Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка

Впервые термин “инфраструктура” был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.).

В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме, инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актов купли- продажи, или совокупность отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Основными элементами инфраструктуры современного рынкаявляются:

1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), организационно оформленное посредничество;

2. Аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3. Кредитная система и коммерческие банки;

4. Эмиссионная система и эмиссионные банки;

5. Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6. Информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7. Налоговая система и налоговая инспекция;

8. Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9. Специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации;

10. Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11. Таможенная система;

12. Профсоюзы работающих по найму;

13. Коммерческо-выставочные комплексы;

14. Система высшего и среднего экономического образования;

15. Аудиторские компании;

16. Консультативные (консалтинговые) компании;

17. Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18. Специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не названы извне, а порождены самими рыночными отношениями.    

Функции инфраструктуры рынка:

- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- организационное оформление рыночных отношений;

- облегчение форм юридического и общественного регулирования деловой практики.

Краткая характеристика некоторых элементов инфраструктуры рынка:

Консалтинговые компании – в них работают крупные специалисты в области тории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическим вопросам.

Аудиторские компании занимаются аудитом – комплексной ревизией финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса.

В российской экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом виде мы имеем дело с расширительным толкованием инфраструктуры рынка.

Рассматривая организацию торговой сети в развитых странах, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных выделим:

- супермаркеты – магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;

- суперронтер – перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;

- конвинненсонтор – небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину);

- супертриада – новая модель крупного магазина, имеющего современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета – склада, зону продажи товаров улучшенного качества;

- драгонтер – розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;

- магазин-дискаунт – магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Широкое распространение получают   розничные конгломераты – корпорации свободной формы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Своеобразный интерес представляют оптово-розничные клубы, члены которых – мелкорозничные фирмы (60 %) – вносят 29 – 30 долларов в год, и индивидуальные потребители (40 %) – вносят 5 % к цене товара. Примером такого клуба может служить фирма “Прайс клаб” (Калифорния).

Классическая же инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

     5.3 Модели рыночной экономики

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают модели современного рыночного хозяйства.

  Шведская модель экономики. Специфика шведской модели заключается в сильной социальной политике, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Иногда шведскую модель сравнивают с моделью социализма Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения социальных гарантий. Шведская модель экономики характеризуется достаточно низким уровнем безработицы и стабильными темпами экономического роста. Доля государственной собственности в шведской экономике достигает порядка 30%, вместе с тем государственные расходы составляют порядка 60% от ВВП. Экономическая система шведской экономики характеризуется как «смешанная экономика», соединяющая основные формы собственности: государственную, частную, кооперативную. Около 85% всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежит частному капиталу. Просматривается тенденция к расширению государственного сектора, который наиболее развит в сфере услуг, особенно социальных. В социальных услугах, составляющих половину всех услуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 91,9%, в образовании – 88,7%,в социальном страховании -98,2%.

Шведская модель сконструирована по принципу6 функцию производства выполняют частные компании, действующие на рыночной основе, а функцию обеспечения высокого уровня жизни общества – государство (Более подробно см: Волков А. Швеция: социально-экономическаяч модель. М., 1997).

Американская модель экономики. Основой американской модели экономики является система  бизнеса и всемерного поощрения предпринимательства, обогащения наиболее активной части общества. Это либеральная капиталистическая система, предполагающая приоритетную роль частной собственности, конкуренцию, наличие частных мотиваций и инициативы, высокий уровень социальной дифференциации общества Характерными чертами данной модели являются: незначительный удельный вес государственной собственности (в конце 1980-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла 10%). В то же время в Германии -18%, Великобритании – 24%, Франции – 345, Италии -38%. Наблюдается высокий уровень внедрения в действующее производство достижений НТП, минимальный уровень государственного регулирования экономики, резкая дифференциация населения в доходах, а также приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения.

В целом для американской модели характерно государственное воздействие через денежно-кредитную политику, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Контрольные вопросы (для самопроверки)

1.Каким образом характеризовал рынок английский экономист У.Джевонс? Какой момент является существенным при характеристике рынка?

2. С появлением какого специфического товара происходит трансформация рыночной системы (как сферы обмена) в воспроизводственную, где фигурируют: производство, распределение, обмен и потребление?

3. Какие характерные черты свойственны современному рынку?

4. Какие функции выполняет рынок? Чего больше в рыночной системе: хаоса и анархии или автоматизма и саморегулирования? Для ответа используйте рис. 5.1.

5. Что является важным из условий функционирования рынка и почему? Для ответа постарайтесь проанализировать признаки, характеризующие условия функционирования рынка (они изложены выше).

6..Что характеризует совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг?

7. Что представляют собой розничные конгломераты? В чем состоит особенность деятельности?

8. Какая модель рыночной экономики трактуется как модель социализма? Почему?

9. Какова величина государственных расходов в структуре валового национального продукта (если его величина составляет 100%)?

10. Что является существенным для американской модели организации рыночного хозяйства?

11.Что представляет собой розничный конгломерат?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: