Схемы | Между частями можно вставить | Примеры |
1. [ ], [ ]. перечисление | и | Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. |
2. [, ]; [, ]. перечисление | и | Прыгают, чирикают, возятся воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби. |
3. [ ]: [причина]. 4. [ ]: [пояснение]. 5. [ ]: [дополнение]. | потому что а именно что увидел, что | Я доверяю любящим: они великодушны. Произошло событие, похожее на чудо: куст шиповника зацвел в сентябре. Слышу: внизу заиграли что-то из “Фауста”. Наклонился: лежит монетка. |
6. [ ] – [ ]. противопоставление 7. [ ] – [ ]. быстрая смена событий 8. [время, условие] – [ ]. 9. [ ] – [ следствие ]. 10. [ ] – [сравнение]. | а — когда, если так что словно, будто | Ввысь взлетает сокол – жмется уж к земле. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Лес рубят – щепки летят. Снег долго не выпадал – на санках начали ездить только в декабре. Молвит слово – соловей поет. |
ТЕСТ 76. Отметьте верные схемы.
1. [ ]: [ ]. 5. [условие]: [ ].
противопост.
2. [ ]: [пояснение]. 6. [время] – [ ].
3. [ ]: [дополнение]. 7. [ ] – [пояснение ].
4. [ время ]: [ ]. 8. [ ]: [следствие].
ТЕСТ 77. Отметьте предложение, соответствующее данной схеме:“[ ] – [сравнение]”. (Знаки не расставлены).
1. Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.
2. Не спится Иудушке целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят на него.
3. Скажешь слово добавят десять.
4. Образовалась течь лодка стала погружаться.
5. Улыбнется солнце красное взойдет.
6. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
ТЕСТ 78. В каких случаях между частями БСП ставится тире?
1. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части.
2. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3. Если вторая часть разъясняет то, о чем говорится в первой части.
4. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.
5. Если вторая часть раскрывает то, о чем говорится в первой части.
6. Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части.
ТЕСТ 79. Отметьте предложения, в которых между частями БСП ставится тире (знаки препинания не расставлены).
1. Я не знал куда деваться тут блеют овцы там ворчит собака.
2. Была особенная причина почему я не любил и боялся дедушки я своими глазами видел как он сердился и топал ногами.
3. Идет по улице лебедушка плывет.
4. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось.
5. Косили версту выкосили грош.
6. Лестница была высокая крутая но Беликов докатился донизу благополучно встал и потрогал себя за нос целы ли очки?
7. Назвался груздем полезай в кузов.
8. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.
ТЕСТ 80. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.
1. Уже исчезла нагота полей: их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов.
2. Солнце дымное встает: будет день горячий.
3. Мечик несколько раз оглянулся – погони больше не было.
4. На улице ветер – все качается, стонет, гремит.
5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить.
6. На синее небо вышла луна, белыми лебедями проплыли облака.
7. Деревья словно плакали: с ветвей их на землю все время падали крупные капли; даже стволы были мокрые.
8. Идти было трудно – густые, частые колючие кусты разрослись густо, и нужно было обходить их или пробираться через них.
ТЕСТ 81. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.
1. Я поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.
2. Небо было почти безоблачное; дул слабый северный ветер.
3. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.
4. Не выбрасывайте билеты, они еще могут пригодиться.
5. Закрылся занавес: начались дружные аплодисменты.
6. Дрожа от холода, измучившись в пути, застигнутый врасплох суровою метелью, я думал: лошадям меня не довезти, и будет мне сугроб последнею постелью.
7. Кто же не знает: просто так ничего не бывает.
8. В доме мало-помалу нарушалась тишина; где-то скрипнула дверь, по двору послышались чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Правила | Примеры |
1. Прямая речь перед словами автора: “П (!?)”, – а. после слов автора: А: “П(!?)”. разорвана словами автора: “П, (!?) – а, – п”. при двух частях авторских слов: “П, (?!)– а и а:–П(?!)”. | “Завтра мы встретимся”, – сказал отец. “Кто там?” – окликнул я. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: “Вы очень мало взяли”. “На днях я уезжаю в Москву, – сказал он. – Вернусь через неделю”. “Двадцать, – сосчитала Верочка и со вздохом добавила: – Как долго!” |
2. Реплики диалога перед словами автора: – П (!?), – а. или: “ П, (!?)” – а. “П”, – а. после слов автора: А.: – П(!?). разорвана словами автора: – П, (!?) – а, – п. – П, (!?) – а.– П. без слов автора: “П.(!?)” – “П”. | – Ну, я очень рада, – сказала жена. “Вы охотитесь за одними перепелками?” – спросил я. “Нет, больше по утиной части”. Никита, поклонясь в землю, сказал: – Прости, батюшка. – Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя влюблена. “Сделать тебе бутерброд? ” – “Да, пожалуйста”. – “Со шпротами?” – “Нет, лучше с сыром”. |
ТЕСТ 82. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.
1. “Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать.”
2. “Не воротиться ли? – говорил он, – А то будет поздно”.
3. “Подожди-ка малость, Сергей, – окликнул он мальчика, – никак там люди шевелятся. Вот так история!”
4. “Какая крикливая книга! – говорил он и морщился. – В ней люди невыносимо орут, спорят, плачут”.
5. Таня быстро сказала: “Только пожалуйста не говорите Варе о нашем разговоре”.
6. “А знаете ли, – начал Лаврецкий, – Я много размышлял о нашем последнем разговоре и пришел к тому заключению, что вы чрезвычайно добры”.
7. Глядя в землю, мужик ответил, запахивая кафтан на груди: “Ночевать? Можно. Изба только плохая у меня…”