Мажоритарная система абсолютного большинства

Территория государства делится на избирательные округа. Предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.

Пропорциональная избирательная система это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

Территория государства образует единый избирательный округ. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов. Существует заградительный 5% барьер.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания, затем применялась пропорциональная система, на выборах 2016 г. вновь применена смешанная система. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там, исключаются из федеральных списков.

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ:

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональнаясистема — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Смешанная(мажоритарно-пропорциональная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть — с пропорциональной.

Достоинства

· прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата, а не за список представителей партии); · формирование устойчивого правительства. · широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств); · гарантия представительства мелких и средних партий. формирование действительно представительного органа власти.

 

Недостатки

· мелкие партии могут быть не представлены в сформированном органе власти; · не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять до 49%). · отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями; · избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций, что затрудняет его работу.   усложненный процесс проведения выборов.
     

Выборы/ референдум

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Стадии процесса выборов в РФ (подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов).

Функции выборов: Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры

 

В РФ путём выборов избираются

· Президент РФ

· Государственная Дума

· Представительные (законодательные) органы субъектов РФ (государственные собрания, законодательные собрания, областные думы и т. д.)

· Высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ (если регион не отказался от прямых выборов)

· Представительные органы местного самоуправления (советы, думы, муниципальные комитеты и т. д.)

Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:

1. Альтернативность кандидатов. Наличие нескольких равноправных кандидатов.

2. Тайное голосование. Участники голосуют анонимно. Никто не вправе контролировать волеизъявление голосующего.

3. Объективность информации. Объективное информирование избирателей средствами массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, избирательных объединениях.

4. Всеобщность. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства, может принимать участие в выборах в качестве избирателя (исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права).

5. Равенство голосов всех граждан. Каждый избиратель имеет лишь один голос.

 

 

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

 

Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

На всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. была принята современная российская конституция.

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

На референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъекта РФ, принятия чрезвычайных мер безопасности, амнистии и помилования и др.

Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Референдум в нашей стране наряду со свободными выборами представляет собой форму непосредственного выражения воли народа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: