Первоочередная задача перестройки- экономические преобразования

Лекция № 15 по дисциплине «История»

Тема «СССР в годы перестройки»

 

Вопросы

 

1. Социально- экономическое развитие СССР в годы перестройки.

2. Общественно- политическое развитие СССР в годы перестройки.

3. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

 

Вопрос № 1. Социально-экономическое развитие СССР в годы перестройки.

В период застоя, который предшествовал периоду перестройки руководителями государства были: Л. Брежнев (1964- 1982 гг), Ю. Андропов (1982-1984 гг), К. Черненко (1984-1985 гг).

После смерти К. Черненко в марте 1985 г руководителем партии стал молодой и энергичный М. Горбачев.

К осени 1980 г. Советский Союз переживал социально-экономический, культурный и политический кризисы. По основным показателям качества жизни страна отставала не только от развитых, но и многих развивающихся государств.  Огромными были военные расходы.. Части Советской Армии находились в Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии. Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Война началась в 1979 г. Советский Союз ввел в Афганистан войска с целью сохранения там просоветского режима. Афганская война стала позором для государства и обернулась трагедией миллиона советских и афганских семей. Эта война подорвала престиж СССР   в глазах мирового сообщества и стала политическим и нравственным приговором всему «застойному режиму. Уже в апреле 1985 г (на апрельском пленуме ЦК КПСС новое руководство страны предложило во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым новую политику получившую название   «перестройка».

Перестройка - политика преобразований, проводимая в СССР с 1985 г. по 1991 г. направленная на преодоление кризиса во всех сферах жизнедеятельности.   

За время своего лидерства Горбачев подвергался давлению различных политических сил, проявлял колебания, менял свои взгляды, команду.

Он вошел в историю как крупный политик- реформатор, положивший начало демонтажу тоталитарной системы,  предпринял попытку вернуть страну в мировую цивилизацию, к общечеловеческим ценностям.

Политика перестройки- это последняя попытка советской правящей элиты спасти советскую систему с помощью элементов демократии.

Первоочередная задача перестройки- экономические преобразования.

В политике перестройки выделяем несколько этапов.

Первый этап, 1985-1986 гг., -   предпринимаются попытки модернизировать социализм, оказаться от его нелепых и жестоких сторон. Это проявилось в решении апрельского 1985 г Пленуме ЦК КПСС, когда был взят курс на ускорение социально- экономического развития страны, 27 съезда партии о новой редакции Программы КПСС (1986 ГГ), 19 партконференции (лето 1988) о реформе политической системы.

Перестройка началась с замены старых партийных кадров новыми.

В высших эшелонах власти произошли кадровые изменения: Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев, Председателем Президиума СССР стал А. Громыко, председателем Совета Министров СССР стал Н. Рыжков (С ОСЕНИ 1985 Г). Вернулись такие политики, как Б. Ельцин, А. ЯКОВЛЕВ и др.

Курс на ускорение был одобрен на 27 съезде ЦК КПСС 1886 Г, он воплотился в план 12 пятилетки ( 1986-1990 гг). Получил название ускорение. Ускорение- активизация темпов экономического развития.

Предпосылки перехода к ускорению:

-   нерешенность социальных задач (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производство товаров широкого потребления, экология);

- необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом на стратегических направлениях- отказ от западных поставок,, прекращение падение темпов экономического развития, сползания экономики к кризису);

- необходимость слома военно- стратегического партнерства США  (СССР взялся за новую широкомасштабную программу СОИ- стратегической оборонной инициативы).

Чтобы решить эти проблемы ускорение предусматривало

Ускорение предусматривало (сущность ускорения):

- расширение прав предприятий, их самостоятельности (имели право самостоятельно решать вопрос с выбором руководителя; вопрос о поставке сырья);

- перевод предприятий на хозрасчет;

- повышение заинтересованности коллектива в результатах своего труда (после уплаты налогов могли оставшиеся деньги тратить на санаторно- курортное лечение рабочих и служащих, на жилищное строительство).

Была разрешена кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность. Кооперативы появились в сфере услуг и общественного питания..

В 1986-1987 ГГ Горбачев предупреждал, что национальный доход должен ежегодно расти на 4% иначе пятилетка будет сорвана.

  Промышленное развитие.

Ускорение начиналось с тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства была отведена машиностроению. Было решено внедрить достижения н-т- р (перейти от производства отдельных станков, к производственным комплексам, подвести новый класс машин под народное хозяйство. Чтоб создать такие машины предлагалось: полностью загрузить действующие мощности (перевести их на двух- четырехсменку), укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков.  Проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Немедленно повысить качество продукции для этого создавалась- госприемка.

  Недостатки курса на ускорение в промышленности:

- ставка на энтузиазм не подкреплялась необходимой техникой, квалификацией работающих, изменениями в организации труда;

- не была проведена перестройка всего хозяйственного комплекса;

Программа была утопической, руководство страны не видело всей глубины социально- экономического кризиса.

Решение социальных проблем.

  Руководство страны в 1985- 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии   станет главной задачей государства.   Благосостояние народа обещало повысить до 2020 г.   Для этого предполагалось решить две задачи- продовольственная и жилищная. Продовольственная – главная внутриполитическая задача- ее предполагалось решить к 1990 г. Жилищную («каждой семье благоустроенную квартиру») решить до конца века.

Но и социальная проблема не решалась. Все принятые меры не дали положительных результатов. Экономическое положение продолжало ухудшаться.

Одной из самых крупных катастроф этого времени была авария на Чернобыльской АЭС. Авария произошла 27 апреля 1986г. По мнению международных экспертов ее последствия отразились на здоровье  и жизни людей десятков поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы надвигающейся на общество и государство. Отрицательно отразилось на экономическом развитии страны понижение цен на нефть на мировом рынке- основном продукте советского экспорта.

Второй этап перестройки (1987-1988 гг). – январский и июльский 1987 г Пленумы Цк Кпсс, 19 Всесоюзная конференция КПСС (ИЮНЬ- ИЮЛЬ 1988). Решения январского и июльского 1987 гг Пленумов ЦК КПСС положили  начало практической перестройке политических и экономических отношений. В ноябре 1987 г в связи с празднованием 70- лети яВеликого Октября предпринята попытка по- новому оценить весь пройденный страной путь, четко выделить все светлые и трагические страницы истории СССР. В июне- июле 1988 г состоялась Всесоюзная конференция КПСС, на ней получили дальнейшее развитие основные направления перестройки. Выдвигалист следующие задачи:

- решительное преодоление застойных процессов, слом механизма торможения, создание надежного эффективного ускорении я социально- экономического развития;

- опора на живое творчество масс, всестороннее развитие демократии, социалтстического самоуправления, укрепление дисциплины и порядка, расширение гласности, критики, самокритики;

- неуклонное повышение интенсивных факторов в развитии экономики, развитие в правлении нарордным хозяйством ленинских факторов демократического централизма;

- решительный поворот в науке, деловое партнерство с ней практики с целью достижения высших результатов;

- приорететное развитие социальной сферы, удовлетворение потребностей советских людей в хороших условиях труда, быта, образовании и медицинском обслуживании.

На втором этапе тоже использовались старые подходы в упарвлении экономикой. Пример, антиалкогольная кампания, которая привелак резкому сокращению производства спиртного,но это привело к вырубке виноградников и к росту самогоноварения. Возросла роль административно- командной системы.

Третий этап - охватывает время альтернативных выборов народных депутатов весной 1989 г, работы 1 и2 съездов народных депутатов в средине и конце того же года, сессий Верховного совета СССР, ВНЕОЧЕРЕДНОЙ 3 СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР весной 1990. Они обсуждали вопросы перехода к рыночной экономике.

Перестройка предусматривала:

- в экономике - свовершенствование производственных отношений, сситемы управления и методов хозяйствования, формирование и развитие многообразных форм собственности;

- во внутренней политике – реформу политичсекой сситемы(переход от авторитарно- бюрократического строя к обществу гуманного демократического социализма;

- социальная сфера- повышение благосстояня, улучшение условий труда и быта, формированипе социалистического однородного общества;

- внешняя политика- формитрование нового политического мышления.

Конечнвя цель перестройки- глубокое обновление всех сфер жизни, придание социализму смых современных форм общественной организации.

   Фундамент перестройки- радикальна я экономическая реформа. Радикальная экономическая реформа- преобразования в экономике, сявзанная с внедрением элементов рыночных отношений, с существованием государственных и негосударственных секторов экономики.

Рыночная экономика- экономика, основанная на принципах предпринимательства, разнообразии форм собственности.

Перестройка 1987 – 1991 г. решено было заменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987 – 1988 гг. Перестройка сводилась, главным образом, к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на обновление идеологии.

Идея экономической реформы начала складываться еще с 19700х годов ХХ в., когда в национально-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли рыночных товарно-денежных отношений в социалистической экономике. В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ в. Был проведен так называемый, экономический эксперимент, в ходе которого ряд отраслей, прежде всего, бытового обслуживания и примыкающие в ней, переводились на хозрасчет. При  Ю. В. Андропове экономисты – товарники стали более настойчиво проводить идею расширения рыночных отношений в экономике страны. Однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с «брежневцем» К. У. Черненко эксперимент был свернут. Идеи рыночного социализма правительство поддерживать перестало.

Во второй половине 1980-х годов тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР.

СССР так и не смог перейти на интенсивный путь развития, что привело к кризису 80-х годов ХХ в. В мае 1982 г. была принята правительственная программа, поставившая задачу к 1990 г. решить продовольственную проблему страны. Но все попытки преобразовать сельское хозяйство наталкивались на сохранение старых методов руководства, которые тормозили интенсивное развитие села.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон «О государственном предприятии (объединении)» в 1987 г. Он дал значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составить основу рыночного сектора экономики. Цены же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, как внутреннем, так и внешнем.

Большинство производимой продукции государство включало в госзаказ, что лишило предприятия свободы самофинансирования. Предполагалось постепенно снижать госзаказ, втягивая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право выбора руководителей всех рангов (ликвидированное через несколько лет) и «рабочего контроля» за деятельностью администрации.

 Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления:

- сокращение численности министерств и ведомств;

- переход на «партнерские отношения» министерств и предприятий.

Однако центр не захотел уступать свои права.

В 1988 г. были приняты два закона, открывавших простор для коллективного и частного предпринимательства:

- закон «О кооперации»;

- закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ИТД).

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989) Пленуме ЦК КПСС было решено:

- отказаться от сверх централизованного управления агропромышленным комплексом;

- распустить Госагропром, созданный в 1985 г;

- отказаться от борьбы с личным подсобным хозяйством, развернутой в 1986 – 1986 гг.

Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции.

Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на землю:

- совхозов;

- колхозов;

- агрокомбинатов,

- кооперативов;

- крестьянских и фермерских хозяйств.

Была необходимость строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов. Руководство страны видело серьезный кризис производства сельскохозяйственной продукции. К концу 1980 г. стало ясно, что «важнейшая внутриполитическая задача» - Продовольственная программа - провалена. Она была перенесена на 1990-е годы. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещаний «накормить народ», опасаясь окончательного падения авторитета власти.

Курс на создание рыночной экономики. В конце 1989 – 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, исключая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства, кроме тяжелой и оборонной промышленности. Была провозглашена новая цель экономической реформы – не ускорение, а переход к рыночной экономике. Рыночная экономика- экономика, основанная на принципах предпринимательства, разнообразии форм собственности.

Так как государство, отказываясь от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель «регулируемого рынка». Эта программа предполагала сочетание плана и рынка была закреплена в Постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике СССР» (июнь 1990 г.).

Начать переход было намечено с 1991 г. после окончания 12-й пятилетки. Это было программа «арендизации экономики», ее разработчиком был академик Л. Абалкин. Программа «арендизации экономики» сменила программу «ускорения экономического роста», автором которой считали А. Аганбегяна. Согласно новой программе к 1995 г. надо было перевести на аренду 20 % промышленных предприятий. В том же году активные критики избранного курса, например, академик С. Шаталин и др., доказывали, что есть или план или рынок. То и другое вместе – это «жареный лед». Они разработали свою программу. В ее создании большую роль сыграл кандидат экономических наук Г. Явлинский. Эта программа получила название «500 дней» и была поэтапной «приватизацией экономики». Она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти. Альтернативная программа была отклонена.

Новая цель экономической реформы требовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР:

- Об основных экономических отношениях в СССР;

- О собственности;

- О земле;

- О предприятиях в СССР;

- О местном самоуправлении и местном хозяйстве;

- О разгосударственности собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создании акционерных обществ;

- О развитии мелких предприятий и развертывании свободы хозяйственной деятельности;

- о предпринимательстве.

С конца 1989 г. по 1991 г. было принято более 100 законов и постановлений по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.

Если в 1986 – 1988 гг. Национальный доход медленно, но увеличивался и к 1988 г. составлял 4,4 %, то с 1989 г. началось сокращение национального дохода.

В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10 %. В стране начался острый дефицит на все товары. Цены на них стали возрастать. По стране прокатилась волна забастовок. «Горячее лето 1989 г.» шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей. В декабре 1990 г. констатируя обвал экономики, срыв перестройки, глава правительства Н. И. Рыжков, подал в отставку. Новый глава правительства В. С. Павлов,   надеясь оживить финансовую систему, в апреле 1991 г. решился на непопулярные меры:

- обмен денег;

- повышение цен в 2 – 10 раз.

«Павловское» повышение цен сопровождалось 40 % компенсацией за понесенные убытки.   Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования, не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа руководители РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным.

 В 1988 г. союзное руководство во главе с М. С. Горбачевым  пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система и переключило свое внимание на политические преобразования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: