— Удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
— является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
— богатый эмоциональный опыт;
— поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
— через общение и взаимодействие с другими создает условия для познания себя, свои достоинства и проблемы;
— предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.
Коллектив — группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.
Детский коллектив — детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. К числу признаков коллектива относятся:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов координации деятельности (органов самоуправления);
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
9) сплоченность;
10) коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
11) межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.
В коллективе высокого уровня развития положение личности устойчиво, определенно, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или лицо с социально-ценностной ориентацией. Дело воспринимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства. Руководитель — наиболее опытный и умелый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе — свободное проявление «Я», инициативность. Коллектив принимается как данность, с ответственной зависимостью, в котором члены объединены дружбой.
Подавление и нивелировка личности происходит в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.