Тема 1. Экзистенциализм и генетика: противоречия и взаимодополняемость

Эссе

Французский философ, общественный деятель, писатель, эссеист Жан-Поль Сартр (1905–1980) является основоположником экзистенциализма - философского направления, отрицающего рационалистскую классическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность на объективное и субъективное. Сартр утверждает, что существование предшествует сущности, а характер человека формируется посредством совершения определенных действий. Также он отмечает, что для экзистенциалиста человек не поддается определению, поскольку первоначально ничего собой не представляет; человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Актуальны ли идеи Сартра? Как согласовать их с современными научными данными? Может ли генетически предопределяться система убеждений и сущность человека? Способен ли человек противостоять совей природе?

Нельзя сказать, что идеи Сартра утратили свою актуальность. Человек, по мнению философа, создатель своей сущности. Человеческая сущность реальна только как мысль, в самом же человеческом организме ее нет. Тот или иной выбор, формирует не только человека его совершающего, но и все человечество, эпоху людей, попавших под влияние этого выбора. Осознание человеком ответственности и произвольности своих действий соотносится с современным жизненным укладом, заключенным, в том числе, и в правовых нормах. Разве оправдывает современный суд правонарушителя, который утверждает, что совершение противоправного деяния есть его врожденное свойство, которому невозможно противостоять? Ответ отрицательный. Идеи экзистенциальной философии не являются пережитком прошлого, напротив, они остаются актуальными аспектами понятия человеком самого себя, познания и сотворения своей сущности в той мере, насколько это возможно тем или иным индивидом в зависимости от его врожденных особенностей. Такая важная поправка, как принятие во внимание генетических признаков, позволяет экзистенциализму быть гибкой философской концепцией, имеющей достаточное количество современных последователей.

Действительно ли точка зрения Сартра явно противоречит данным современной науки? Суждения Жан-Поля Сартра вступают в противоречие с современной наукой о наследственности – генетикой. Человек как биологическое существо изначально представляет собой комбинацию генов отца и матери, которые определяют строение всех систем органов, в том числе и нервной системы, которая и является главным основанием контраргументации теории Сартра. С точки зрения современной психологии, характер развивается на базе темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть различный характер. То есть, отсюда можно одновременно выдвинуть аргументы «за» и «против» экзистенциализма.

Во-первых, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или заторможенность реакций являются врожденными свойствами нервной системы, то есть, человек не способен сформировать или полностью подавить в себе проявление этих качеств лишь собственным волевым решением, а значит, экзистенциональное учение не в полной мере соответствует современной науке.

Во-вторых, формирование характера происходит в процессе деятельности индивида в течение всей его жизни. Образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. В целом, данный подход близок к экзистенциализму, поскольку отражает возможность влияния индивида на формирование собственного характера путем изменения образа жизни и взаимодействия с социумом.

Получается, что современная наука не может в полной мере опровергнуть главный тезис Сартра «существование предшествует сущности», поскольку генетика не может формировать жизненные цели, принципы и систему убеждений индивида. И все же, заключение Сартра в труде «Экзистенциализм – это гуманизм» о том, что ничто не может диктовать характер человека, опровергается современными знаниями о генетической природе темперамента и его тесной связи с формированием характера.

Сартр утверждает, что существо с определенной природой, по сути, не может быть свободным – оно всегда действует в силу своей природы. Только отсутствие таковой может быть основанием человеческой свободы, в противном случае ее нет. Морфологически и физиологически человек является существом, детерминированным комбинацией генов отца и матери. Значит ли это, что человек априори несвободен? И каким образом появилась категория свободы, если ее невозможно достичь? Как можно отказаться от своей природы и что имеет в виду Сартр? Если отвлечься от человека, как главного объекта и субъекта философии, то можно заметить, что другие живые существа не задаются вопросами формирования своей сущности и первостепенности существования. Всеми животными, имеющими нервную систему в любом ее проявлении, движут рефлексы, для более развитых эволюционно животных наряду с рефлексами поведение определяют инстинкты. Ни рефлекс, ни инстинкт не контролируются животными сознательно, да и сама категория сознания присутствует только у человека. Животные не могут противостоять своим природным механизмам ни в коей мере, именно их можно признать «несвободными» согласно высказыванию Ж.-П. Сартра. Но человек устроен иначе: у человека есть сознание, есть воля. И даже эти признаки являются следствием наличия у человека более развитой нервной системы. Сознание является продуктом физиологии, но продукт сознания – мысль, решение, осознанное действие или бездействие – определены ли они природными законами? Все рефлексы и инстинкты животного направлены на его выживание и сохранение вида. Человек же способен ошибаться и принимать решения, ставящие его в опасное для выживания положение. К примеру, человек занимается экстримальным видом спорта – мотофристайлом. Он выполняет трюки, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, рефлекторные и инстинктивные реакции не позволили бы человеку совершать подобные действия. Но он совершает их сознательно, потому что такой вид досуга ему нравится. Человек волен выбирать, как распоряжаться своим генетически предопределенным телом. Наличие воли, сознания ставит человека выше других животных. Можно ли считать человека, наделенного волей свободным согласно Сартру? Не совсем. Философ для достижения свободы предлагает не просто сознательно пойти наперекор природе, он призывает отказаться от нее. Не представляется ситуации, в которой человек мог бы полностью отказаться от своей биологической основы. Возможно, именно поэтому не существует абсолютной свободы, о которой идет речь у Сартра. Ведь как можно отказаться от своей физиологической потребности во сне, дыхании или пище? Человек в этом плане все же более свободен, чем, допустим, собака. Человек волен выбирать, когда и что ему съесть, во сколько лечь спать.

В стремлении к созданию собственной сущности через свое существование, возможно, природные особенности человека и играют роль препятствия, но без них не было бы самого существования. Ж.-П. Сартр утверждал, что отказ от собственной природы есть путь к свободе. Но вспомним о темпераменте, разве стоит подавлять в себе подвижность нервных реакций, если она позволяет человеку выполнять любимую работу более быстро? Стоит подвести итог: не все генетические свойства блокируют развитие человеческой сущности. Характер человека формируется на протяжении всей его жизни под воздействием общества, образа жизни на базе врожденных особенностей нервной системы – темперамента. Человек волен выбирать свои жизненные цели и убеждения, формировать свою сущность сам, принимая или отвергая установки своего окружения. Философия Сартра актуальна не просто в качестве этапа изучения развития философской мысли, а для познания и формирования человеком своей сущности. Идеи Сартра вступают в противоречие с современной генетикой, поскольку уже на стадии развития эмбриона человек представляет собой существо, наделенное генетически определенными свойствами, которые способны влиять на характер человека в течение всей его дальнейшей жизни. При этом, все что касается развития человека после его рождения уже не контролируется генетикой. В целом же, генетика и философия экзистенциализма являются элементами одной системы представления человека о самом себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: