Лекция 2. 1) Потребности и производства

1) Потребности и производства

2) Ресурсы производства и производственные возможности.

3) Экономический оборот и общественное воспроизводство

4) Периодизация социальной экономической истории.

Потребность – нужда человека в чем либо.

Критерии потребностей:

1) По степени важности

a. Первичные потребности (еда, вода)

b. Вторичные (досуг, общение, образование)

2) По предметам потребления

a. Материальные потребности

b. Нематериальные потребности

Пирамида Маслоу. (в и-нете есть J)

Другая пирамида для предпринимателей. В основе Хлебоу, потом маслоу, икроу.

Закон возвышения потребностей объясняется тем, что: 1)растёт численность населения (от этого растут и потребности) 2) повышается культурный уровень людей, повышаются потребности 3) любое новое изобретение становится потребностью и порождает целую цепь новых потребностей 4) СМИ оперативно делают потребность достоянием всех людей.

Любой предмет, удовлетворяющий потребности – блага.

Все блага делятся на 2 группы:

1) Не экономические блага – то, что есть в неограниченном кол-ве.

2) Экономические блага – то, что есть в ограниченном кол-ве. За них мы платим.

a. По полезности – свойство эконом блага удовлетворять потребности

i. Предметы первой необходимости

ii. Предметы роскоши

b. По степени долговечности

i. Блага длительного пользования

ii. Блага кратковременного использования

iii. Услуги – вид целесообразной деятельности полезность которой прояввляется в момент потребления.

c. По сопряженности.

i. Взаимозаменяемые блага (субституты) – блага которые имеют разные кач. характеристики но удовлетворяют одну и ту же потребность. (чай и кофе)

ii. Взаимо-дополняемые блага.

d. С точки зрения общества

i. Прямые экономические блага

ii. Косвенные экономические блага (товары производственного назначения)

Производство – целесообразная деятельность людей по удовлетворению потребностей. Технология – процесс создания товаров и услуг.

Процесс производства отображает взаимодействие человека и природы.

Общественное производство:

1) Материальное производство

a. Производство материальных благ.

b. Производство материальных услуг.

2) Нематериальное производство.

a. Производство нематериальных услуг

b. Производство нематериальных благ

Сфера услуг – 1 и 2

Инфраструктура – взаимосвязанный комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей.

1) Производственная инфраструктура(Транспортная, милиоративная и т.д. системы)

2) Социальная инфраструктура (школы, больницы, торговля и т.д.)

Вопрос 2.

Ресурсы – совокупность природных, духовных, социальных сил потенциально пригодных для создания товаров и услуг.

1) Природные ресурсы (силы и вещ-ва природы, которые можно использовать)

2) Материальные ресурсы (всё то, что создано человеком)

3) Трудовые ресурсы (население в трудоспособном возрасте)

4) Финансовые ресурсы (средства, которые общество способно выделить на организацию производства; характерно для рыночной экономики.)

5) Информационные ресурсы.

6) Научнотехические ресурсы.

Факторы производства – ресурсы, реально вовлеченные в процесс производства.

1) Земля

a. Природное вещество

b. Основное средство производство

c. Объект собственности

2) Капитал

a. Материальный

b. Финансовый капитал

i. Реальный (деньги, которые мы используем для обмена)

ii. Фиктивный капитал (ценные бумаги)

3) Труд – физические и умственные способности людей.

4) Предпринимательская способность – вид человеческих сверхъестественных способностей, позволяющих комбинировать и эффективно использовать другие факторы производства.

Ограниченность ресурсов

1) Абсолютная ограниченность – кол-во ресурсов никак нельзя увеличить (невозобновляемые ресурсы)

Модель производственных возможностей показывает различные варианты производства товаров, при условии полного использования ограниченных ресурсов.

В экономике производится только 2 товара.

Линия производственных возможностей показывает эффективные варианты производства двух товаров при полном использовании ограниченных ресурсов.

Неэффективный вариант, когда остаются еще ресурсы.

Производственные возможности это максимальное кол-во товаров, которое может быть произведено при полном использовании ограниченных ресурсов.

Линия производственных возможностей имеет низростающий характер.

Альтернативные(вменЕнные) издержки это кол-во товара от которого необходимо отказаться, что бы увеличить производство другого товара.

Закон возрастания альтернативных издержек гласит, что в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу, приходится жертвовать всё большим кол-вом другого блага.

Вопрос 3

Воспроизводство – непрерывно возобновляющийся процесс производства распределения обмена и потребления.

Существует 3 типа воспроизводства:

1) Простое воспроизводство – процесс, повторяющийся в одних и тех же объемах и на неизменной тех. Основе.

2) Расширенное воспроизводство – процесс повторяющийся в увеличивающихся масштабах и на постоянно совершенствующейся тех. Базе.

3) Суженное воспроизводство - процесс повторяющийся в уменьшающихся объемах и на стареющей базе.

Производство – распределение - обмен – потребление.

Потребление: 1) производственное 2) личное

Вопрос 4

История экономической науки содержит множество систем периодизации хозяйственного развития отдельных стран, регионов и мира в целом. Основным структурообразующим элементом любой системы периодизации является критерий (комплекс критериев), на основе которого выделяются отдельные стадии в развитии экономического процесса.

Одним из первых свою систему периодизации предложил арабский ученный Ибн Хальдун (1332–1406). В качестве критериев выделения стадий развития хозяйства им предлагались факторы географической среды и обусловленного ею общественного разделения труда. Интересно, что выводы ученого о смене доминирующих регионов, чья особая роль основана на преимуществах в международном разделении труда, позволили президенту Ирака Сааддаму Хусейну прийти к выводу об экономическом закате европейской цивилизации в пользу арабского мира, обладающего стратегическими ресурсами: нефтью, газом, металлами. Такой вывод подтолкнул руководство Ирака к началу агрессии на Ближнем Востоке с целью объединения арабских стран.

Следующая система периодизации, получившая название концепции географического детерминизма, была выдвинута французским философом Шарлем Монтескьё (1689–1755). Этот исследователь усилил значение географического фактора, сопряженного в концепции Монтескьё с элементами культурного плана. Причем, к числу следствий географического расположения национальных групп Монтескье относил антропологические особенности строения человека, умственные способности. Такой подход ученого к проблеме смены зон экономического развития заложил теоретические основы националистических и фашистских доктрин.

Выдвигая в качестве критерия периодизации социокультурные факторы, А. Тюрго (1727–1781), А. Сен-Симон (1760–1825), О. Конт (1798–1857) подразделяли историю развития на религиозную, спекулятивную, научную стадии.

Современные научные системы периодизации социально-экономического развития берут начало в трудах английского философа и социолога Девида Юма (1711–1776). Им вводится понятие способа производства, рассматриваемого как исторически определенная взаимосвязь орудий труда с формой их применения в обществе, характером отношений людей в процессе производства. Соответственно, стадиями повышения уровня социально-экономической организации, соответствующими определенным способам производства, становятся примитивная, античная и феодальная.

Дальнейшее развитие система периодизации, основанная на критерии способа производства, получила у Карла Генриха Маркса (1818–1883). Уточнив определение способа производства, он формулирует его следующим образом: способ производства – это исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений. В этом определении под производительными силами понимается система субъективных и объективных факторов производства, направленная на преобразование вещества и сил природы для удовлетворения человеческих потребностей. Производственные отношения в концепции Маркса выражают отношения людей по поводу средств и условий производства, общественную форму производства, в рамках и посредством которой осуществляется присвоение данного природой для удовлетворения человеческих потребностей. Понимаемые таким образом производственные отношения составляют экономическое содержание отношений собственности, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют формы общественного сознания. К перечню, представленному Девидом Юмом, Карл Маркс добавляет азиатский способ производства. Таким образом, экономическое развитие представляется Марксом как последовательная смена способов производства: первобытнообщинного, азиатского, античного (рабовладельческого), феодального и буржуазного.

К числу последних попыток периодизации истории экономического развития относится концепция австро-английского экономиста Фридриха фон Хайека (1899–1990). Критерием периодизации этот исследователь называет характер распространения информации в экономической среде. Две последовательные стадии развития: инстинктивно-коллективистское общество, основанное на прямой информации; рыночное общество, основанное на косвенной информации.

Лекция 3

Становление и развитие рыночной экономики

1)Сущность и условия возникновения рынка. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

2)Товар и его свойства. Закон стоимости и цена

3)Деньги. Сущность функции. Денежная система.

4)конкуренция и модели рынка.

1. Рынок – система экономических отношений.

Рынок – совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Необходимые условия для существования рынка:

1) Наличие общественного разделения труда

a. Технологическое разделение труда

b. Разделение труда между отраслями.

c. Разделение между городом и деревней.

i. Производство

ii. Сельское хоз-во

d. Разделение труда между промышленностью и торговлей

i. Промышленность

ii. Сфера обращения

e. Разделение труда между умственным и физическим трудом

f. Разделение труда между регионами и между странами.

2) Организация специализированных сфер деятельности

a. Подетальная специализация

b. Предметная специализация

c. Технологическая специализация.

3) Ограниченность факторов производства

4) Экономическая обособленность товаров производителей.

Товарное хоз-во – организация хозяйства, где продукты производятся отдельным обособленным товаропроизводителем и каждый специализируется на выработке одного товара.

Товарное производство прошло 2 этапа. 1) простое товарное производство 2) капиталистическое товарное производство (основано на крупномашинной индустрии, основная цель – получение прибыли, наёмный труд становится товаром).

2 формы осуществления капиталистического товарного производства: 1) товарное производство организованного рынка 2) конкурентное товаропроизводство.

Рыночная экономика

Достоинства Недостатки
Способствует более эффективному использованию ресурсов Не сохраняет невоспроизводимые ресурсы.
Вызывает необходимость быстро реагировать и быстро адаптироваться к изменяемым условиям Отрицательно сказывается на защите окружающей среды
Создаёт условия по оптимизации использования достижений Научно технического прогресса. Не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования
Обеспечивает свободу выбора и производителя и потребителя Рынок не создаёт условий для развития науки, здравоохранения, образования.
Нацеливает производителя на повышения кач-ва товаров и услуг Не гарантирует право на труд, отдых и т.д.
  Не содержит механизмов, препятствующих возникновению препятствующих социальной дифференциации населения.
  Не гарантирует полной занятости ресурсов и стабильности уровня цен

Выделяют несколько критериев и видов рынка.

1. По экономическому назначению:

a. Рынок товаров и услуг

b. Рынок средств производства

c. Рынок труда

d. Рынок НТ разработок

e. Рынок ценных бумаг

2. Пространственный признак

a. Внутрирегиональные рынки

b. Внерегиональные

c. Международные рынки

3. Степень ограничения конкуренции

a. Монопольные

b. Алигапольные

c. Свободные

d. Смешанные

4. По соблюдению законности

a. Легальные

b. Полу легальные

c. Теневые

5. По степени насыщенности

a. Равновесный

b. Диффецитный

c. Профицитный

Рыночная система выполняет несколько функций:

1. Саморегулируемая

2. Стимулирующая

3. Функция учёта затрат на производство

4. Информационная функция

5. Демократическая

6. Посредническая

Вопрос 2

Товар – продукт труда предназначенный для обмена.

Причины, почему продукт труда становится товаром:

1. Экономические связи между людьми в форме общественного разделения труда

2. Экономическая обособленность товаров производителей

3. Многообразие форм хозяйствования

4. Существование мирового рынка

Свойства товара

1. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребность

2. Стоимость или миновая стоимость – общественно необходимые затраты труда на производство товара.

  Кол-во Затраты времени Общее кол-во часов
А      
В      
С      
    3.8  

Закон стоимости – объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условии товарного производства

Закон стоимости выполняет три функции:

1. Ценообразующая

2. Распределительно регулирующая

3. Дифферинциально стимулирующая

Вопрос 3

Деньги – всеобщий эквивалент или товар особого рода, который выражает стоимость всех других товаров.

Функции денег:

1. Мера стоимости

2. Средство обращения

3. Деньги как средство накопления сокровищь

4. Деньги как средство платежа

5. Роль мировых денег

Два вида денег:

1. Наличка – банкноты или монеты

2. Безнал. – кредитки, чеки, и т.д.

Элементы:

1. Спрос на деньги

a. Спрос для сделок

b. Спрос со стороны активов

Ликвидность способность быстро обменять товар

М0

М1 = м0 + вклады до востребования в коммерческих банках и чеки.

М2 = м1+ срачные вклады в коммерческих банках

М3 = м2+ государственные ценные бумаги и долгосрочные вклады

Кривая спроса носит нисходящий характер.

Предложение абсолютно неэластично и имеет | вот такой вид))))

Пересечение спроса и предложения – цена.

MV = PQ

М- масса денег в обращении

V скорость обращения денежных знаков

P – уровень цен в стране

Q – кол – во произведенных в стране товаров и услуг.

Основной закон – масса денег в стране прямо пропорциональна сумме цен произведенных товаров и услуг и обратно пропорциональна скорости обращения товарных знаков.

Вопрос 4

Конкуренция – Элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве продукции и сфере вложения капитала.

Конкуренция – борьба товаропроизводителей за достижение лучших результатов, получения прибыли, выгодных условий хозяйствования

Виды конкуренции:

1. С точки зрения отраслевого подхода

a. Внутри отраслевая – борьба между производителями однородной продукции за лучшие условия производства и сбыта товаров.

b. Межотраслевая конкуренция – борьба между производителями неоднородной продукции за лучшее вложение капитала

2. По добросовестности конкуренции)))

a. Добросовестная

b. Недобросовестная

3. По методам ценовой борьбы

a. Ценовая

b. Неценовая

4. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция:

1. Имеется много мелких, независимых товаропроизводителей

2. Производятся однородные товары и ни производитель ни потребитель не могут воздействовать на цену.

3. Достаточно лёгкие условия вступления на этот рынок.

4. Неограничен доступ к информации

  Рынок совершенной конкуренции Рынок алигаполии Рынок чистой монополии Рынок монополистической конкуренции
Кол-во фирм действующих на рынке Множество мелких независимых фирм Несколько крупных фирм Одна крупная фирма Множество различных фирм
Характер производимой продукции Однотипный товар Стандартизированный товар Один уникальный товар, не имеющий субститутов Дифференцированный товар
Контроль над ценами Отсутствует Возможен сговор о ценах между крупными предприятиями Диктует цену. Товаропроизводитель может воздействовать на цену с помощью рекламы или брендовой марки.
Условия вступления на рынок Неограниченны Доступ значительно ограничен Закрыт Ограниченный.
Доступ к информации Все всё знают   закрыт Сравнительно свободный доступ
Примеры рынка Идеальная модель рынка Рынок выращивания картофеля Реальные модели рынка. Рынок жев. Резинок, автомобили, и т.д. Идеальная модель рынка «Железные дороги» Реальные модели рынка. Рынок бытовой техники, и т.д.

Вопросы лекции:

1) Производственная функция и закон убывающей отдачи.

2) Издержки произвоздства

3) Издержки краткосрочного периода

4) Издержки долгосрочного периода

5) Доходы и прибыть предприятии

Вопрос 1

В условии ограниченности ресурсов определяющее место в производстве определяет… эффективности.

1)технологическая эффективность – способ производства, при котором данный объем выпуска достигается при меньше кол-ве хоть одного из применяемых факторов.

2)экономическая эффективность – способ производства, при котором альтернативная стоимость вмененных факторов производства будет минимальна.

Функциональная взаимосвязь межд вводимой комбинацией факторов производства и объемов выпуска называется производственной функцией. Y=f(x1,x2,x3…xn)

Свойства производственной функции:

Описывает только определенную технологическую взаимосвязь.

Производственная функция описывает альтернативные варианты факторов производства, показывая возможности их взаимозаменяемости.

Производственная функция отражает максимальное значение объемов выпуска для каждой конкретной комбинации факторов производства.

Производственная функция отражает только экономически эффективные комбинации факторов производства

Поданализ производственной функции ведется в друх направлениях: в долгосрочном и краткосрочном периоде

Краткосрочный период – временной интервал в течении которого фактор производства является неизменным

Долгосрочный – кол-во всех факторов производства изменяется.

Две группы факторов:

Постоянные – ресурсы, кол-во которых не может быть изменено в рамках краткосрочного периода.

Переменные – кол-во которых можно изменять в рамках краткосрочно периода

Производственная функция в краткосрочном периоде показывает выпуск, котороый может осуществлять фирма, путём изменения кол-ва переменных факторов, при данном кол-ве постоянных факторов.

Совокупный продукт (ТР) – общий объем выпуска, при данном количестве переменного фактора

(АР) - Объем выпуска, который приходится на еденицу переменного фактора АР=ТР/Q

Предельный продукт МР – прирост общего продукта, за счет увеличения переменного фактора на единицу. МР=(дельта)TR/(дельта)Q

Ghb edtkbxtybb gthtvtyyjuj afrnjhf cjdjrgysq ghjlern,eltn hfcnb? Tckb rf;lfz ljgjkybntkmyfz tlbybwf,eltn

Если предельный продукт будет отрицательным, от роста совокупного продукта не будет.

Совокупный продукт достигент максимального значения, когда предельный будет = 0

Средний продукт будет расти до тех пор, пока его значение ниже предельного продукта

Если предельный и средний продукты равны, то средний продукт достигает предельного значения.

Закон убывающей отдачи гласит, что при росте кол-ва переменных факторов производства при сохранении кол-ва постоянных факторов производства наступает ситуация, когда объемы производства начинают падать.

Вопрос 2

Издержки – затраты на приобретение факторов производства.

С точки зрения общества: Индивидуальные издержки - затраты индивидуального товаропроизводителя, общественные издержки (затраты на развитие общества

С точки зрения технологического процесса:

1) Издержки производства

2) Издержки обращении

a. Чистые издержки обращения – затраты направленные на доведение продуктов, непосредственно до потребителя. Увеличивают конечную стоимость.

b. Дополнительные издержки обращения – смена формы стоимости. Не увеличивают стоимость товара. (з/п робочих, реклама)

Явные и неявные издержки.

Явные – затраты на приобретение факторов производства со стороны.

Экономические издержки – сумма явных и не явных издержет.

Неявные затраты – упущенная прибыль, затраты на использование собственных ресурсов предпринимателя.

Безвозвратные издержки.

Издержки с точки зрения временного подхода.

Издержки долгосрочного и краткосрочного периода.

Вопрос 3

Постоянные издержки – затраты, величина котроых не зависит от объемо производства и они имеют место даже тогда, когда фирма ничего не производит. FC (Горизонтальная линия)

Переменные издержки – затраты, величина которых непосредственно зависит от объемов произвдства. VC.

Vc+FC=TC

Средние издержки (AFC) – средние затраты на единицу продукции график – нисходящая линия.

Средние переменные издержки (AVC) – величина средних издержек на кол-во продукции.

Средние общие издержки (ATC) – сумма средних постоянных и прееменных издержек.

Если ATC>p то предприятие получит убыток. А еси меньше, то прибыль

Предельные издержки – дополнительные затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Проходит через точки минимума АТС и AVC.

В долгосрочном периоде все издержки переменные.

Вопрос 4

В долгосрочном периоде каждый этап своего роста фирма рассматривает как краткосрочный период, который можно описать кривой краткосрочных средних издержек.

Кривая долгосрочных средних издержек будет являться огибающей для всех кривых краткосрочных средних издержек, соприкасающихся с ними в точках минимума.

Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшые издержки рпоизводства единицы продукции, которыми может быть обеспечен любой объем выпуска, при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства.

Три области на кривой.

1) возрастающая отдача от маштаба. Основные причины появления – специализация труда, неделимость производства, эффективное использование капитала, Производства побочных продуктов

2) Постоянный эффект от маштаба

3) Отрицателььный эффект маштаба – с ростом объемов, издержки растут. Основная причина – управление.

Основная цель производителя – минимизация затрат производства.

Каждая точка изокосты поазывает различные варианты комбинации двух товаров, которые обеспечивают товаропроизводителю выпуск определенного объема продукции.

Изокванта – прямая, каждая точка которой показывает различные варианты комбинации факторов производства, при одинаковых затратах на их приобретение.

Себестоимость – стоимостная оценка используемого в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов и трудовых ресурсов, а также затрат на ее производство и реализацию.

Никогда не включают в себестоимость – расходы, связанные с содержание мзаний социально-культурного назначения, штрафы, пени, неустойки, убытки от аннулированных заказов, убытки прошлых лет и убытки от стихийных бедствий.

Пути снижения себестоимости – дома самостоятельно

Функции цен:

1) Уравновешивающая функция

2) Распределительная функция

3) Информирующая функция

4) Учётная функция

5) Направляющая функция

ДОХОД – все денежные средства, полученные предприятием.

TR=P*Q

Доходы делятся два вида:

Производственные – доход полученный от производственной деятельности

Непроизводственные – связанные с финансовой деятельностью предприятия.

Средний доход AR=TR/Q=P

Предельный доход MR=(дельта)TR/(дельта)Q

Разница между общими доходами и общими издержками образуют валовую прибыль

Разница между налогами, и другими платяжами обрауют чистую прибыль, которая распределяется на 3 фонда:

Фонд накопления – на дальнейшее развитие производства

Фонд потребления – на социальные нужды (премии, путёвки, и т.д.)

Резервный фонд – что бы не допустить банкротства предприятия.

Помимо чистой есть еще нормальная прибыль – прибыль, которая удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности.

Бухгалтерская прибыль – разница между доходом и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль – разница между доходом и экономическими издержками.

Существуют 2 группы факторов влияющие на увеличение прибыли:

Производственные и коммерческие дома


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: