Пунктуация при однородных членах предложения

Часть II. ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится Примеры
существительноесуществительное Москвастолица России.
числительноечислительное Трижды пятьпятнадцать.
инфинитивинфинитив Жить – Родине служить.
существительноеинфинитив Наша задача – хорошо учиться.
инфинитивсуществительное Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
                     это                      –     вот                      .                                                       значит   Понять – значит простить.

 

Тире не ставится Примеры
1. При наличии глагола-связки «есть» Человекесть украшение мира.
2.                         не           . Расстояниене помеха для друзей. (Ср.: Бойкот – не лучший выход из положения.)
3.            _союз (как, будто...;              .                      тоже)                  Прудкак зеркало. Ртуть тоже металл.
4.              вводное слово                      . Грач, конечно, птица умная.
5. местоимение                      .   (нет логического ударения) Онаврач.Эточудо.

ТЕСТ 1. Отметьте верные схемы предложений.

1. числительноечислительное.

2. существительноеприлагательное.

3.                          не           .  

4.                          это             .

5. инфинитивсуществительное.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения, где тире между подлежащим и сказуемым ставится.

1. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

2. Не навредить больному первая задача врача.

3. Лишнее говорить делу вредить.

4. Она девочка хитрая.

5. Тонкий лиризм вот главное достоинство пейзажей Левитана.

6. Наш новый сотрудник, по-видимому, хороший специалист.

ТЕСТ 3. Отметьте предложения, которые соответствуют схеме: “                 не         “ (знаки не расставлены).

1. Сердце не камень.

2. Он несправедливый человек.

3. Ходить за продуктами не моя обязанность.

4. Ваше предложение далеко не единственное решение проблемы. 

5. Бедность не порок.

 

ТЕСТ 4. Отметьте предложения, где тире между подлежащим и сказуемым ставится.  

1. Ван-Гог считал, что дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем талантом.

2. Электрический свет словно жидкий янтарь.

3. Язык это история народа.

4. Площадь Черного моря 413,5 тысяч квадратных километров.

5. Великое счастье жить на земле, многострадальной голубой планете.

6. Поэзия не профессия, поэзия как любовь...

 

ТЕСТ 5. Отметьте предложения, где тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

1. Грустить о прошлом скучная работа.

2. Сейчас он хочет помочь нам, и оттолкнуть его значит навредить себе.

3. Главная задача искусства поднимать чувство собственного достоинства.

4. Россия теперь не убогая нищенка, не странник, стоящий и ждущий подачки.

5. Щедрость не единственная её добродетель.

 

ТЕСТ 6. Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно.

1. Жизнь как дуэль: есть в жизни два барьера и третьей правды в этом мире нет.

2. Дантес не страшен: он как тень таланта.

3. Лес точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

4. Здесь все дорого и мило, здесь и осень – как весна.

5. Над тобою облака – что парус.

 

Пунктуация при однородных членах предложения

Ставится запятая Схемы Примеры
При отсутствии союза ¡, ¡ С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет.
Перед повторяющимися союзами и... и да... да ни... ни или … или то... то и др. и ¡, и ¡, и ¡ ¡, и ¡, и ¡ ¡и ¡, ¡ и ¡ Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям... По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам.
Перед противительными союзами а, но, да (= но) ¡, однако ¡ зато Ребенок был резов, но мил. Мал золотник, да дорог. (Ср.: Щи да каша – пища наша).
  Перед второй частью двойных союзов как ¡, так и ¡ если не ¡, то ¡ не так ¡, как ¡ хотя и ¡, но ¡ и др. Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом. День хотя и пасмурный, но теплый.

 

ТЕСТ 7. Отметьте предложения, в которых выделенные члены предложения являются однородными (знаки препинания не расставлены).

1. Пошел снег и засыпал лесные дороги и тропинки.

2. Никогда ни с каким посторонним ни на каком официальном визите он не был так фальшив как он был нынче.

3. Белка песенки поет и орешки все грызет.

4. Гроза отходит на северо-восток и оттуда доносится неумолчный рокот разгневанных туч.

5. В косом дожде на косогоре сквозит полей осенних грусть.

6. Мать отпускала Илюшу гулять в сад по двору на луг.

7. Никогда никому он не мог сказать обидного слова.

ТЕСТ 8. Отметьте предложения, которые соответствуют схемам:O и O и O, O и O и O (знаки препинания не расставлены).

1. С победой крымскою вернулось и солнце и любовь и юность и счастье каждого из нас.

2. Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.

3. Человеку надо знать и любить и беречь свою землю.

4. Слышны были свистки и сипенье паровоза и рожок стрелочника.

5. Я счастлив и силен свободен и молод.

ТЕСТ 9. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.  

1. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.

2. Я слушаю, слушаю, и засну.

3. Цветы лучше собирать утром, или под вечер.

4. Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд.

5. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

6. Да, это был прекрасный, хотя, и печальный город.

ТЕСТ 10. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1. Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи, ни глазу, ни слуху, ни воображению.

2. Пойду посмотрю, распустились ли в саду тюльпаны.

3. Собака, лев да волк с лисой в соседстве как-то жили.

4. Мы в сердце и гнев, и величье и веру в Россию несли.

5. Я то засыпаю, то пробуждаюсь, и открываю глаза.

6. Загадочным и таинственным казался этот девственный лес, и жившие в нем сильные и смелые люди.

ТЕСТ 11. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1. По возвращении Павлик показался матери не то чтобы расстроенным, но каким-то странно притихшим.

2. Она была ничем не примечательна, вот уж воистину ни пава ни ворона.

3. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их.

4. Здесь можно говорить, если не о проступке, то об ошибке.

5. Квартира Александра, хотя и просторна, но не изящна и сумрачна.

6. Кто не трудится, а только рассуждает, тот или болтун, или вредный шарлатан.

ТЕСТ 12. Отметьте предложения, в которых союз “И” соединяет однородные члены предложения, а не простые предложения в составе сложносочиненного (знаки препинания не расставлены).

1. Выйдешь на палубу взглянешь и ослепнешь на минуту от нестерпимого блеска неба и моря.

2. Машина вздрогнула и зашумела.

3. Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться.

4. Я ее увидел и бросился к ней но едва успела она вглядеться в меня как со слабым криком поднялась и исчезла за деревьями.

5. Взошло солнце и его лучи озарили землю.

6. Смеркается и на небе появляются звезды.

ТЕСТ 13. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1. Темнота громко шумела за стенами плесками дождя, и ударами ветра.

2. Только слышится подвывание ветра в снастях да гул свирепствующего моря.

3. Ответ на мое письмо так и не пришел и я сожалею об этом.

4. И летят мои года пламенно, и властно и горит моя звезда, и не хочет гаснуть.

5.Начинало подмораживать, и наши ноги беспрерывно разъезжались и скользили по обледеневшей земле.

6.Молния вспыхнула красным огнем и гром грянул тяжко и сердито.

7.Бабушка срывает травы и рассказывает мне о целебных свойствах зверобоя, подорожника, о таинственной силе папоротника, клейкого иван-чая, пыльной травы-плакуна.

 Обобщающие слова
при однородных членах предложения

Схемы Примеры
1. ¤:¡,¡. Снег лежалвезде: на склонах горы, на ветвях деревьев.
2. ¡,¡ – ¤. На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег.
3. ¤:¡,¡ –... Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.

ТЕСТ 14. Отметьте предложение, соответствующее схеме:
“¤:¡,¡ –...”(знаки препинания не расставлены).

1. Трава земля крыши домов все было покрыто белым инеем.

2. Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки.

3. Ни чувства пылкие ни блеск ума ни слог певца столь чистый благородный ничто не трогает души твоей холодной.

4. События последнего года пожар Москвы и бегство из нее смерть князя Андрея и отчаяние Наташи смерть Пети и горе графини удар за ударом падали на голову старого графа.

ТЕСТ 15. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.        

1. Там стены, воздух всё приятно.

2. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку.

3. Она езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы, ходила в баню по субботам, служанок била осердясь – все это мужа не спросясь.

4. Все человечество Каштанка делила на две неравные части: на хозяев и заказчиков.

5. Он был мастер на все руки, а именно: слесарь, плотник, столяр и даже механик.

ТЕСТ 16. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.   

1. Ни в благодушии ленивом, ни в блеске славы, ни в тени: ни в чем поэт не может быть счастливым в тревожные для мира дни.

2. Все кругом: зеленая трава, листва на деревьях, солнце над головой – выглядело радостным и привлекательным.

3. На крокетной площадке, в беседке, на лужайке, пестревшей весенними цветами, – словом, всюду тишина и безмолвие.

4. И палисадник за окном и сад и лук на грядах: все это было дом, жилье, порядок.

5. Долины, горы, покрытые снегом, – все было залито светом.

6. Все это нравилось Натке: и людской поток, и пыльные желтые автобусы, и звенящие трамваи, поэтому она с радостью гуляла по городу.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: