Потребности общества, их формы. Экономические ресурсы, их виды. Проблема выбора

Предмет, функции и методы экономической теории.

 

       Экономи́ческая тео́рия, или теорети́ческая эконо́мика, — общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление, как история экономических учений.

 

       Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

 

Предмет экономической теории

Предметом изучения экономической теории является поведение или деятельность человека, предприятия, группы людей или общества в целом, в условиях определённой экономической системы.

Функции экономической теории

· Теоретическая— изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни общества.

· Мировоззренческая— формирование системного, научного мировоззрения.

· Критическая— на основе познания законов, управляющих экономическими процессами и явлениями, вырабатывается механизм хозяйствования, его структура и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики и определяющие их целесообразное поведение.

· Методологическая— выступает в качестве теоретического фундамента отраслевых наук, функциональных наук и ряда экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.

· Прогностическая— научные прогнозы развития экономики, выявление перспектив общественного развития.

 

ИЛИ

 

Функции экономической теории:

· Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

 

· Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

 

· Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

 

· Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

 

· Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

 

 

Методы экономической теории:

· Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

· Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

 

· Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

 

· Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

 

· Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

 

 

Потребности общества, их формы. Экономические ресурсы, их виды. Проблема выбора.

 

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы

является удовлетворение потребностей общества. Рас­смотрим подробнее

содержание такой экономической катего­рии, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необхо­димом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние не­удовлетворенности, преодолеваемого путем использования опре­деленных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество вариантов классификации потребно­стей. У экономистов одни критерии классификации, у психоло­гов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распростране­ние получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходя­щем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физио­логические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). По­требность в безопасном физическом и эмоциональном окруже­нии (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребно­сти в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, рели­гия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовле­творения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества не­возможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в за­коне возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясня­ются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут коли­чественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в се­редине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Орга­низации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, пла­неты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вто­рых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развива­ется само человечество. Каждой исторической эпохе соответство­вали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любо­пытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП спо­собствуют формированию новых потребностей. Современное ка­питалистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна то­варов — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага явля­ются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Бла­го - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэко­номические и экономические блага. Неэкономические (бесплат­ные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть при­своены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую оче­редь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их коли­чество не может удовлетворить потребности всех желающих. Та­кими благами являются мебель, автомобили, юридические услу­ги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и тео­ретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем куп­ли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовле­творить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — лю­бое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля. А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж. Б. Сеем была сформулирована теория «трех факторов» – экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом – четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру; этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука.





Подборка статей по вашей теме: