АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Уровень изучения корекционно - развивающий /1 час в неделю/34 за год
Класс: 2
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Сороговец Елена Владимировна
2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
|
|
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;
|
|
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
- система межпредметных связей;
- направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
· свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
· использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
· закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
· рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
· понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
· различать и знать названия цветов;
· узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Содержание рабочей программы
Рисование с натуры (13 ч)
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное рисование (15 ч)
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы (3 ч)
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве (3 ч)
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Рисование с натуры | 13 | |
1. | Рисование с натуры овощей | 1 |
2. | Рисование с натуры фруктов | 1 |
3. | Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор | 1 |
4. | Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник) | 1 |
5. | Рисование с натуры веточки ели | 1 |
6. | Рисование с натуры праздничных флажков | 1 |
7. | Рисование с натуры елочных игрушек | 1 |
8. | Веточка ели с елочными игрушками | 1 |
9. | Оформление новогодней открытки | 1 |
10. | Рисование с натуры рамки для картин | 1 |
11. | Рисование с натуры игрушки - рыбки | 1 |
12. | Рисование с натуры портфеля | 1 |
13. | Рисование дорожного знака «Впереди опасность» | 1 |
Декоративное рисование | 15 | |
1. | Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу) | 1 |
2. | Рисование узора в полосе из растительных форм | 1 |
3. | Рисование геометрического орнамента в квадрате | 1 |
4. | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | 1 |
5. | Узор из цветов для коврика прямоугольной формы | 1 |
6. | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике | 1 |
7. | Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера) | 1 |
8. | Узор в полосе для косынки треугольной формы | 1 |
9. | Рисование узора в круге – расписная тарелка | 1 |
10. | Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик – квадрат, треугольник) | 1 |
11. | Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур | 1 |
12. | Рисование открытки «Ракета летит» | 1 |
13. | Рисование башенки из элементов строительного материала | 1 |
14. | Рисование узора в полосе из цветов и листочков | 1 |
15. | Узор из цветков в кружке | 1 |
Рисование на тему | 3 | |
1. | Рисование на тему: «Деревья осенью» | 1 |
2. | Рисование на тему: «Снеговики» | 1 |
3. | Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» | 1 |
Беседы об изобразительном искусстве | 3 | |
1. | Знакомство с Городецкой росписью | 1 |
2. | Беседа по картинам. Рисование рамки для картины | 1 |
3. | Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе | 1 |
|
|