значение для достижения свободы

исполнения.

Глубокое, вдумчивое изучение текста, внимание к деталям требует

сочетание игры на память с игрой по нотам.

Заслуживает внимание метод, предложенный И.Гофманом. Он пишет:

«Существует четыре способа разучивания произведения:

1-ый – За инструментом с нотами.

2-ой – Без инструмента с нотами.

3-ий – За инструментом без нот.

4-ый – Без инструмента и без нот.

 

Стадия сборки начинается с прикидочных проигрываний, когда проверяются результаты работы. Проигрывания нужно наполнять эмоциональностью, постепенно убирать швы между частями, определять кульминации и общий темп. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.

Работу надо строить так, чтобы перед каждым проигрыванием ученик ставил перед собой конкретные задачи: интонирование мотивов, динамика построений, правильность метроритма, проследить за темпом и т. д.

Учащемуся следует помнить, что после того, как он выучил

произведение наизусть, надо постоянно возвращаться к занятиям по нотам,

продолжая его изучение. Только таким путем можно глубоко проникнуть  в

музыкальное содержание произведения.

Завершением процесса выучивания пьесы будет служить окончание работы по претворению исполнительского замысла, когда ученик будет точно знать как должна звучат каждая нота и какое место она занимает в общем звучании пьесы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: