Практическая работа 4

Содержание: Построение чертежей конструкций с декоративно-конструктивными членениями в системах автоматизированного проектирования швейных изделий. Алгоритмы построения перевода вытачки в различные положения. Построение кокеток и рельефных линий. Построение складок, подрезов.   

Цель работы:

Пособия и инструменты: Шаблоны деталей полочки женского платья, чертёжные принадлежности, бумага для шаблонов, калька, ножницы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В практике проектирования одежды характеристики ее формы и особенности

художественно-конструктивного решения могут представляться в виде графической (эскиз, технический рисунок), скульптурной (наколка, скульптурный эталон), вербальных

характеристик. Проблема взаимосвязи и приоритета плоскостного и объемного моделирования одежды не теряет актуальности, как в современном, так и историческом аспектах. Как известно, первоначальные приемы создания форм костюма связывают с муляжными способами проектирования, то есть объемным методом формирования сложной пространственной проектируемой конфигурации на исходной поверхности, заданной в виде фигуры человека или манекена. Тем не менее, исторические факты свидетельствуют о наличии у портных-закройщиков лекал (патронов) в виде заготовленных шаблонов для раскроя костюма определенной исторической эпохи. Таким образом, можно констатировать факт сосуществования двух альтернативных подходов создания объемной формы костюма: плоскостного и трехмерного.

 Объемное макетирование форм костюма имеет ряд преимуществ, так как позволяет

однозначно определить художественно-конструктивные параметры проектируемого изделия и учитывать свойства текстильного материала, обладающего гибкостью и неоднородностью структуры. Многие известные дизайнеры костюма, используя ручные методы макетирования, создают эксклюзивные модели одежды, поражающие совершенством и гармоничностью композиционного решения, пластикой формы. Этот метод сложен, длителен и требует специальной квалификации исполнителя. Однако специалисты в области проектирования одежды нередко его используют в процессе создания эксклюзивных и оригинальных моделей коллекции.

Плоскостное моделирование конструкций одежды связано с модификацией исходной развертки в процессе аффинных преобразований на плоскости, наиболее употребительными из которых в данной проектной ситуации являются растяжение, сдвиг, поворот.

Алгоритмы процесса преобразования исходной конструкции в модельную являются достаточно разработанными и апробированными в практике ручного плоскостного моделирования одежды. Однако при выборе параметров преобразования проектировщик должен обладать профессиональными навыками работы с различными формами одежды из текстильных материалов с разнообразными свойствами.

 На сегодняшний день на рынке компьютерных технологий представлено большое количество систем автоматизированного проектирования одежды (САПР одежды), реализующие различные принципы плоскостного построения чертежей конструкций деталей одежды, дальнейшего их модифицирования с целью разработки проектно-конструкторской документации на новые модели одежды. Автоматизация проектирования предполагает переход на более формализованные принципы, отказ от традиционных форм и методов выполнения проектно-конструкторских операций, которые не могут обеспечить заданный уровень качества проектируемых изделий. Во многом эти задачи на более высоком уровне решаются в трехмерных САПР одежды.

Развитие 3D компьютерных технологий проектирования позволяет перенести процесс макетирования в виртуальную трехмерную среду и облегчить его с помощью специальных средств для создания пространственного образа модели на экране монитора и построения разверток ее деталей на плоскости. При этом работа с трехмерным образом

фигуры и изделия становится основным процессом, а получение конструкции – производным, полностью или частично автоматизированным, т. е. не зависящим от методики конструирования и не требующим непосредственного участия конструктора в процессе преобразования трехмерной формы в лекала или чертеж конструкции.

При условии реализации комплексного подхода к процессу проектирования возможно сочетание элементов инженерного, эргономического и художественного конструирования.

Первичное воплощение изделия в объеме создаст благоприятные условия для выполнения

проектных работ с возможностью зрительного восприятия поверхности в целом, а также ее частей, отработки линий членения и декоративно-конструктивных элементов модели, что устранит необходимость изображения проецируемой поверхности на бумаге, а затем

осмысливания чертежей при ее изготовлении.

На данный момент программы компьютерного моделирования сложных объектов

находятся на высоком уровне развития, что позволяет определить цель научных изысканий как адаптацию существующих пакетов для реализации прикладных задач. Разрабатываемый метод трехмерного автоматизированного проектирования одежды должен обеспечить четкость задания геометрической формы изделия и пространственного положения линий членения при условии возможности создания всего многообразия силуэтных форм и конструктивных решений. В соответствии с обозначенными проблемами необходимо установить такое содержание этапа воспроизведения изделия, которое обеспечит адекватность интерпретации виртуальной модели и соответствующих развёрток деталей исходному художественному образу.

Процесс проектирования поверхности виртуального изделия можно представить как

последовательность преобразований: Исходная поверхность фигуры → Исходная силуэтная конструкция → Трехмерная модельная конструкция → Плоская модельная конструкция.

Первый этап – разработка исходной силуэтной конструкции (ИСК), которая обеспечивает формирование и оценку общей пространственной формы изделия. ИСК внутри каждого силуэта проектируется при заданном сочетании прибавок с возможностью модификации, что позволяет при одной и той же величине композиционного припуска создавать формы различной геометрической конфигурации.

Второй этап процесса воспроизведения изделия – разработка трёхмерной модельной

конструкции (ТМК) на основе ИСК, которая обеспечивает однозначность конструктивно-

декоративного решения изделия. Сущность данного этапа состоит в преобразовании ИСК

путем членения ее на детали, которые составляют совокупность исходных данных для проектирования разверток модельной конструкции изделия.

Третий этап – построение разверток деталей изделия. Исходные данные для плоской

модельной конструкции (ПМК) – объемные детали ТМК. При этом исключается этап плоскостного моделирования базовой конструкции, что обеспечивает получение деталей,

однозначно интерпретирующих исходную форму изделия.

В соответствии с описанной последовательностью работ разработан оригинальный алгоритм действий по разработке виртуальной модели и построению разверток деталей. В

данной работе рассматривается пример реализации метода 3D моделирования на примере

женской блузы (рис.1).


 

 

Рис. 1. Проектирование женской блузы с использованием технологии 3D-

моделирования

Преимуществом рассмотренного подхода является то, что он позволяет передать

наиболее полное представление о пластическом решении проектируемого изделия,

реализовать в объемном изображении и развертке эстетические и эргономические

требования к изделию, сократить сроки проектирования. При этом обеспечивается

наглядность изображения, простота графических построений, плавность и эстетичность

линий поверхности, а также точное воспроизведение деталей изделия в лекалах.

Контрольные вопросы

Отчет о работе:

1.Представить чертежи конструкции:жилета, жакета, пальто в масштабе 1:1 на типовую фигуру.

2. Оформить на чертеже основные линии, линии построения и цифровые обозначения основных конструктивных отрезков.

Критерии оценки:

•     Оценка 5 “отлично” ставится при условии выполнения чертежей кон-струкций практического задания без погрешностей, ответа на теоре-тические вопросы преподавателя на защите работы с демонстрацией своей профессиональной эрудиции.

•     Оценка 4 “хорошо” ставится при условии выполнения всего чертежа конструкции и наличии 1 -2 погрешностей в построении, недостаточно ар-гументированном ответе на вопросы преподавателя.

•     Оценка 3 “удовлетворительно” ставится при обнаружении 3-4 ошибок в выполнении чертежа конструкции, неполного и неуверенного ответа на вопросы преподавателя.

•     Оценка 2 “неудовлетворительно” ставится при наличии более 4-х грубых ошибок в чертеже конструкции практического задания, ошибках при ответах на вопросы преподавателя при защите работы.

Рекомендуемая литература:

1. Конструирование женской одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. И. Трутченко, О. Н. Каратова, А. В. Пантелеева [и др.]; под ред. Л. И. Трутченко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 392 c. — 978-985-06-1794-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20267.html

2. Фот, Ж. А. Дизайн-проектирование изделий сложных форм [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — 134 c. — 978-5-8149-2409-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78429.html

3. Махоткина, Л. Ю. Конструирование плечевой и поясной одежды по ЕМКО СЭВ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Ю. Махоткина, О. Е. Гаврилова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. — 91 c. — 978-5-7882-1808-3. — Режим доступа:

4. Избранные главы конструирования одежды. Системы конструирования одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. А. Коваленко, Г. И. Гарипова, Л. Р. Фатхуллина, Р. В. Коваленко. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 80 c. — 978-5-7882-1899-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61846.html

5. Макленкова, С. Ю. Моделирование и конструирование одежды [Электронный ресурс]: практикум / С. Ю. Макленкова, И. В. Максимкина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 84 c. — 978-5-4263-0593-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75809.html

 

                                            Практическая работа 5.

Содержание: Разработка чертежа конструкции изделия с рукавами покроя реглан. БК и МК.

Цель работы: Изучение конструкций рукавов составных с полочкой и спинкой.

Пособия и инструменты: чертёжные принадлежности, миллиметровая бумага, калька, ножницы.

Методические указания:

 1. Изучить особенности покроя реглан.

2. Зарисовать несколько моделей женской верхней одежды с различными вариантами рукавов покроя реглан.

3. Построить чертеж конструкции верхнего плечевого изделия с рукавами покроя реглан на основе чертежа конструкции изделий с втачными рукавами.


1. Особенностью покроя реглан является наличие оригинальной линии членения лифа, идущей от горловины к нижней части проймы, и наличие рукава, цельнокроенного с плечевой частью спинки и полочки. Объем изделий покроя реглан может быть умеренным, большим и очень большим. Рукава реглан могут иметь отвесное направление или более пологое, стремящееся к направлению плечевых линий. Глубина проймы и высота оката могут быть такими же как и у втачных рукавов, обеспечивая отвесность рукава. Но может использоваться значительное углубление проймы (до линии талии), высота оката при этом уменьшается. В этих случаях рукава более мягкие и свободные.

2. Различные варианты рукавов покроя реглан могут быть получены во пер­вых при использовании рукавов состоящих из 1, 2, З-х деталей и во­вторых при различном оформлении линии проймы (реглан, нулевой рег­лан, полуреглан, реглан-погон и т.д.)

3. С учетом особенностей построения изделий с рукавами реглан построить чертеж конструкции спинки, полочки и втачного рукава. Затем произве­сти построение линии проймы - реглан, участки спинки и полочки от ли­нии проймы до плечевых срезов пристроить к деталям втачного рукава.

Чертежи изделий покроя реглан строятся 2-мя способами. 1способ – графический строится на основе чертежа изделий с втачными рукавами. 2 способ – расчетно-графический заключается в построении рукавов реглан на чертеже спинки и полочки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: