В настоящее время розничное кредитование занимает большой удельный вес в структуре активов банков. Обеспечение возможности покупать квартиры, автомобили и товары в кредит является значимой финансовой составляющей жизни людей.
Однако, в России наблюдается значительный уровень просроченной задолженности населения; введены ужесточающие требования к заемщику и другие ограничения розничного кредитования; большое распространение получили мошеннические схемы.
В кризисных экономических явлениях, отразившихся на доходах населения, банки усиливают требования к финансовому состоянию заемщиков-клиентов, а также к их обеспечению. В ситуации роста проблемной задолженности, банки с целью компенсации своих рисков сократили спектр кредитных продуктов, снизили срок и размер кредитов, увеличили комиссии и укрепили объемы резервирования [7].
На современном этапе банки ставят перед собой задачу клиентоориентированного подхода - при этом принимается во внимание цель и условия кредитования, статус клиента, его источники дохода и т.д.
|
|
Разрабатываются новые кредитные продукты физическим лицам с учетом объекта кредитования, порядка выдачи кредита, характера обеспечения, срока и процентной ставки. Клиенты, прежде чем выбрать кредитный продукт, могут оценить всю совокупность критериев, приведенных ниже. В таблице 1 указана процентная ставка по кредитным продуктам Сбербанка [31].
Далее рассмотрим группировку факторов, по разному влияющих на кредитный процесс (Рисунок 1).
Таблица 1 - Матрица критериев кредитных продуктов Сбербанка
Кредиты | Объект кредитования | Порядок выдачи кредита | Обеспечение по кредиту | Срок | % ставка |
Потребительские кредиты | Текущие нужды | Оценка кредитоспособности заемщика, оформление кредитного договора, сопровождение кредита | Поручительство, залог | От 2 мес до 2 лет | 15 -20% |
Кредиты на покупку недвижимости | Жилые помещения, квартиры, дома | Приобретаемая недвижимость, поручительство | Долгосрочный кредит | 12,5 -13,5% | |
Кредиты на приобретение автомобиля | Автомобиль | Приобретаемый автомобиль | 1-5 лет | 13,5 -16% | |
Кредитные пластиковые карты | Многоцелевое назначение | Кредитный договор, пластиковая карта | Не требуется | 3 года | 25,9 -33,9% |
Факторы |
Способствующие увеличению объёма | Нормативные и характеризующие рынок | Способствующие снижению объема |
Модернизация банковского дела и его инфраструктуры | Законодательно-нормативная база | Стагнация и рецессия в экономике, отсутствие стабильности банковского рынка |
Рост жизненного уровня населения | Возраст клиентов-заемщиков | Усиление инфляционных процессов |
Развитие информационных ресурсов | Социально-экономическое развитие региона | Высокий уровень безработицы, уменьшение доходов населения |
Развитие платежных систем | Запросы и потребности населения | Отсутствие финансовой грамотности потенциальных клиентов |
|
|
Рисунок 1 - Основные факторы, от которых зависят объёмы кредитования
Систематизация значимых факторов определяет развитие розничного кредитования в банках. Кредитование населения в РФ растёт достаточно большими темпами. Значительный рост кредитов говорит о высоком потребительском спросе населения на них, и о заинтересованности в кредитовании населения для банковского сектора.
Перед банками стоит задача увеличения резервов на возможные потери по ссудам, что, в свою очередь, приводит к уменьшению доли выданных кредитов. Меньший объем кредитов банков означает снижение процентных доходов по кредитам. В свою очередь, кризисные явления в экономике способствуют уменьшению объемов кредитования населения, ухудшению качественной стороны кредитов, увеличению просроченной оплаты. В совокупности кредитное сжатие и большая доля просроченной задолженности ведут к снижению доходов деятельности у банков, создавая дополнительную нагрузку на банковский капитал [25].
Хотя стандарты андеррайтинга усложняются, на рынке розничного кредитования отмечается увеличение спроса физических лиц на кредитные продукты.
В условиях турбулентности экономики важным является вопрос анализа платёжеспособности клиентов. При этом банк соразмеряет выданные займы и ненадёжные ссуды, а также возможный процент невозврата кредитов.
Проблема ограниченности доступа потенциальных заемщиков к информации о предоставляемых кредитных продуктах должна решаться за счет расширения финансовой грамотности населения [1].
Учитывая, что кредитование населения достаточно рискованно, у банков возникают проблемы в области андеррайтинга рисков. Современным способом оценки кредитоспособности клиента, использующий статистические методы расчёта, является программа кредитного скоринга, которая используется в основном в экспресс-кредитовании заёмщиков. Тем не менее кредитный скоринг не решает проблему мошенничества.
Наиболее часто мошенничество в области банковского кредитования населения заключается в представлении банку не соответствующих действительности сведений. Данную проблему можно решить, хотя-бы частично, за счет предоставления целевого кредита и сопровождения кредитной сделки до момента полного ее исполнения.
Необходимо отметить, что реализация залога как формы обеспечения кредитных обязательств - достаточно сложный и неудобный процесс для банка. По нашему мнению, полная и достоверная оценка кредитоспособности заемщика, определение реальной цели получения кредита, страхование невозврата кредита позволят банкам не применять залоговый механизм. Для улучшения анализа кредитоспособности заемщика необходимо применять специально разработанную программу, с учётом сферы деятельности, социально-демографической принадлежности, кредитной истории.
Но, всё-таки, основной причиной, сдерживающей развитие кредитования населения, является стагнация экономики. Несовершенство законодательной базы, частые отзывы лицензий, банковские кризисы, коррупционные схемы, привели к снижению доверия клиентов к банковскому бизнесу. Несмотря на это, российский рынок кредитования населения является достаточно рентабельным. При этом деятельность Центрального банка РФ должна способствовать формированию доверия к национальной валюте, склонности к сбережению и интересу к кредитованию у населения [4].
|
|
В свою очередь, разработка банками стратегии развития розничного бизнеса позволит обеспечить надежность и качество кредитных услуг, сформировать максимально глубокое партнерское взаимоотношение банка и клиента, развить банковскую корпоративную культуру [19].
Кроме того, важную роль в финансовой стратегии банка играет страхование банковских рисков. Так в розничном кредитовании мы отмечаем:
1. Страхование от невозврата кредита - покрывает риск невыполнения клиентом - заёмщиком своих обязательств перед банком, при этом страховая компания компенсирует банку все понесенные убытки, включая проценты по кредиту.
2. Страхование залоговой недвижимости - покрывает риски, связанные с ущербом залогу при пожаре, стихийных бедствиях, краже, противоправных действиях третьих лиц. При этом страховая сумма может быть рассчитана в размере остатка долга по кредиту. Выплата ожидается в размере затрат на восстановление недвижимости, не превышающей страховой суммы;
3. Страхование залогового автотранспорта оплачивает повреждения в результате ДТП, пожара, противоправных действий третьих лиц. Страховая сумма - не более рыночной стоимости объекта и не менее остатка задолженности по кредиту. Выплата предусмотрена в размере ущерба автомобилю, но не более страховой суммы;
4. Страхование кредитных карт предусматривает финансовую защиту интересов заёмщика в случае: незаконного получения злоумышленниками денежных средств с карты, хищения наличных в течение двух часов с момента снятия их в банкомате; случайных механических повреждений карты.
Безусловно, клиенты страховщиков должны им доверять. При этом надзор и контроль за деятельностью страховщиков и банков осуществляет единый мегарегулятор — Центральный банк РФ, который достаточно успешно координирует работу в сфере банкострахования [20].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог анализа кредитования населения, стоит отметить следующие тенденции:
|
|
1. Банки разрабатывают новые кредитные продукты населению с учетом объекта кредитования, порядка выдачи кредита, характера обеспечения, срока и процентной ставки, что способствует клиентоориентированному подходу к каждому заемщику [22].
2. Кредитование населения осуществляется под воздействием факторов, которые имеют различную направленность и носят стимулирующий, регулирующий и тормозящий характер.
3. Розничное кредитование является доминирующим направлением банковского бизнеса, обеспечивая банкам высокий процентный доход.
4. Нестабильность в экономике, снижение доходов граждан привели к росту доли просроченной задолженности по кредитам населению.
5. С целью минимизации рисков банки стали ужесточать требования к финансовому положению заемщиков и их обеспечению по кредиту.
6. Для улучшения анализа кредитоспособности заемщика банки начали применять специально разработанную программу, с учётом сферы деятельности, социально-демографической принадлежности, кредитной истории, основанной на скоринге [29].
7. В целях снижения банковских рисков стало внедрятся страхование невозврата кредита, залогового имущества, кредитных карт.
Таким образом, с целью улучшения качества розничного кредитного портфеля банков необходимы мероприятия по совершенствованию оценки кредитоспособности заемщика, минимизации применения мошеннических схем, повышения финансовой грамотности клиентов, эффективности механизма залога, усиления страховой защиты интересов банков и заёмщиков. Назрела необходимость оптимального развития направления розничного кредитования путем совместных усилий банков, страховых компаний и мегарегулятора [11].
Решение вышеуказанных первоочередных задач позволит задействовать механизм, осуществляющий кругооборот денежного капитала, который трансформируется в ссудный капитал и разрешает проблему недостатка денежных средств у населения, ускоряет оборачиваемость средств и стимулирует экономический рост.