Cловарь казачьих терминов и выражений

A

Абы – кое-как, небрежно

Ажина – растение ежевика

Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)

Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики

Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.

Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.

Аль – альбо или, может быть

Анадысь – намедни

Антирес – интерес, прибыль

Анчибел – ечистый дух

Анчутка – чертёнок

Арапник – длинный кнут

Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки

Аскаляться – улыбаться, смеяться.

Аскрьоток – осколок

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Атаманово слово – разрешение.

Ащеле – если же, в том случае, если.

B

Баба – бабаня, бабушка

Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли

Бабник – вид женской прически

Баглай – лентяй, лежебок.

Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья

Багрецовый – ярко-красный.

Баз – двор или огороженный загон для скота.

Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».

Базыга – старый хрыч

Байбак – степной зверек, сурок

Байдак – килевое судно с одним парусом

Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры

Байрак – овраг

Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков

Балахон – домашнее платье казачки

Балберка – плечевой ремень у пики

Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой

Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)

Банить – мыть, стирать

Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»

Банник – щетка для чистки орудийного ствола

Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать

Баско – красиво

Батяня, Батяшка – отец, батюшка

Бахтовый – бархатный

Баять – разговаривать, рассказывать

Бельтюки – глаза

Бережь – экономность, бережливость

Беспереводно– постоянно, непрерывно

Бирчить – помнить, забирчить – запомнить

Блазниться – показаться, померещиться, причудиться

Братина – большая чаша для пития вкруговую

Бренное – грешное

Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»

Браться оружием – биться с оружием в руках

Буде – если

Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи

Було – было

Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства

Буробить — мять

Бывалыча– когда-то, некогда, бывало

V

Ватман – атаман

Ведьмедь – медведь

Велие – большое множество

Великатный – вежливый, хорошо воспитанный

Ветлеватый – ветвистый

Ветье – хворост

Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста

Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам

Взгальный – несолидный, взбалмошный

Вздымать – поднимать

Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать

Вкупе – вместе, сообща

Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду

Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью

Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя

Водночас – сразу, тотчас

Вокат – как раз, точно по размеру

Волхованье – волшебство

Ворощать – вернуть, возвратить

Вприщур – пристально

Враз – тотчас, сейчас же

Вскагакались – заволновались, всполошились

Вспапашиться – спохватиться

Втымеж – в то время

Вырушить– сбросить

G

Галмат – плохой человек, ненадежный

Гальмовать – сдерживать движение, тормозить

Гарище – пепелище

Горний – небесный

Гладкий – полный, упитанный, жирный

Глухая спень – полночь

Годок – сверстник, одного года рождения

Грамотка – письмо, записка

Гребовать – брезгать, пренебрегать

Громный – подобный грому

Грядка – боковой край саней

Грядушка – спинка кровати

Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать

D

Двошать – дышать

Десно – на правой стороне

Десница – правая рука

Детоумный – глупый, неразвитый умственно

Дикое поле – историческое название не разграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра – Самары и верховьев притоков Южного Буга – Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге, где проживали казаки.
Казачество проживало вне пределов России, на достаточном удалении от её рубежей, на свободной земле, – на просторах Дикого Поля – в лесостепной и степной частях Восточно-Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях. Когда и как появились казаки как организованная сила на этих землях, сказать определённо трудно. Но «Гребенская летопись» упоминает: «Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина, зовоми казаци, иже имеху у себя чудотворные иконы в церкваз своих».Речь идёт о значительных казачьих поселениях, где «казаци» уже имели церкви, то есть образованых много лет ранее. Кроме того достоверно, что низовые казаки основывали свои поселения южнее «за Полем» и значително ранее, о которых говорит летопись. Просто до нас не дощли о ранней истории казачества, а первые упоминания о казаках появились в государственных документах, когда с казаками устанавливались сношения на уровне посольств, как иностранными государствами, что говорит о многом - в том числе и о полной автономии казачества. В отличие от других стран, где огнём и мечём насаждалась чуждая религия и чуждый уклад жизни, казаки, защищая свою свободу, земли и веру, никому не навязывали её насильно, даже при завоевании чужих территорий. Захват и освоение новых земель казаками сопровождались не только военным подавлением, часто даже жестоким, коренного населения, но и привнесением культурного влияния, веротерпимостью и уважительным отношением к обычаям подчинившихся народов. Здесь корни казачьего феномена во всемирной истории. В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России

Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом

Довести – дать знать, уведомить

Долонь – ладонь

Домовина – гроб

Досить жить – жить до этого времени, до этой поры

Досюлешний – прежний

Дочиста – все целиком

Дрот – проволока

Друзек – друг, приятель

Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись

Дуван – военная добыча

Дуванить – делить добычу

Дуром – чрезмерно

Дурно – бесплатно, даром

Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет

Духмяный – душистый

Дык – так ведь

Дюжа – очень

E

Егупетка – подхалим, подлиза

Ежелеть – каждый год

Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»

Ентот – тот, этот

Ж

Жадовать – жадничать

Жалковать – жалеть, сочувствовать

Жалочка – дорогая, милая

Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк

Живушшой– живучий

Жидковатый – слабого сложения

Жменя – горсть

Жухлый – потускневший, увядший

Z

Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом

Забурунный – беспокойный

Загоится – заживет

Зазирать – осуждать, злословить

Зазря – напрасно, без всякого повода

Закличка– объявление, анонс

Закутать дверь – закрыть дверь

Зальян – противник, неприятель

Заместо – вместо

Замордовать – затравить (на охоте)

Замурил – быстро скрылся, убежал

Замуроветь – зарасти травой

Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва

Заранка – раннее утро

Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас

Зареть – гореть ярким пламенем

Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)

Зась! – Замолчи! Перестань!

Захолонуть – похолодеть от страха

Здынуть – поднять

Зень – земля

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)

Зой – вопль

I

Игрец – злой дух, нечистая сила

Иждивлять – расходовать

Иначий – другой, непохожий, иной

Инищие – иностранные

Искусить – попробовать, откусить

Исть – есть, кушать

K

Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)

Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: Казачьим Присудом (территорией, войсковым Кругом, Радой) и общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой. Корни казачьих племен (казачьего этноса) – скифские (алано-готские). Скифские племена издавна (до новой эры) существовали на землях Приазовья и северного Причерноморья. Со времен Киевской Руси (с XI века) земли Приазовья и Причерноморья начали мощно усиливаться славянством. Азовская Русь (княжество Тмутаракань) стала одной из провинций Киевской Руси, то есть входила в состав «Всея Русь». В годы владычества Золотой Орды (XIII-XV века) к казачьим племенам стала активно подмешиваться татарская кровь (булгарская, огузско-печенегская, горская, ногайская и пр.). Начиная с XVI века, то есть со времен царя Ивана Грозного и даже немного ранее, казачьи племена существенно «ославянились» по численности. В казачество пошел славянский поток великоросской, поморской, малоросской и польской крови. Славяне, которые устремились на земли Казачьего Присуда, стали интенсивно «оказачиваться», то есть приобретали и укрепляли в себе дух вольнолюбия и свободы. Слияние природных казаков со славянской и татарской и «прививкой» дало тот чрезвычайно крепкий сплав, который называют «русскими казаками»

Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)

Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»

Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию

Казачий круг – традиционно у казаков казачий круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские. Круги решают все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ являются собранием полноправных представителей. Низшим кругом (сходом) является станичный и хуторской. Их решения может пересмотреть или приостановить Круг более высокого порядка – отдельский или войсковой. По своему предназначению и решаемым вопросам круги могут быть очередными, внеочередными и учредительскими. Валовый круг является кругом представителей казачьих обществ государства. На круге собираются казаки - полноправные члены казачьего объединения (хутора, станицы, отдела, Войска) или их представители (выборные) в количестве, установленном Уставом этого объединения, а также определенном в приказе атамана казачьего общества количестве (не менее 2/3 членов или выборных в соотношении к общему числу членов). На круге могут присутствовать малолетки – казаки, женщины – казачки (по специальным приглашениям), а также гости (по специальным приглашениям). Малолетки-казаки могут присутствовать вместе со старшим совершеннолетним братом, отцом, крестным отцом или наставником. Возраст полноправного казака, малолетки или казачонка, как и возраст старика, кандидата в атаманы определяется уставами казачьих обществ. Казаки обязаны быть на круге в казачьей форме одежды, установленной в войске. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда. В помещении (клуб, кинозал, конференц-зал и т. д.) на сцене устанавливается стол, за которым сидит атаман, писарь и члены правления, а также с разрешения Круга могут размещаться почетные гости. Справа от стола, под углом к нему, размещается священник и аналой с крестом и Евангелием. Позади стола располагается знаменный караул со знаменем казачьего общества, и находятся прочие реликвии и святыни казачьего общества. Слева от атамана, под углом, напротив аналоя, располагаются старики. Посередине зала, перед сценой, на подставке устанавливается икона. Накануне, перед проведением круга, проводится совет атаманов казачьего общества, на котором, кроме иных вопросов, рассматриваются вопросы, выносимые на решение круга, а также предлагается дежурный есаулец и приставы, уточняется состав мандатной комиссии, их количество, другие органы Круга (редакционная комиссия, писарь и т. п.). Круг казачьего общества ведет дежурный есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается авторитетный казак, лучше других знающий казачьи обычаи по ведению Кругов и умеющий наводить порядок и тишину. Символом власти есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости, может применить. Есаульцу подчиняются приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов. Число приставов предлагается дежурным есаульцем и утверждается кругом. Приставы не допускают на круг посторонних. Круг начинается возгласом дежурного есаульца: «Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа». После чего есаулец напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения круга и о своих полномочиях. «Все ли казаки на круге?» – спрашивает есаулец председателя мандатной комиссии. Председатель мандатной комиссии докладывает о количестве и полномочиях казаков на круге и зачитывает протокол мандатной комиссии. Если имеется кворум, то есаулец объявляет:«Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места». Следом за стариками по приглашению занимает свое место священник. В последнюю очередь, по приглашению есаульца занимают места члены правления, или, если атаман не выбран, члены организационного комитета. После чего есаулец командует:«Приветствие Атаману!» Казаки встают и приветствуют атамана, не снимая головных уборов. Остается сидеть только священник, с которым атаман здоровается первым (если они не виделись прежде) и может подойти под благословение. Затем атаман приветствует поклоном стариков и казаков круга, после чего участники Круга рассаживаются прежним порядком. Атаман выслушивает доклад есаульца о числе участников круга и принимает решение: правомочен круг или нет: «Так ли господа старики? Так ли честное казачество?» В случае утвердительных ответов приказывает внести знамя. Есаулец командует: «Встать! Под Знамя смирно. Знамя внести!» Казаки, старики, члены правления и священник стоя приветствуют знамя. Офицерский состав прикладывает руку к головному убору. Начальник караула со знаменщиком и ассистентами вносят знамя. Оркестр играет марш. В дальнейшем сменой караула командует караульный начальник из знаменной команды. Далее есаулец командует: «Шапки долой! На молитву!» Священник читает молитву. После молитвы участники круга могут исполнять Гимн государства, а затем иной Гимн, принятый в войске. После команды: «Кройсь! Садись» Круг начинает свою работу. Дежурный есаулец следит за регламентом и порядком выступлений, подает на стол правления записки из зала, следит за тем, чтобы писарь вел протокол. По просьбе круга есаулец может потребовать прочитать протокольную запись вслух. При принятии решений атаман обязан уточнить, за что будут голосовать, правильно ли поставлен вопрос: «Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество?» Перед голосованием уточняется формулировка вопроса, как она будет записана в протоколе. Производится голосование. Приставы ведут подсчет голосов и докладывают есаульцу. После этого решение круга имеет силу закона и выполняется беспрекословно. До следующего круга решение не может не только быть отменено, но и обсуждаться на сходах и иных собраниях казаков. По окончании работы круга писарь, ведший протокол, по приказу есаульца или атамана читает его вслух. Круг уточняет записанный текст. Есаулец спрашивает: «Так ли записано, господа старики? Так ли записано, честная станица?» Под протоколом расписывается атаман, писарь и дежурный есаулец. После чего круг свою работу заканчивает. Есаулец командует: «Встать на молитву, шапки долой!» Священник читает молитву (может также обратиться к казакам с речью), по завершению которой круг произносит вслух: «Аминь», и далее о вопросах, обсуждаемых на круге, не может быть публичных разговоров. Есаулец командует: «Встать! Под Знамя смирно. Знамя вынести!» До выноса знамени, реликвий и выхода сначала священника, а затем стариков, атамана и членов правления никто не покидает круг. Есаулец командует: «Разойдись!» и убирает нагайку. Казаки выходят из зала, круга. Выполнение решений круга в повседневной деятельности организует атаман посредством правления и штаба и других органов управления. Все решения атаман проводит своими приказами и распоряжениями.

Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге

Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи

Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку

Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета

Карачун – мрак, темнота, смерть

Карябать – царапать

Катух – свинарник (где содержались свиньи)

Квелый – хилый, слабый, болезненный

Кильдим – беспорядок

Киммерийский пролив – Керченский пролив

Клеклый – завядший

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)

Клечететь– замерзнуть, окоченеть

Коробчить или карабчить — воровать, обманывать

Корчев – современная Керчь

Кочет – петух

Кохаться – любить со взаимностью

Крапатанье – пересуды, сплетни

Кричать в голос – причитать, горько жаловаться

Крушиться – печалиться, тосковать

Кубыть – кажется, как будто бы, должно быть

Кулюкать – долго ожидать

Купавный – Купавный

Курень – жилище казаков. Есть различные толкования этого слова. Основная (первичная) ячейка этнического объединения – казачьей станицы. Объединяет около 10 казачьих семей и одиноких казаков (казачек). Минимальный состав – 3 семьи, максимальное – 15-20 семей. Общее собрание куреня – собор, так как все решения относительно общей жизни куреня должны приниматься согласовано и единогласно – соборно. Куренной собор собирается не реже 1-го раза в месяц. Собор выбирает из своих рядов куренного атамана (руководителя), гласного (старейшину), уставщика (связного с храмом) имамуку (матрону – старейшину из казачек куреня). Куренной атаман представляет собору на утверждение кандидатуру товарища атамана (куренного есаула), он же казначей и писарь куреня. Собор устанавливает минимальный размер ежемесячного взноса от каждой семьи, кроме этого принимаются добровольные пожертвования в казну куреня и станицы

Курпей – овечья шкура; верх папахи

Кут, куток – угол, уголок

L

Лава – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла

Лампас – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки. Символ казачьей независимости (вроде личного флага)

Ласо – изобильно

Ласый – любящий вкусные продукты, чревоугодник

Лахудра – женщина неопрятная физически и духовно

Лезть в купырь – возмущаться по пустякам

Лепух – комок чего либо

Летось – в этом году

Ликоваться – целоваться

Ловкий день – подходящий, удобный день

Лодейный – корабельный

Локтать – лакать

Лонис – в прошлом году

Лотоха, лотошной – суетный человек, беспокойный

M

Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг

Малолетки – казачья молодежь допризывного возраста

Мара – смерть, марево

Марена – языческая богиня смерти

Маслаковатый – костлявый

Махамет – бранное слово, разбойник, нарушитель общественного спокойствия

Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев

Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память

Мельтешиться – мерещиться, копошиться

Мордовать – замышлять недоброе; у терских казаков – убивать

Морок – мрак

Муренький – пестрый

Муторно - тоскливо, не по себе

N

Наглый – внезапный

Надась – на днях

Надел – участок земли, выделенный казаку из станичного (юртового) земельного фонда при достижении им 16-летнего возраста

Надесно – направо

Надобедь – необходимо

На дым – спустить сжечь

Назола – надоедливый

Накочетился – оделся франтом, нарядился

Накутить – насмеяться, насплетничать

Наловка – уменье, сноровка

Налюбка – на выбор

Намет – казачье название галопа, самого быстрого скачкообразного движения лошади

Наопаш – расстегнутый, нараспашку

Напред сего – прежде, раньше этого

Наприклад – к примеру, например

Напровесне – весною

Напутлять – наделать ошибок, напутать

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней

Наслюз лед – с водой наверху

Наспроти – наперекор, напротив

Нахилиться – нагнуться

Начас – на короткое время

Неважнецкий – плохой

Нехай – пусть будет

Ноня – сегодня

Нужа – бедность, нужда

Нужные люди – нуждающиеся, бедняки

O

Оббрехать – обругать

Обличье – лицо в высоком слоге

Обмишулиться – ошибиться, оскандалиться

Обрада – радость, нечто приносящее радость

Обтерханный – потертый, поношенный

Обыденки – в один день, с утра до вечера

Обыкность – привычка

Обыкнуть – привыкнуть

Община казачья – территориальное объединение казаков, образуемое в местах их проживания с целью организации казачьего самоуправления, сохранения и развития традиционных быта, хозяйствования, культуры, землевладения и землепользования. Община образуется вокруг конкретной церкви и составляет ее приход

Огарновать – успешно закончить дело

Озипать или озепать — сглазить

Окол – рядом

Омахом – с размаху

Отпадчик – ренегат, изменник своему народу

Отчинять – отворять

Охлониться – успокоиться, прийти в себя

Охлопью – верхом на коне без седла

Очунеть – очнуться, выздороветь

P

Пабедье – время около обеда

Пансура – лицо. То же самое, что и обличье, но с оттенком насмешливости.

Пасись – берегись, опасайся

Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда

Переважить – превзойти, перевесить

Пернач – рукоять металлическим перистым навершием, символ военной власти

Пестаться – нянчиться

Перхиляться – изогнуться, наклониться, перегибаться

Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы

Пика – холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Размеры пик в казачьих войсках колебались от 3,1 до 3,4 м, вес достигал 2 кг и более. Имела стальной наконечник

Побыт – обстоятельства. Напр. «Таким побытом» – то есть при таких обстоятельствах

Повечерье – закат солнца

Повечерять – поужинать

Подсобить – прийти с помощью.

Покелева, покель – до тех пор пока

Покликать – позвать

Покохаться – полюбить друг друга

Полон – плен, пленные

«Помолчи, честная станица! Атаман трухменку гнет!» – на казачих кругах таким обрзом есаулы призывали выслушать атамана

Помоча – подтяжки на штаны

Пообтерхаться – обветшать

Попсавать – испортить

Порато – очень, сильно

Поруха – ошибка. Напр.: «Вэтом нашей порухи не было»

Поторечина – вбитый в землю кол

Потрощить – помять

Похожие – казаки в походе

Почунеть – прийти в себя, опомниться

Правдать – прокормить

Предбудущий – следующий: «предбудущее воскресенье»

Предвещевать – предсказывать

Присугласить – пригласить

Присуд казачий: 1) как власть – главенство власти Казачьей, власти избранной казаками, власти кругов и рад на землях Казачьего Присуда, не старшины Казачьей, не власти от начальства присланного инородцами, и даже не атаманов, а именно и только Кругов и Рад, как представляющих интересы всего Казачества; 2) как территория. Первыми привязали к конкретной территории этот термин донцы. Вообще же, право на владение землями подвластными кругам и радам. Земли от Днепра до Яика, от Черного моря до Оренбуржья и от Воронежа до Кавказа – Дикое Поле.

Присяга – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства

Прозвишша – родовое имя, фамилия

Прокудный – зловредный

Пропастишша – множество

Пространно – привольно, в достатке. Напр.: «Жить пространно» – то есть не чувствовать ни в чем недостатка.

Прямить – верно служить

Псотить – портить

Пущай – пусть будет

R

Развязка – лихость, ловкость

Рази – разве

Расстёбывать – расстегивать

Расхлебенить – отворить настежь

Рахманка – молоки красной рыбы, осетра, севрюги и т.п.

Рахунки – не дать не справиться с делом

Рели – качели, а иногда — виселица

Рель – заливной луг в речной пойме

Рожак – уроженец

Рубать – рубить шашкой или топором

Руда – кровь

Ружо – ружье

Рукомесло – ремесло

Рундук – закрытый ящик, сундук, крылечко со ступеньками

Русское море – Черное море

Рученички – связки льна или шерсти

Рыбалить – ловить рыбу сетью или удочкой

Рылешник – народный певец; исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на донской лире

Рынгач – рабочий вол, сохранивший внешность и некоторую свирепость быка-производителя

Рыскатель – не боящийся риска

Ряд рядить – заключать договор

S

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала 1,1 м, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия

Сапуха – зола, сажа

Сбочь – со стороны

Свербеть – зудеть, чесаться

Семо и тамо – здесь и там

Сипа – у казаков пренебрежительная кличка для русских солдат

Сирома – бедняки

Скиперда – злость

Скрозь – повсюду

Скубаться – ругаться

Слухменный – послушный

Смекать – рассчитывать

Сминаться – пробовать, пытаться

Снедь – пища, продукты

Совет стариков – членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные этнические казаки в возрасте 50 и более лет, знающие и соблюдающие традиции, и обычаи российского казачества. Совет стариков проводит работу по восстановлению, развитию и сохранению традиций, культуры и образа жизни казаков, воспитывает казачью молодёжь. Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками. Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом. Порядок верстания в казаки – принятие в казаки – является правовым актом казачьего Схода (Круга) общины (хутора, станицы, землячества), наделяющим принимаемого казака правами и обязанностями. Человек не казачьего происхождения, изъявивший желание стать казаком, жить по казачьим законам, придерживаться казачьего быта, традиций, обычаев и культуры, исповедующий православную веру, принимается в казачью общину с испытательным сроком на три месяца. За изъявившим желание верстаться в казаки закрепляются решением Атаманского правления три казака поручителя – наставника, которые обязаны изучить с ним за время испытательного срока. После испытательного срока с ним проводят собеседование Совет стариков и члены Атаманского правления. После положительного заключения Совета стариков и членов Атаманского правления, поручители – наставники представляют его Сходу (Кругу) казачьей общины. Затем поверстанный в казаки в торжественной обстановке, в присутствии Православного священника принимает присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной, целует Животворящий Крест с распятием и Евангелие*, опускается перед знаменем на левое колено и целует его. Далее Атаман обнажает шашку, а поверстанный в казаки целует лезвие шашки и Атаман объявляет ему, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству

Спочив – сон, отдых

Спроти – наперекор, напротив

Сроду – всегда

Сроду не – никогда

Станица – административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки). Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков. Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благословляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки. В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куреных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики

Страма – позор, срам

Строка – некошна нечистая сила

Сугласники – единомышленники

Сумарок – неприветливый, странный человек

Сумно – печально, грустно

Сурожское море – Азовское море

Сустрел – встретил, повстречал

T

Талалаять – рассказывать небылицы

Талдычить – упорно повторять одно и то же

Таматарха – древний город на месте нынешнего поселка Тамань

Танаис – древний город в устье Дона

Тарап – порывистый ветер

Телешиться – раздеваться

Телешой – голый

Тилипаться – болтаться

Токмо – лишь, только

Требище – площадка доля волхования

Тутошний – здешний, местный

Тымьям – чебрец

Тю! – восклицание, возмущение, удивление

Тюлишата – птенцы

U

Уварваться – ворваться

Увежливый– вежливый

Ужотко – потом, после того как

Узрить – увидеть

Улегать – хромать

Упредить – опередить

Урекать – попрекать

Утиральник – полотенце

Утирка – носовой платок

Учинить – выполнить, сделать

Ушкуй – весельное судно казаков-повольников

Ушлый – сметливый, догадливый

H

Хаить – осуждать человека, хулить

Хворость – болезнь

Хлынец – бродяга

Хлюст – пройдоха

Холобуда – шалаш

Хребтится – хочется, желается

Хряпка – капустная кочерыжка

Хутор – казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители "десятидворные" и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма

C

Цыбарка – ведро

Цыц – Тихо!

X

Чаво – Что?

Чивойта – что такое, что-то

Чикилять – хромать, прихрамывать

Чтоневидно – скоро, моментально

Чурканчик – смешная выходка

Чухаться – чесаться, в переносном значении – медлить

Чихирь – молодое вино

Ш

Шалаться – бродить без видимой нужды

Шастать – бегать без особенной нужды, появляться то тут, то там

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, – мужчин, – шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему

Шелепуга – плеть

Шибко – быстро

Широкопытом – кувырком

Шлендать – слоняться без дела

Шукать – искать

Шумнуть – крикнуть, позвать

Шура – совет (сарматское)

Шурабаш – глава совета у азовских казаков

Q

Щикилять – хромать

Щурать – щадить, помиловать

7

Энта, энтот – та, тот

Этта – «Как его?» Употребляется для выражения неуверенности, необходимости поразмыслить еще

8

Яма – новгородский город-крепость (Ямгород, Ямбург), нынешний город Кингисеп Ленинградской области

Ямские казаки – казаки Ямгородского околоградия

Ярыга – пьяница, пропойка

Ясы – сарматское племя

Ятно – понятно


КАЗАЧЬЯ КУХНЯ

Казачья кухня – неотъемлемая часть уникальной культуры темпераментного, жизнелюбивого народа Верхнего Дона, которая нашла отражение во многих народных пословицах и поговорках. Одна из них, к примеру, гласит: «Если сладкий кусочек — ему найдется куточек». Действительно, скромные в обыденной жизни казаки всегда устраивали обильные застолья по самым разнообразным поводам – от престольных праздников до проводов в военный поход. И во время таких праздников проявлялась вся щедрость, вся открытость души казачьей. А в связи с тем, что в казаки принимали всех добровольцев вне зависимости от национальности, казачья кухня вышла одной из самых историчных и этнографичных. Хлеб почти повсеместно готовился из кислого теста на дрожжах или закваске. Выпекался он в русской печи – на поду или в формах. Из кислого теста также пекли шаньги1, булки, блины, оладьи, пирожки и пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих. Из пресного теста пекли лепешки, бурсаки2, колобки, кныши3 и маканцы4. При этом лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Блюда из муки, заваренной в кипятке, — затируха5, буламык6 и саламата7 – готовили во время рыболовного промысла, в дорогу и в пору сенокоса. Блюда из рыбы — основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских и частично кубанских казаков. Рыбу варили, жарили, сушили, коптили, томили в печи и вялили. Из рыбного филе готовили тельное8. Из икры частиковой рыбы9 делали котлеты. Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Морковник, тыквенник, тушеная капуста и жареный картофель входили в ежедневный рацион казаков. Самым популярным овощным блюдом в рядах кубанских, донских и терских казаков был борщ, уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы.

«Кулеш — много не съешь» – так говорят казаки о своем едва ли не о самом популярном, традиционном блюде. А почему много не съешь? Не потому, что не вкусно, а потому, что очень сытно. Несмотря на то, что рецептура и технология приготовления кулеша довольно просты, вопрос «а что это такое?» вызывает некоторые сложности. Дело в том, что кулеш — не каша и не суп – нечто среднее. Согласно словарю В.И. Даля, блюдо представляет собой «жидкую похлебку с солониной из горохового толокна с салом и пр.». А вот Кулинарный словарь Похлебкина сообщает, что это «пшенная кашица со шкварками и луком». Второй вариант более затрагивает суть блюда, если учесть, что родиной кулеша является венгерская каша из пшена (по-венгерски пшено называется köles — «кёлеш»).

Традиционный казачий кулеш появился в Запорожской Сечи как основное походное блюдо: в походе блюда готовились из долгохранимых энергоемких продуктов, чтобы можно было накормить как можно больше бойцов, причем быстро и без всяких там «первого, второго, третьего». Соленое свиное сало, лук и дешевое пшено из рода сорго справлялись с этой задачей на отлично. Прихватив в поход телегу с этими продуктами, можно было кормить целый курень три недели. Простейшая технология обрекла кулеш на звание «лучшей армейской, солдатской, еды»10 — блюдом войны и массовых народных движений. Но за что же он так полюбился казакам?

La cuisine des cosaque («кухня казаков») Финарда Давида Ноэля Дьедонне, 1815 год // Мемориал Отечественной войны 1812 года // Источник: gallica.bnf.fr / Bibliothè- que nationale de France

Каши как блюда — примитивны. Значит, существует огромный риск получить однообразное, пресное, вязкое, невкусное и малопитательное блюдо, которое, будучи поставлено на довольствие войск, может вызывать быструю приедаемость, что чревато снижением бое- способности войск и их возмущение. Выход из вечного противостояния «желаемого» с «полезным» был найден чисто кулинарный: зерновую основу оставили неизменной, но обогатили её компонентами, которые способны обмануть человеческие ощущения и тем самым сделать кашу блюдом не только приемлемым и удобным, но и вкусным и, возможно, даже желанным. Что это были за компоненты? На пределе рентабельности с ролью «усилителя вкуса» прекрасно справлялись лук, сало и приправы.

Во многих рецептах кулеша встречается картошка и мясо, но эти ингредиенты стали популярны уже после изобретения оригинального рецепта: как известно, картофель на Руси появился позднее 1766 года, после рассмотрения Сенатом вопроса о его внедрении. Не часто баловали казаков и мясом: считалось, что сытый воин — плохой боец. Получается, Даль был не прав? Частично. Горох действительно часто добавляли в кулеш для загустения. А когда запасы кончались, пшено легко заменялось прикорневыми частями водных растений, например рогозом — сочные, мягкие, с высоким содержанием крахмалов и сахаров, они являются отличным заменителем не только пшенной основы, но и моркови с картошкой. Кулеш, приготовленный с подводными ингредиентами, иногда называют «плавневым» и приписывают его создание верхнедонским казакам. Его готовили во время походов оторванные от основных пищевых запасов казаки, укрываясь в плавнях Великого Луга после набега на турок. Если проблем с продовольствием нет, для кулеша подойдет любая крупа — пщеница, ядрица, рушница — главное, чтобы она как следует разварилась. Есть кулеш, как вы, верно, уже поняли, можно на завтрак, обед и (или) ужин. Полезное, сытное, а главное — вкусное блюдо порадует, даже если вам не посчастливилось родиться казаком.

Многим известно, что в МГУ им. М.В. Ломоносова принято в Татьянин день угощаться медовухой. И пусть медовуха – слабоалкогольный напиток, но в честь такого праздника табу на алкоголь в университете отменяется. Вот и у Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета) тоже есть свой фирменный напиток – «разумовка». Такое название ему дали разработчики – сотрудники кафедры технологий бродильных производств и виноделия. Кстати, напиток этот к алкоголю не имеет ни малейшего отношения. В его основе лишь полезные для здоровья ингредиенты: мята нормализует и облегчает пищеварение, оказывает противоспазматическое действие – избавляет от болей в мышцах, снимает раздражительность, нервозность, улучшает сон; мед нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения; cок лимона полезен при атеросклерозе, ангине, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушенном обмене веществ. Студенты МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета) каждый год варят «разумовку» на казачьей смене «Селигера». Попробовать ее может любой участник известного форума, чем все и пользуются – вот уже два года как «форумчане» заходят в шатер университета за «казачьим махито». Кроме того, и в Первом казачьем университете редкий праздник обходится без «разумовки». Впрочем, сделать этот напиток несложно и самому. Кафедра технологий бродильных производств и виноделия охотно поделилась с «Альянсом» рецептом.

Для приготовления 10 л напитка используют от 150 до 300 г меда, сахар-песок для доведения кондиций по сахару и воду для доведения объема до 10 л. Мяты берется 50 г на 10 л готового напитка. Из плодов лимона в количестве 5-6 шт. (общим весом 650-700 г) выжимается сок в стеклянную или фарфоровую посуду. При приготовлении напитка в 10-литровую эмалированную или в любую другую с нейтральным покрытием емкость вливают 10 л питьевой воды и ставят на огонь. После закипания воды последовательно закладывают в емкость мед, сахар и кипятят до их полного растворения минуты 2-3. Необходимую сахаристость напитка определяют органолептическим путем, затем добавляют выжатый заранее лимонный сок и оставшиеся лимонные корки, снова доводят до кипения и кипятят не более 5 минут. Затем лимонные корки удаляют и закладывают пучок мяты в количестве не менее 50 г и снимают емкость с огня, плотно закрыв крышкой. После естественного остывания напитка его фильтруют через очень мелкое сито. Зимой пить «разумовку» предпочтительнее горячей, летом – холодной!

  1. Шаньга – 1) круглые открытые пирожки; 2) лепешки из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире
  2. Баурсак – традиционное блюдо в Средней Азии, а также у башкир, татар и узбеков в виде небольших пончиков (круглых или квадратных), изготовляемых путём жарки во фритюре в казане
  3. Кныш — характерный для белорусской кухни небольшой круглый пирожок с запеченным внутри (или уложенным на поверхности, между приподнятыми краями) творогом или другой начинкой. Для XIX века характерными были кныши с гречневой кашей и луком со шкварками, а для Белоруссии XX века – с творогом, маком, вареньем
  4. Маканец – лепешка, обмакнутая в масло
  5. Затируха – крестьянская мучная похлёбка на Руси. Готовилась из пригоршни муки, соли и воды: руки окунали в воду, затем в муку и обтирали друг о дружку. Получившееся тесто варилось в подсоленной воде
  6. Буламык – сырный суп ногайской кухни
  7. Саламата – мучная каша или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира, масла или сала
  8. В первоначальном значении тельное – это рыбный фарш. Его использовали в качестве начинки для пирогов, фаршированной рыбы и делать из него могли ряд блюд, которые часто называли тельным. Но в XX веке это название закрепилось только за одним изделием – рыбными зразами.
  9. Частиковая рыба (частик) – промысловое название группы рыб, закрепившееся за ней в связи с ловлей определённых видов рыб так называемым частиком — частой мелкоячейной сетью
  10. Славу кулеша подтверждают многочисленные упоминания этого блюда в русской литературе. Так, например, в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина есть фраза: «Вилки, тарелки… Кулеш, барин, кулеш...», это означает, что денег нет и есть нечего, а значит, и нечего стол сервировать.

КАЗАЧИЙ АНСАМБЛЬ

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устно-поэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков является песня. В песенном фольклоре преобладали трудовые песни, коротенькие припевки шуточного или сатирического характера, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала у казаков и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные.

Традиции хорового пения имеют глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром». Песенный репертуар составляют, в основном, историко-героические песни, связанные с конкретными событиями, а также те, которые отражают военный быт. В последние два десятилетия традиционная культура, фольклор в широком смысле все активнее превращаются в одну из базовых национальных духовных ценностей, без утверждения и поддержки которых нельзя рассчитывать и на решение задач патриотического воспитания и, в целом – на эффективное гражданское обустройство страны. Традиционная культура (а песенная культура казачества – исторические, обрядовые, трудовые, строевые, лирические, шуточные, плясовые, колыбельные песни – её часть) переживает в наши дни ренессанс. Очевидна её фактическая незаменимость, уникальность как средства сохранения культурного и духовного многообразия народов.

Размышляя о природе интереса к традиционной культуре, директор Государственного республиканского центра русского фольклора Роскультуры России А.С.Каргин писал: «…традиционность есть базовый элемент и основа организации духовной жизни этноса, ее ценностное ядро, фактор реальной социальной и гражданской стабильности в обществе. Осознание этого не было простым. До сих пор на нем лежат черты болезненности, ибо всем ясны масштабы порушенного, уничтоженного, погибшего в культурных традициях России не только под влиянием времени, но и по прямому политическому и идеологическому недомыслию, по причине революционного ража некоторых высших чинов государственной власти. Идеология пролеткульта, попытки любыми путями уничтожить, вытравить сложившиеся формы духовной жизни — тому подтверждение. Сегодня очевидно, что в самом явлении традиционности заложены гуманистические, нравственно-эстетические потенции такого масштаба, которым под силу решение принципиальных вопросов современности — от формирования национальной ментальное до решения крупнейших социальных проектов, каковым и является возрождение казачества как самобытного русского субэтноса. [...] проблемы накопились острые, кричащие...после семидесяти лет исторического и национально-этнического беспамятства, игнорирования национально-культурных традиций, грубого отторжения народов России, в том числе казачества, от их привычных национальных истоков жизни и культуры. У казачества этот «букет» может быть дополнен трагическими фактами, связанными с коренной ломкой всего уклада жизни, навязыванием инородных, несвойственных казачьей ментальности художественных традиций, нарушением естественных форм их поддержания, и особенно развития, реконструкции, включения в этот процесс подрастающих поколений. Все это известно под названием расказачивания. Сегодня, кажется, имеется главное. В общественном сознании становится аксиоматичной мысль о том, что без опоры на традиции, традиционную культуру не восстановить базовых национальных традиций, полуразрушенного этнического самосознания»1. Медленно, но неуклонно создается общенациональная система возрождения культуры казачества. Это проявляется в активной деятельности фольклорных ансамблей, кружков, небольших культурно-национальных объединений, любительских по существу, созданных повсеместно из числа наиболее талантливой и художественно-образованной молодежи, будоражащих общественное сознание, демонстрирующих возможности и уникальность традиции, формирующих позитивное отношение к национальной культуре. Казачья культура — это многоцветье казачьих культур, представляющих уральскую, донскую, кубанскую, сибирскую, дальневосточную особенности. Каждая из них встраивается еще и в региональную традицию — южнорусскую, сибирскую, уральскую, волжскую и т.д.

Музыка и песня – самый пря- мой путь сохранить и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и ду- ховное наследие народа. Одной из форм пропаганды традиций казачества является практическое освоение казаками фольклорно-этнографическо- го наследия в рамках деятельности казачьих обществ, военно-исторических клубов, землячеств в городах России

Казачество всегда было явлением, которое оплодотворяло духовную жизнь в России. Ведь среди казачества был не только русский и украинский этнос, но огромное количество мордвы, татар, ногайцев, башкир, калмыков, народов Сибири и Дальнего Востока. Только с учетом этого фактора можно говорить об межэтничности казачьей культуры. Казачья традиционная культура требует своего переосмысления прежде всего под углом зрения ее как средства возрождения самого казачества. В противном случае, выдергивая традиционную культуру из контекста общекультурных процессов, из контекста общенациональной культуры, мы тем самым локализуем ее значение, превращаем в маргинальное образование. Не такова была роль казачества в России. Она всегда была явлением, которое оплодотворяло многие страницы духовной жизни россиян. При этом специалист в области фольклора А.С. Каргин в своей вышеобозначенной статье предупреждает о серьёзной опасности. «Фольклорные ансамбли казачьей песни возникли даже там, где казаки никогда не проживали. Какую традицию они представляют? Многие ансамбли ограничиваются показом формальных приемов владения саблей, костюмами неопределенной казачьей принадлежности. Мне доводилось слышать и читать в печати о таких ансамблях как о ряженых. Проблема, думается, в том, что вместо пропаганды подлинной казачьей культуры мы культивируем ее формальные образцы, наиболее бросающиеся в глаза в зрительском отношение. Пение, игра с саблями, танцы — это зрительский вариант культуры. В этих явлениях сокрыт этнический код, этническое самосознание, этническая самоидентификация. Так воспринятая и понимаемая культура обеспечивает и нормальный воспитательный эффект. Можно не петь казачьих песен, не плясать на сцене казачьих плясок, не носить папаху или бекешу, а быть подлинным казаком, защитником своего народа, патриотом, державником. Воспитание такой личности — задача архитрудная, строящаяся на глубинном прочтении текстов и смыслов этой культуры».

Музыка и песня – самый прямой путь сохранить и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие народа. Одной из форм пропаганды традиций казачества является практическое освоение казаками фольклорно-этнографического наследия в рамках деятельности казачьих обществ, военно-исторических клубов, землячеств в крупных городах России. Число фольклорных ансамблей значительно возросло. В содержании деятельности ансамблей выделяются два направления: ориентирующиеся на аутентичное (то есть близкое к подлинному) и на стилизованное исполнение казачьих песен, воспроизведение ритуалов, пляски и европейских танцев.

Первое представлено такими уникальными ансамблями, как «Старина» (станица Кумылженская) и «Бузулук» (город Новоаннинск). Эти коллективы, включающие коренных жителей станиц и хуторов, стремятся к глубинному постижению казачьих певческих традиций, ведут просветительскую и собирательскую работу. Несмотря на то, что они существуют в «глубинке», их высокое исполнительское искусство хорошо известно по всей России как благодаря многочисленным поездкам, так и распространению аудиозаписей.

Ко второму относят филармонические коллективы Ростова-на-Дону м Волгограда: Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков, Государственный ансамбль песни и пляски «Казачья воля», «Казачий круг», ансамбль песни и пляски «Лазоревый цветок». Главной задачей таких ансамблей является создание театрализованных представлений, красочных шоу, на материале казачьего фольклора. Оба направления унаследованы от предшествующих эпох. Они сложились в ходе более чем векового поиска адекватной формы адаптации традиционной культуры к новым условиям.

В различных областях казачьего наследия предприняты опыты реконструкции: ансамблем «Русская музыка» – песенного репертуара; федерацией казачьей воинской культуры «Задонщина» – боевых искусств. Реконструкция осуществляются с учётом современных научных достижений в соответствующих областях знания.

Народные ансамбли «Казачий курень», «Донцы», «Лазоревый цветок», «Вольная станица», сохраняющие культурные традиции казачества, исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. На каждый концерт казаков приходит много людей разных возрастов. Концерты проходят под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняют без музыкального сопровождения. Казачья песня – многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом. На концертах исполняются народные казачьи танцы. Артисты одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висят шашки. Женщины на голову повязывают цветастые платки. Костюмы состоят из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляют собой яркое красочное зрелище и надолго запоминаются.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для ис- полнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России

В 80-е годы XX века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народнопесенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли, исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круга (Москва), очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (Волгоград), ансамбли Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница». Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края. В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне. Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России. В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содер- жания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице, или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: