Рабочий план-график педагогической практики «Летняя практика в оздоровительном лагере»

Педагогическая практика

«Летняя практика в оздоровительном лагере»

Специальность: 0105000 «Начальное образование» заочного отделения

Квалификация: 0105013 «Учитель начального образование»

 

 

Выполнил: Галактионова А.Д.

студентка 2 курса (заочно)

группа: НО2

Руководитель практики: Муханова Ж.Ж.

Усть-Каменгорск, 2020г.

СОГЛАСОВАНО Руководитель профессиональной практики (организации, предприятия, учреждения) __________________________Ф.И.О. (при его наличии) «______» ______________ 20_____г. УТВЕРЖДАЮ Директор Высшего колледжа ________________С.Д. Утепов «______»__________ 20_____г.

Рабочий план-график педагогической практики «Летняя практика в оздоровительном лагере»

 

По специальности: 0105000«Начальное образование»
Обучающегося Галактионова Анастасия Дмитриевна 2 курса (заочно)
         

__________________________________________________________________
(наименование учебного заведения)


п/п

Перечень работ, подлежащих выполнению (изучению) в соответствии с программой педагогической практики

Сроки выполнения программы педагогической практики

Примечание

начало завершение
1. Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере.   25.05.20г       25.05.20г    
2.   Режим дня в оздоровительном лагере.   25.05.20г   25.05.20г    
3. Спортивно-оздоровительная работа. Туристическая-краеведческая работа. Организация досуга детей. Ведение педагогического дневника.     26.05.20г 26.05.20г  
4. Составление плана воспитательной работы каждого дня в лагере с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.     26.05.20г     26.05.20г    
5. В лагере проводятся мероприятия (интеллектуальная игра, театральная сценка, эстафета). Составление плана.   27.05.20г   27.05.20г    
6.   Использование различных форм и методов в организации спортивно-оздоровительной, туристическо-краеведческой работы в летний период. 27.05.20г       27.05.20г    
7. Пути правильного педагогического общения с детьми и подростками в условиях специального лагеря.   28.05.20г       28.05.20г      
8. Организация коллективной творческой деятельности в рамках развития познавательных интересов детей и подростков.   29.05.20г 29.05.20г  
9. Составление итогового отчета о проделанной работе в ходе прохождения практики. 29.05.20г   29.05.20г    

 

Подпись__________________________________________________________
        (руководитель педагогической практики от учебного заведения)

«______» __________________20___г.

 

Дневник-отчет о прохождении профессиональной практики

По специальности: 0105000«Начальное образование»
Обучающегося Галактионова Анастасия Дмитриевна 2 курса (заочно)
         


п/п

Перечень работ, подлежащих выполнению (изучению) в соответствии с программой педагогической практики

Сроки выполнения программы педагогической практики

Подпись руководителя профессиональной практики с производств

начало завершение
1. Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере.   25.05.20г       25.05.20г    
2.   Режим дня в оздоровительном лагере.   25.05.20г   25.05.20г    
3. Спортивно-оздоровительная работа. Туристическая-краеведческая работа. Организация досуга детей. Ведение педагогического дневника.     26.05.20г 26.05.20г  
4. Составление плана воспитательной работы каждого дня в лагере с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.     26.05.20г     26.05.20г    
5. В лагере проводятся мероприятия (интеллектуальная игра, театральная сценка, эстафета). Составление плана.   27.05.20г   27.05.20г    
6.   Использование различных форм и методов в организации спортивно-оздоровительной, туристическо-краеведческой работы в летний период. 27.05.20г       27.05.20г    
7. Пути правильного педагогического общения с детьми и подростками в условиях специального лагеря.   28.05.20г       28.05.20г      
8. Организация коллективной творческой деятельности в рамках развития познавательных интересов детей и подростков.   29.05.20г 29.05.20г  
9. Составление итогового отчета о проделанной работе в ходе прохождения практики. 29.05.20г   29.05.20г    

 

 

Введения.

Цель летней педагогической практики является формирование у студентов

целостного представления об организации и содержании профессиональной социально-

педагогической деятельности в образовательных учреждениях, углубление и закрепление

теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин психолого-педагогического

цикла, а так же включение студентов в профессиональную педагогическую деятельность в

условиях детского оздоровительного лагеря, направленную на овладение обучающимися

общекультурными и профессиональными компетенциями.

1. Задачи практики.

Летняя педагогическая практика обеспечивает решение следующих задач

профессиональной подготовки бакалавров:

знакомство с опытом организации отдыха и воспитания детей в летних

оздоровительных лагерях;

овладение содержанием, различными формами и методами организации жизни

и деятельности временных детских и юношеских коллективов;

использование методов психолого-педагогической диагностики в работе с

детьми разного возраста.

2. Тип (форма) летней педагогической практики и способ её проведения

Летняя педагогическая практика студентов 2-го курса представляет собой

проведение работы на летних детских площадках при образовательных учреждениях, в

детских оздоровительных лагерях, проводится в форме практики по получению

профессиональных умений в области педагогической деятельности.

3. Место педагогической летней практики:

Педагогическая летняя практика является одной из форм организации учебного

процесса, обеспечивает связь между теоретической подготовкой студентов и их будущей самостоятельной деятельностью. На педагогической практике студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин. Педагогическая практика должна помочь студентам ознакомиться с условиями и особенностями педагогической деятельности, организации, осмыслить образовательный процесс на первой ступени получения общего образования. В этом им потребуются компетенции, сформированные при изучении таких дисциплин, как «Психология», «Педагогика», и т.д.

Данная практика непосредственно связана с формированием практических умений

и теоретических знаний, необходимых в учебно-производственных практиках

последующих курсов.

 

Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере.

Воспитание относится к социальным явлениям и является одним из ведущих факторов жизни и развития общества. Если рассмотреть воспитание с социальной точки зрения, то воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизнедеятельности в обществе сейчас и в будущем, проводимая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые и корректируемые социумом. В контексте культуры воспитание - это систематическая целенаправленная педагогическая деятельность учителя, способствующая эффективному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становления его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

В определении сущности понятия «социализация» мы придерживаемся позиции Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведение человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и т.д.).

Социализация осуществляется как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе. В процессе учебной деятельности происходит умственное развитие детей - развитие мышления, познавательного интереса, мотивов учения, учебных действий - школьник учится читать, считать, писать, пересказывать, общаться. Но чтобы научиться добру, милосердию, честности, добросовестности, ответственности, порядочности, долгу, нужны дополнительные средства, условия, факторы. Этому лучше всего обучают реальные факторы, жизненные условия, с которыми часто сталкивается ребенок и подчас не может самостоятельно и правильно принять решение. Эти жизненные ситуации складываются в воспитательной работе с детьми.

Воспитательная работа - это внеурочная, внеклассная, внешкольная работа. Основное назначение внеклассной воспитательной работы - пробуждение, углубление у детей интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие способностей, воспитание социальной активности, организация досуговой деятельности, социальная адаптация детей. Богатые воспитательные возможности внеклассной работы заключаются в том, что здесь в большей мере учитываются, удовлетворяются индивидуальные запросы, особенности, интересы, потребности ребенка и создаются предпосылки для интенсивного развития его способностей. В ходе внеклассной работы существенно меняется позиция ребенка - на смену непосредственному педагогическому руководству приходят опосредствованные влияния и самоуправление школьников. Во внеклассной воспитательной работе используются разнообразные методы воспитания - беседы, рассказы, поощрение, порицание, соревнование. Богатство и разнообразие форм и методов воспитания позволяют, при умелом их выборе и сочетании, успешно решать педагогические задачи, но в то же время широкий круг воспитательных задач и обилие форм и методов воспитания делают затруднительным выбор оптимального круга их для каждого конкретного случая.

Осуществить эффективную организацию воспитательного процесса возможно, если при проектировании её будут учитываться основные закономерности воспитания. Они отражают существенные, необходимые, устойчивые связи воспитательного процесса, учет и реализация которых обеспечивают достижение намеченных воспитательных результатов.

Прежде всего, надо учитывать важнейшую закономерность воспитания - обусловленность воспитательного процесса, его целей и задач потребностями общества. Следующая закономерность воспитания заключается в необходимости соответствия его задач особенностям системы, в которой протекает воспитательный процесс, уровню образованности, воспитанности, развитости воспитуемых. Из этой закономерной связи вытекает необходимость конкретизировать задачи воспитательной работы на основе изучения возрастных, групповых, индивидуальных особенностей школьников. Если задачи воспитания неконкретные, то они не смогут вызвать должного отклика у детей, их решение потребует чрезмерных усилий, преодоление искусственно возникающих затруднений.

Далее, при организации воспитательного процесса необходимо учитывать закономерную зависимость содержания воспитания от его задач. Содержание воспитательной работы не может быть произвольным, опирающимся только на спонтанные интересы школьников. Оно должно строго подчиняться всем намеченным воспитательным задачам. Иначе процесс будет функционировать не оптимально, не давая желаемых результатов или требуя на их достижение значительно большего времени и усилий.

Столь же закономерный характер имеет зависимость методов и форм воспитания от задач и содержания воспитательного процесса. Поэтому при выборе оптимальных сочетаний методов воспитания педагоги должны учесть возможность каждого метода в решении поставленной воспитательной задачи и избрать те из них, которые особенно успешно её решают.

Должны оцениваться также возможности различных форм воспитания и избираться наиболее оптимальные виды их для каждой ситуации. При относительной однородности коллектива могут применяться групповые формы воспитательной работы. При наличии в группе учеников, нуждающихся в специфических воспитательных влияниях, возникает потребность в индивидуальных формах воспитания. Таким образом, выбор методов и форм воспитания осуществляется эффективно лишь в том случае, если он протекает не интуитивно, а опирается на описанную выше закономерность воспитания.

Если расположить основные компоненты процесса воспитания в следующем порядке: цель воспитательного процесса, учитывающая социальный заказ общества, конкретизированные задачи воспитательной работы, содержание, методы и формы воспитания, результат воспитания, то можно утверждать, что каждый последующий компонент закономерно связан со всеми предыдущими. Если при планировании внеклассной воспитательной работы нам удастся в полной мере учесть названные выше закономерности, то уверенно мы изберем оптимальный вариант.

Определенные проблемы в воспитании школьников возникают в летний каникулярный период. По данным исследований, во время летних каникул у школьников примерно столько же свободного времени, сколько его приходится на весь учебный год. То есть на игры, развлечения, спорт и отдых за три месяца ребенок тратит примерно 936 часов, тогда как на 9 месяцев учебного года приходится примерно 975 часов.

Как показывают наши исследования, большим воспитательным потенциалом обладают летние оздоровительные лагеря. Воспитательное пространство лагеря способствует решению ряда важнейших воспитательных задач:

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры и межэтнических отношений;

- разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей;

- формирование социальной и коммуникативной компетентности воспи- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Результативность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания мероприятий, предоставляющего детям образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагогов-вожатых.

 В детском оздоровительном лагере дети могут реализовать свои творческие, физические, интеллектуальные, нравственные, экологические потребности. Воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря дает возможность учителю использовать все свои знания, умения и навыки, а также воплотить в жизнь все, даже сверхсложные идеи.

Эффективность воспитательной работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря во многом определяется личностью педагога-вожатого.

Детский оздоровительный лагерь - это саморазвивающаяся, саморегулирующаяся открытая система, органично интегрированная в социальную среду. Именно из внешней среды она черпает ресурсы для своего существования: материальные, интеллектуальные, информационные, кадровые. Детский оздоровительный лагерь - это уникальная организационно-педагогическая система. Её уникальность определяется непохожестью на другие педагогические системы - детские сады, школы.

Основными факторами, определяющими содержание воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря, являются:

- возрастные и половые особенности детей;

- индивидуальные интересы и потребности детей в зависимости от возрастных особенностей;

- социальный статус, степень воспитанности, индивидуальные особенности развития.

Отличие обстановки лагеря от домашней является условием, позволяющим ребятам получить опыт общения со сверстниками и природой. Этому способствуют следующие факторы:

- процесс совместного проживания (дает возможность познать жизнь в коллективе ровесников вдали от дома, обучить правилам поведения в группе);

- раскрытие потенциала (участвуя в различных лагерных мероприятиях, дети могут выбрать интересное им направление и показать, на что они способны);

- развлечение, оздоровление и отдых (дети отдыхают от однообразной городской жизни, получая удовольствие от общения со сверстниками);

- опыт демократической обстановки (дети различного уровня воспитания в лагере имеют возможность пожить в реальном демократическом сообществе);

- опыт сбережения здоровья (детский лагерь благоприятствует практическому воплощению безопасного и здорового образа жизни);

- развитие личностных качеств ребенка (развитие навыков общения, навыков ответственности за свои поступки, умения самостоятельно принимать решения, формирование уважительного отношения к другим людям);

- опыт общения со взрослыми (в лагере ребенок испытывает новый вид отношения со взрослым - взаимоотношение с вожатым, который для него становится взрослым другом);

- индивидуальное взросление и становление (в детском лагере ребенок может раскрыть собственные способности и умения, испытать личную инициативу, заслужить уважение за личные заслуги).

Основной целью детских оздоровительных лагерей является обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей, решение проблемы их развития и воспитания. Для выполнения вышеназванной цели следует реализовать психолого-педагогические, методические и управленческие задачи:

- образование воспитательной среды в детском оздоровительном лагере, обеспечивающей эффективное формирование нравственной культуры ребенка и духовной основы его становления;

- определение условий формирования и развития личности ребенка, обеспечивающих эффективность взаимодействия подростков и детей с окружающим миром, удовлетворенность потребностей личности ребенка в самоутверждении и защищенности;

 - применение ресурсов окружающей среды для восстановления и сохранения здоровья детей, формирование у подростков экологического мышления и осознания важности природы и окружающего мира, привлечение школьников к здоровому образу жизни;

- оказание большого количества воспитательных и образовательных услуг, направленных на развитие творческих и физических способностей, самосовершенствование и самореализацию ребенка, их самоопределения в дальнейшей жизни;

- проектирование модели воспитательной системы, способной интегрировать деятельность педагогического отряда и всех служб лагеря для выполнения определенной программы с методическими разработками педагогических технологий, форм и методов работы, а также системы оценки результативности педагогической деятельности.

Дети, отдыхающие в детском оздоровительном лагере, должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить свои потребности и желания в интересных им сферах творчества, искусства, спорта в сочетании с оздоровительным отдыхом, общением со сверстниками, возможностью продемонстрировать свои таланты и способности, найти новых друзей и получить социальный опыт.

Реализация основной роли лагерной смены - развитие ребенка - предполагает следующее:

- свобода выбора тех занятий, кружков, мастер-классов и вида отдыха, которые наиболее интересны;

- оздоровление ребенка, направленное на решение проблемы воспитания здорового человека;

- создание культурологической среды и колорита лагерной смены;

- развитие умений планирования и проектирования собственной деятельности ребенком, развитие самоорганизации, самовоспитания, самоопределения молодого человека.

Оздоровление ребенка в условиях лагеря может осуществляться только в совместной работе служб лагеря: социальной, медицинской, психологической, образовательной и других. Оздоровление ребенка направлено на восстановление и пополнение здоровья, повышение устойчивости от воздействий различных внешних факторов, но при этом здоровье рассматривается как физическое, так и психическое.

Центральной целью воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря, является формирование наиболее значимых качеств личности, мировоззрения, поэтому можно выделить следующие задачи воспитательного процесса в детском лагере:

- формирование мировоззренческих взглядов, гуманного и нравственного отношения к природе и окружающей среде;

- формирование мотивации и приобщение к знаниям и творческой деятельности, спорту и здоровому образу жизни;

- совершенствование нравственно-психологического потенциала, культуры общения со сверстниками в коллективе и со взрослыми, стремления к общественной деятельности.

Развитие основных качеств личности детей в лагере во многом определяется социальной средой детского оздоровительного лагеря, личностью вожатого и содержанием воспитательной работы лагерной смены.

На первый взгляд все программы лагерных смен кажутся «трафаретными», так как многие процедурные этапы являются постоянными (встреча детей, расселение, выбор органов самоуправления, организация родительского дня, физкультурные часы, музыкальные часы, плавание, походы, лагерные мероприятия, отъезд детей, последняя «Свечка»), но в тоже время в течение одного летнего сезона вожатому приходится налаживать эффективное взаимодействие с сотнями детей, настраиваясь на их «эмоциональную волну», учитывая их интересы, склонности, потребности и возможности. С другой стороны, педагог-вожатый независимо от направленности и форм воспитательной работы должен быть специалистом сразу во многих областях - практическим универсалом, так как профессиональная деятельность педагога-вожатого многофункциональна. Это и планирование, разработка, организация и проведение воспитательных мероприятий, малых и больших игр, тренингов, интеллектуально-творческих и физкультурно-спортивных соревнований, консультационная и методическая работа, выявление и воспитание лидеров, организация свободного и конструктивного общения, разновозрастного взаимодействия, непосредственного участия в различных видах художественной, спортивной, оздоровительной, интеллектуальной деятельности. Несмотря на «трафаретность» лагерной смены, педагог-вожатый с различными детьми использует свой огромный багаж игровых технологий, профессиональных умений и навыков, что приводит к тому, что каждая смена становится абсолютно непохожей на любую другую. Справиться с такими задачами в условиях детского оздоровительного лагеря может только компетентный педагог-вожатый, имеющий определенные знания, умения и навыки.

Воспитательная ценность учреждений системы летнего отдыха состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру, для социальной адаптации и формирования коммуникативных качеств личности. Глубокие социальные, образовательные и духовные потребности современных подростков говорят о том, насколько велик потенциал каждой индивидуальной личности, но, если его не направить в нужное русло, оно становится стихийным. Проблема управления социализацией подрастающей школьной молодежи становится крайне острой по причине замкнутости и обособленности мира ребенка, а также недостаточной совместной деятельности институтов воспитания (семьи, школы, учреждений дополнительного образования) и их недостаточной педагогической и методической подготовленности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: