Иллюстрацией этапов построения цельнокроеного рукава мягкой формы может служить чертеж конструкции блузки. В качестве исходной для проектирования принята конструкция двухшовного втачного рукава с прямой линией переднего сгиба и соответственно с прямыми линиями средних (внешних) передней и задней частей рукава.
Конструкция блузки с цельнокроеным рукавом мягкой формы
На этапе подготовки исходной исходной конструкции (тонкие линии) выполнено следующее: размоделирована плечевая вытачка спинки путем раскрытия в срез проймы с целью его удлинения, необходимого для введения подплечника; верхняя вытачка переда также переведена в срез проймы, образуя удлинение боковой стороны переда,формирующееся в изделии мягкой наклонной складкой; изменен баланс уонструкциии,для чево верхний участок детали переда перемещен вниз916-16’<2 см по рекомендациям специалистов АЩ «Кузнецкий мост»); размоделирована локтевая вытачка задней части рукава путем раскрытия в срез оката и в сторону низа рукава; боковой шов запроектирован посередине ширины изделия, тюе с некоторым смещением вперед относительно середины ширины проймы исходной конструкции; вершина нижнего шва рукава совмещена с вершиной бокового шва.
Пристраивание деталей рукава выполнено с учетом совмещения надсечек 332,332р, и 352, 353р и необходимого конического отведения деталей рукава(центрами дуг перемещения надсечек являются точки 14’, 14” приняты точки 347,347’)
В качестве контрольных параметров конструкции цельнокроеного рукава мягкой формы используют: 1- равенство углов наклона рукава (0tc=0tn),2 - равенство углов наклонов плечевых участков срезов получаемой конструкции^ целью достижения этого равенства окончательный контур переда на рис. Проходит выше точки 14”), 3- равенство длин оформляемых срезов от горловины до надсечки основания оката или их неравенство в случае проектирования оттягивания внешнего среза переда в области плеча.
Контуры оформленного внешнего среза рукава спинки повторяют на детали переда. Внутренние срез рукава, переходящие в боковые срезы деталей, оформляют в соответствии проектируемой формой рукава в этой области изделия при отведении руки в сторону. Конфигурация внутренних срезов рукава спинки и переда должна быть одинакова. Небольшое заужение рукава внизу может быть выполнено сос тороны внутренних срезов.
Разновидности конструкций с цельнокроеным рукавом мягкой формы показаны на рис., где под номером 1 приведена конструкция, рассмотренная выше Разновидности 2.3 могут быть построены также как 1,или получены с использованием конструкции 1 в качестве исходной.
Особенности построения чертежа конструкции с цельнокроеным рукавом с ластовицей
Конструкция изделия с цельнокроеным рукавом с ластовицей представлена на рис. Линин подрезов для втачивания ластовицы на деталях спинки и полочки
обозначены:2-3-подрез сшшки,3-4-задней части рукава,2’-5-полочки,5-4’- переднен части рукава.
Точки пересечения контура оката пристраиваемых деталей рукава с линией исходной проймы обозначены:2-3- подрез спинки,3-4-задней части рукава,2’-5- полочки,5-4’-передней части рукава. Точки пересечения контура оката пристраиваемых деталей рукава с линией исходной проймы обозначены С и П. В результате пристраивания рукава и оформления линий подрезов в деталях образуются участки «дефицита»:
Спинки- 2-3-С-1, рукава-4-3-С-1р,
Полочки-2 ’-5 -П-1 ’,рукава-4 ’-5-П-1 р \
рукавом и отрезной нижней половинкой рукава
На чертеже конструкции заштрихованы участки дефицита спинки и полочки, компенсируемые втачиваемой ластовицей. Участки 1-3-С и l’-5-П остаются в конструкции некомпенсируемым дефицитом. Аналогично могут быть рассмотрены геометрические фигуры дефицита деталей рукава. При построении необходимо контролировать дефицит на спинке и задней части рукава, так как не-
достаточные размеры конструкции на этом участке ограничивают свободу движения рук вперед.
В рассматриваемой конструкции недостаток размера отчасти восполнен расширением рукава по локтевому сгибу. Некомпенспруемый дефицит уменьшается при подъеме вершин подрезов 3 и 5 над линией основания проймы. Можно считать, что повышение уровня положения точек Зи 5 на 1см не изменяет глубину исходной проймы, так на этом уровне в изделии с втачным рукавом располагается нижний участок среза проймы (припуск на шов втачивания рукава
При проектировании подрезов точку 2 (2’) на боковом шве располагают обычно как можно выше (1-2 <10 см). Однако, укорочение ластовицы по линии бокового шва в изделии без дополнительного отведения рукава приводит к значительному ее удлинению по линии шва рукава. Эти особенности конструкции наиболее ярко проявляются на полочке (рис). Между линиями подрезов полочки и передней части рукава в области точки 2’ пректируют зазор,
равный удвоенному значению припуска на шов втачивания ластовицы. На спинке зазор между линиями подреза иногда оказывается болыпелем на полочке.
Типовая ластовица в виде ромбовидного четырехугольника 2-3-4-5 компенсирует в изделии отсекаемые линиями подрезов участки спинки, переда и детатей рукавов. Ширину ластовицы контролируют, сопоставляя ее с измерением фигуры:
3-5=3-1+Г-5=с1п.з.р-1..,2см
При меньшей ширине ластовицы в изделии возможно появление заломов в области точек 3,5.
Длины сторон ластовицы равны длинам соответствующих линий подрезов. Ластовица может быть симметричной с парным равенством сторон(2-3=2-5иЗ- 4=5-4),с полным равенством всех четырех сторон (ромб, самый технологичный вариант ластовицы);может быть асимметричной частично или полностью(все четыре стороны разной длины). В лекалах и деталях кроя срезы ластовицы и подрезов маркируют одной, двумя и т. д надсечкам
Контрольные вопросы
1. Какой покрой рукав называют цельновыкроенным?
2. Перечислите и охарактеризуйте современные разновидности изделий с цельновыкроенными рукавами.
Отчет о работе:
1.Представить отчет в виде 2 чертежей МК изделий с цельнокроеными рукавами в масштабе 1:4.
Произвести сравнительный анализ результатов работы, сформулировать выводы
Критерии оценки:
• Оценка 5 “отлично” ставится при условии выполнения чертежей конструкций практического задания без погрешностей, ответа на теоретические вопросы преподавателя на защите работы с демонстрацией своей профессиональной эрудиции.
• Оценка 4 “хорошо” ставится при условии выполнения всего чертежа конструкции и наличии 1 -2 погрешностей в построении, недостаточно аргументированном ответе на вопросы преподавателя.
• Оценка 3 “удовлетворительно” ставится при обнаружении 3-4 ошибок в выполнении чертежа конструкции, неполного и неуверенного ответа на вопросы преподавателя.
• Оценка 2 “неудовлетворительно” ставится при наличии более 4-х грубых ошибок в чертеже конструкции практического задания, ошибках при ответах на вопросы преподавателя при защите работы.
Рекомендуемая литература:
1. Конструирование женской одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. И. Трутченко, О. Н. Каратова, А. В. Пантелеева [и др.]; под ред. Л. И. Трутченко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 392 c. — 978-985-06-1794-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20267.html
2. Фот, Ж. А. Дизайн-проектирование изделий сложных форм [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ж. А. Фот, И. И. Шалмина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — 134 c. — 978-5-8149-2409-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78429.html
3. Махоткина, Л. Ю. Конструирование плечевой и поясной одежды по ЕМКО СЭВ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Ю. Махоткина, О. Е. Гаврилова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. — 91 c. — 978-5-7882-1808-3. — Режим доступа:
4. Избранные главы конструирования одежды. Системы конструирования одежды [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. А. Коваленко, Г. И. Гарипова, Л. Р. Фатхуллина, Р. В. Коваленко. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 80 c. — 978-5-7882-1899-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61846.html
5. Макленкова, С. Ю. Моделирование и конструирование одежды [Электронный ресурс]: практикум / С. Ю. Макленкова, И. В. Максимкина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 84 c. — 978-5-4263-0593-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75809.html