Формы коллективной творческой деятельности

Билет 17

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения у детей.

Общественное поведение – это комплекс различных поступков и действий личности в социальной сфере, определяемых социальными факторами и социально-экономическими показателями развития общества.
Не только понятия и убеждения, а в большей степени, конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Методы этой группы опираются на практическую деятельности воспитанников.

Эти методы направлены на отработку привычки поведения, что должны стать нормой для воспитанника. Воздействуя на предметно-практическую сферу, они направляются на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как общественную и неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.

Упражнение практический метод формирования необходимых качеств личности, известный с древнейших времен и обладающий исключительной эффективностью и всегда приводящий к формированию заданного типа поведения. Суть метода состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результат упражнений вырабатываются устойчивые качества личности, навыки и привычки

Требование – это метод воспитания, при помощи которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. Различаются прямые и косвенные требования. Прямые требования конкретны, понятны воспитанникам, формулировки - не допускают двух различных толкований. Их предъявляют решительным тоном, используя целую гамму оттенков, выражаемых интонацией, силой голоса, мимикой.

 

К косвенным требованиям относятся: совет, просьба, намек, доверие, одобрение. Действия стимулируются не столько самим требованием, сколько вызванными психологическими факторами: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Применяется когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Поручение -методвоспитания, который приучает к положительным поступкам и позволяет развить необходимые качества. Слабоорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п.

Метод воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.Для успешного применения этого метода необходимо что бы ситуации были не надуманными, а отражали жизнь со все ми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

 

 


Формы коллективной творческой деятельности.

 

 

Коллективно - творческая деятельность (КТД) – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, к оллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает 6 стадий (И. П. Иванов).

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые — равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами — опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: