III. Пакет экзаменатора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

____________ И.Б. Перкина

“______”________2020 г

 

 

Экзаменационные материалы

по дисциплине

 

ЕН.03 Общая экология

 

Код специальности   20.02.01   

Специальность «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

Укрупненная группа специальностей 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство»

 

Макеевка, 2020

I. ПАСПОРТ

Назначение:

 

КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения ЕН.03 Общая экология

по специальности СПО «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

код специальности 20.02.01   

Проверяемые умения (У), знания (З) и общие компетенции (ОК):

Умения:

У1 – Анализировать сложившуюся экологическую ситуацию, объяснять биосферные явления антропогенного и естественного происхождения на основе понимания физико-химических закономерностей;.

У2 – Оценивать уровень антропогенного воздействия на окружающую природную среду и человека

У3 – Давать характеристику различным факторам среды

У4 – Анализировать условия существования различных популяций, жизнь современного человека;;

У5 –   Прогнозировать последствия экологического кризиса

У6 – осуществлять производственный экологический контроль

У7 – применять средства индивидуальной защиты

Знания:

З 1 – Влияние экологических факторов на условия существования и разнообразие видов;

З 2 ­ Основные понятия экологии, закономерности функционирования биосферы и экосистем разного уровня, основные факторы, обеспечивающие их устойчивость;

З 3 ­ Взаимосвязи биоценозов на планете;

З 4 -Закономерности биохимических круговоротов и превращений веществ в окружающей природной среде

З 5 Влияние оптимальных и лимитирующих факторов на деятельность человека;

З 6 Виды и масштабы антропогенного воздействия на природу на различных этапах существования человеческого общества

З 7 Причины, последствия и пути выхода из кризиса;

З 8 Возможные последствия профессиональной деятельности эколога с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;

Общие компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

 

Инструкция

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться справочниками, калькулятором.

Время выполнения задания 30 минут

Раздаточные и дополнительные материалы книги, инструкции, справочники

 

Вариант № 1

Задание 1 Обоснуйте в чем заключаются задачи общей теоретической (биоэкологии) и прикладной экологии.

Задание 2 Охарактеризуйте нормативные требования к качеству воды.

Задание 3 По мере удаления от поверхности земли воздух становится все больше и больше чистым, даже над крупными населенными пунктами. Согласно исследованиям Е.Н.Мишустина, на высоте 2000 м 500 бактерий в 1 м куб. воздуха, а на высоте 500 м - в 40-60 раз больше. Сколько бактерий в 1 м куб. воздуха на высоте 500 м над поверхностью земли в городе?

 

Вариант № 2

Задание 1 Объясните как связана экология с биологическими и другими науками.

Задание 2 Назовите причины деградации почвы.

Задание 3 Еще в древности было сделано одно очень важное наблюдение: прежде чем чумой заболевают люди, начинается гибель грызунов. Как только люди узнавали, что где-то по соседству находят много мертвых крыс, сразу же оставляли свои жилища и пытались убежать подальше от этой местности. Как чума людей связана с болезнью грызунов? Каким образом чума передается от грызунов к человеку?

 

Вариант № 3

Задание 1Охарактеризуйте состояние экологии в мире и сформулируйте основные задачи по улучшению экологической ситуации.

Задание 2Дайте определение, что такое недра, резервы и запасы минеральных ресурсов.

Задание 3 Во время Великой Отечественной Войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеют эти лекарства.

 

Вариант № 4

Задание 1 Сформулируйте экологические проблемы современности. В решении каких задач они нуждаются.

Задание 2 Объясните как осуществляют контроль и управление качеством почв?

Задание 3 «Иду я однажды по лесу, - рассказывает ученица, - и вижу: лежит на земле погибшая птица. Через несколько дней я снова на этом месте. Птички уже нет, но вокруг земля и в центре небольшой земляной холмик. Задумалась: кто же здесь хозяйничал, и куда делась птичка?

 

Вариант №  5

Задание 1 Дайте определение понятия «биосфера» и назовите ее состав. Каковы ее особенности?

Задание 2 Опишите что называют безотходными и малоотходными технологиями?

Задание 3 Ученые утверждают, что в отдельные суровые зимы погибает до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц.

 

Вариант № 6

Задание 1 Дайте определение понятия «природная среда». Какова его роль в жизни живых организмов?

Задание 2 Объясните в чем заключается сущность рационального использования водных ресурсов?

Задание 3 Жители на океанском побережье Южной Флориды иногда видят, как цапли различных видов, выбрав подходящую отмель, мирно рыбачат, нисколько не мешая, друг другу и не ссорясь. Однако экологи, изучая нравы птиц, знают: если по соседству на отмели соберется столько же птиц одного вида, конфликты неизбежны. Объясните мирное сосуществование разных видов и неизбежность конфликтов внутри одного.

 

Вариант № 7

Задание 1 Опишите как происходила эволюция человека?

Задание 2 Объясните в чем заключается сущность энергосбережения

Задание 3 Ученые наблюдали за теплокровными животными, впадающих в зимнюю спячку, и убедились, что многие из них во время спячки всего на доли градуса теплее окружающего воздуха. Потребление кислорода и выделение углекислого газа уменьшается примерно в 10 раз. Так, еж, летом делает 40-50 вдохов в минуту, зимой делает только один вдох в минуту. Его сердце еле бьется. Объясните данные наблюдения.

 

Вариант №  8

Задание 1 Обоснуйте, почему человечество планеты было вынуждено удваивать потребление энергии в последнее время в течение 10 лет, тогда как в недалеком прошлом это удвоение происходило в течение 20 лет?

Задание 2 Объясните как влияет окружающая среда на здоровье человека? Что понимают под гомеостазом организма человека?

Задание 3 На медеплавильных заводах образуется пыль, содержащая 15% меди, 49-63% оксидов железа, 9,7-12,5% серы, 4-6,2% кварца и около 4% мышьяка, сурьмы, висмута, цинка, свинца или их соединений. Почему образовавшаяся пыль на заводах цветной металлургии, вызывает серьезное беспокойство ученых, врачей и общественности?

 

Вариант №   9

Задание 1 Охарактеризуйте климат как природный ресурс.

Задание 2 Опишите как влияют загрязняющие вещества на здоровье человека?

Задание 3 Ученые считают, что в настоящее время в развитых индустриальных странах основным источников вредных выбросов является автотранспорт. Объясните, на чем может основываться данная точка зрения.

Вариант №   10

Задание 1 Опишите виды продовольствия потребляемое населением?

Задание 2 Объясните в чем заключается сущность рационального питания?

Задание 3 Для изготовления аэрозольных баллончиков с лекарствами, косметикой и бытовыми препаратами используется газ фреон, который не оказывает вредного воздействия на живые организмы. Однако ученые настаивают на ограничении использования этого газа. Объясните почему.

 

Вариант №   11

Задание 1 Приведите какие экологические факторы вы знаете и в чем они проявляются.

Задание 2 Назовите основные принципы эколого-экономического принципа природопользования в наше время.

Задание 3 В Калифорнии с целью уничтожения комаров воду в озере Клеар обработали препаратом ДДТ в концентрации 0,02 мг / л. Через некоторое время у рыбоядных птиц, живущих на этом озере, через нежизнеспособность эмбрионов, развивающихся в яйцах, перестали выводиться птенцы. Объясните, в чем заключается связь между обработкой озера ДДТ и нежизнеспособностью эмбрионов у птиц с озера Клеар.

 

Вариант №   12

Задание 1 Раскройте содержание «суммирующего» эффекта в случае комплексного воздействия экологических факторов. Дайте объяснение правил Бергмана, Аллена и Глогера.

Задание 2 Охарактеризуйте один из методов управления природопользованием - платежи за экономические убытки.

Задание 3 Над крупными городами - промышленными центрами на высоте 1,5-2,0 км простираются облака тяжелого смога. Плотная шапка копоти впитывает в себя до 20% солнечных лучей, а зимой, когда и так мало света, поглощает половину. Избавиться от этой копоти помогают деревья. В чем заключаются уникальные фильтрующие свойства деревьев?

Вариант № 13

Задание 1 Объясните в чем заключается суть биологического и экологического равновесия в биосфере?

Задание 2 Объясните в чем заключается суть правовой системы управления государственной политикой в ​​области охраны окружающей среды?

Задание 3 Экологи встревожены осушением и засыпанием значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек в их впадения в моря с целью строительства в этих местах городов, курортов и создание крупных зон отдыха и развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов.

Вариант № 14

Задание 1 Охарактеризуйте сущность «парникового эффекта» и его возможные последствия.

Задание 2 Объясните назначения общественных экологических организаций в мире.

Задание 3 Производительность кораллового рифа выше производительности большинстве районов Мирового океана вблизи экватора, так как коралловый риф получает больше:

a) солнечного света

b) тепла

c) кислорода

d) элементов питания

Вариант № 15

Задание 1 Обоснуйте возможные последствия термоядерной войны?

Задание 2 Приведите международные аспекты укрепления потенциала местных общин.

Задание 3 Важнейшее свойство экологических систем, проявляется в том, что все разнообразные жители таких систем существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а только ограничивая численность лиц каждого вида определенным уровнем, - это:

a) устойчивость

b) самовосстановление

c) приспособленность

d) саморегуляция

Вариант № 16

Задание 1 Назовите и охарактеризуйте методы очистки отходящих газодымовых выбросов

Задание 2 Охарактеризуйте организацию международных экологических отношений.

Задание 3 Как известно, в состав спектра входят электромагнитные волны разной длины. Почему органы зрения человека и животных чувствительны к довольно узкому их спектру, заключенному между ультрафиолетовыми и инфракрасными его областями?

Коды ответов:

1) мягкий температурный режим

2) достаточно высокая плотность среды

3) сравнительно мала плотность среды

4) ограниченность кислорода

5) резкие изменения температуры

6) разный солевой состав

7) практически неограниченный запас пищи

8) относительная стабильность условий

9) практически полное отсутствие кислорода

10) активное сопротивление среды обитания

11) относительно постоянное количество кислорода

Ответы:

Наземно-воздушную среду -

Водная среда -

Живой организм -

Вариант № 17

Задание 1 Обоснуйте в чем заключаются задачи общей теоретической (биоэкологии) и прикладной экологии.

Задание 2 Назовите международные объекты охраны окружающей природной среды.

Задание 3 Установлено, что в тропических лесах никогда не наблюдаются вспышки численности отдельных видов, а для тундры характерны массовые размножения леммингов, падения и взлеты численности песцов и других животных. Почему в тропических лесах не бывает резких колебаний численности отдельных видов, а в тундре подобные явления закономерные?

Вариант № 18

Задание 1 Приведите основные этапы, которые можно выделить в формировании науки «экология»?

Задание 2 Охарактеризуйте организацию международных экологических отношений.

Задание 3 В биоценозах яруса выделяются не только в надземных частях растений, так же ярусно располагаются и их подземные части. Корни деревьев, как правило, проникают на большую глубину, чем корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы располагаются корни большинства мелких травянистых растений, а непосредственно на ней - ризоиды мхов. При этом в поверхностных слоях почвы корни значительно больше, чем в глубине. Объясните, почему в биоценозах корни растений расположены на разной глубине.

Вариант № 19

Задание 1 Объясните как связана экология с биологическими и другими науками.

Задание 2 Приведите международные аспекты укрепления потенциала местных общин.

Задание 3 Установлено, что среди насекомых самая высокая плодовитость у растительноядных форм, а наиболее низкая у хищников. Объясните, почему растительноядные насекомые имеют более высокую численность по сравнению с хищными насекомыми.

Вариант № 20

Задание 1 Объясните как связана Земля с другими планетами солнечной системы и Луной? Опишите строение нашей Галактики.

Задание 2 Объясните назначения общественных экологических организаций в мире.

Задание 3 Исчезновение любого вида растений, животных, микроорганизмов необратимо обедняет генофонд Земли. Назовите основные причины исчезновения, происходящие в это время, многих видов живых организмов.

Вариант № 21

Задание 1 Объясните которая строение планеты Земля и как зародилось на ней жизнь?

Задание 2 Объясните что понимают под «экологической конверсией», «экологизации производства»?

Задание 3 Установлено, что в еловом лесу травянистой растительности меньше, чем в сосновом бору. В чем причина?

Вариант № 22

Задание 1 Дайте определение понятия «природная среда». Какова его роль в жизни живых организмов?

Задание 2 Назовите какие основные задачи Государственной программы охраны окружающей среды?

Задание 3 Общее количество нефти и нефтепродуктов, ежегодно попадают в воды Мирового океана, превышает 10 млн. Т. Как нефтяные пленки влияют на обмен веществ между океаном и атмосферой?

Критерии оценки:

Оценка Условия, при которых выставляется оценка Результат (сумма баллов)
Отлично Ответ на каждый вопрос включает введение, теоретическую часть, данные практики по освещаемой проблеме и анализ этих данных, а также краткие выводы. Ответы на вопросы должны быть содержательными, последовательными и в полном объеме, сопровождаться рисунками и схемами. Третье, практическое, задача требует от студентов знаний и умений правильно рассчитывать количество выбросов предприятия, степень их сокращения и основные характеристики газоочистных сооружений, а также умение анализировать современные экологические проблемы. Полные развернутые ответы на 2 теоретических вопроса и правильно решена задача 4,5-5
Хорошо Краткие (но существенные) ответы на 2 теоретических вопроса и правильно объяснена задача; Правильный последовательный ответ на 1 теоретический вопрос, тезисно изложен второй теоретический вопрос и правильно решена задача. 3,7-4,45
Удовлетворительно Ответы на вопросы неполные, не выполнено хотя бы одно задание. 3-3,65
Неудовлетворительно При ответе обнаружено непонимание студентом основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует. 0-2,95


III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

III а. УСЛОВИЯ

 

Инструкция:

1. Внимательно изучите информационный блок пакета экзаменатора.

2. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся (обязательный элемент).

 

Количество вариантов заданий (пакетов заданий) для экзаменующихся: 30

Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен:

Задание № 1- 10 мин.

Задание № 2- 10 мин.

Задание № 3- 10 мин.

 

Всего на экзамен - 30 мин.

Выполнение задания:

- обращение в ходе задания к информационным источникам,

- рациональное распределение времени на выполнение задания (обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; подготовка продукта; рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленных документов (приборов)перед сдачей; самостоятельность выполнения задания; своевременность выполнения заданий в соответствии с установленным лимитом времени);

 

Условия выполнения заданий место (время) выполнения задания: учебная аудитория

 

Литература для обучающегося:

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2011.
  2.  Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.
  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2009.
  4. В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. экология. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.-576с.

 

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2008.
  2. Экология. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Ученик для вузов, М. 2009.
  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2006
  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс,2009.

Интернет-ресурсы

http://makpek.com/index.php




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: