ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной русской современной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. Кроме того, важным критерием было и время создания произведения, данная программа ориентирована на актуализацию именно современной отечественной литературы. Основной принцип, лежащий в основе отбора текстов, тематический.
|
|
В программе представлены следующие темы:
· школьная тема в современной литературе
· тема войны в современной литературе
· мой ровесникв современной литературе
· опыт первой любви
· тема счастья
Также программа предполагает посещение музеев города Оренбурга, прогулки по памятным местам малой родины, экскурсии по экспозиционным выставкам. Завершением же курса в каждом классе станут встречи с писателями и поэтами области в рамках поэтического сообщества «Другая среда» при Союзе писателей Оренбургской области.
Практическая направленность изучения учебного предмета «Родная (русская) литература". Результатом освоения содержания курса «Родная (русская) литература» в конце каждого учебного года предполагается создание учащимися мини-проекта по литературе.
В этом случае у обучающихся, с одной стороны, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.
С другой стороны, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
|
|
Изучение родной (русской) литературы в 5—9 классах направлено на формирование коммуникативных и познавательных учебных действий учащихся: адекватно воспринимать чужое устное или письменное высказывание, самостоятельно понимать смысл художественного произведения, исходя из его словесной формы, применяя в собственных высказываниях изученные приемы языкового выражения содержания. Овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта русской литературы послужат развитию личности школьника.
Осознание значения книги и чтения формируют интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. «Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс (17 ч).
Содержание курса | Тематическое планирование(тема и основное содержание урока) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся(на уровне учебных действий) |
Введение | Урок 1. Моя малая Родина.Стихотворные и прозаические произведения о малой родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего месте в нем. | Беседа-дискуссия о роли малой Родины в жизни каждого человека. Практическая работа. Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Самостоятельная работа. Написание сочинения на заданную тему: «Что значит для меня моя малая Родина?» Анализ высказывания: «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца»К. Г. Паустовский Стихотворения в актерском исполнении. |
Историческое прошлое родного края | Урок 2. Стихотворения И. А. Бехтерева об Оренбурге: «Родные», «Старый Оренбург». Краткий рассказ о поэте. Поэтические образы, настроения и картины в стихах. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о поэте и его творчестве. Практическая работа. Выразительное чтение стихотворений И.А. Бехтерева. Уточнение исторических реалий. Работа с толковым словарём. Поиск изобразительно - выразительных средств.Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Анализ лирического произведения. |
Школьная тема в современной литературе | Урок 3-4.Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. «Я хочу в школу!».Краткий рассказ о писателях.События рассказа. Главные герои. | Беседа-дискуссия о том, какой должна быть школа мечты. Выразительное чтение диалогов. Инсценирование фрагментов произведения. Практическая работа. Анализ прозаического произведения. Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о поэте и его творчестве. Создание иллюстраций к произведению. |
Мой ровесник в современной литературе | Урок 5-6.Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. «Бежим отсюда».Внутренний мир героев произведений. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и фантастических, игровых, приключенческих ситуаций. | Устный рассказ о писателях. Презентация иллюстраций к произведению с цитатными подписями, показ и защита собственных рисунков, обсуждение иллюстраций в книге. Практическая работа. Анализ прозаического произведения. Характеристика главных героев. Составление плана. Пересказ фрагментов. Самостоятельная работа. Создание собственной иллюстрации к любому фрагменту. Написание сочинения. |
Тема войны в современной литературе | Урок 7-8.Элла Фонякова. «Хлеб той зимы».Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Характеристика героев.Преодоление сложных жизненных ситуаций. | Беседа-дискуссия о войне. Работа со словарем. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Практическая работа. Характеристика главных героев. Анализ эпизодов произведения (по группам). Самостоятельная работа. Подготовить историческую справку о блокаде Ленинграда. Рассказать о писателе. |
Тема любви в современной литературе | Урок 9-10.Екатерина Вильмонт. «В поисках сокровищ».Детская любовь. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. | Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его произведениях. Устные ответы на вопросы (с использование цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов (по группам). Практическая работа. Анализ прозаического произведения. Составление плана характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменно ответьте на вопрос: «Как бы Вы поступили, если бы обнаружили тайное послание?» |
Тема дружбы в современной литературе | Урок 11.Михаил Самарский. «Радуга для друга».Краткий рассказ о писателе. Значение настоящей дружбы. Истинный и верный друг. Понятие доброты. | Беседа-дискуссия на тему: «Какими качествами должна обладать дружба? Каким должен быть друг?Есть ли у Вас настоящие друзья?». Верно ли утверждение «Собака-лучший друг человека»? Устные ответы и вопросы. Практическая работа. Анализ прозаического текста. Характеристика главных героев. Самостоятельная работа. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание Ж.Ж. Руссо:«Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит». |
Тематическая экскурсия по постоянным экспозициям Музея истории Оренбурга | Урок-экскурсия 12."Жизнь и быт оренбуржцев во второй пол. XVIII - нач. XX вв.".Историябыта и ремесел, традиционно развитых в Оренбурге. Историческая атмосфера родного края. | Актуализация сведений об истории г. Оренбурга, полученных в начальной школе. Практическая работа. Устные ответы на вопросы экскурсовода. Самостоятельная работа. Написание отзыва о посещении музея. |
Тема счастья в современной литературе | Урок 13-14. В.И.Одноралов «Калоши счастья».Краткий рассказ о писателе. Понятие «счастья». Характеристика главных героев. Фрагментыпроизведения в актерском исполнении. | Устные сообщения о главных героях Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики героев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем литературоведческих терминов. Практическая работа. Выявление авторской позиции. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев. |
Творческая встреча с писателями и поэтами Оренбургского края: Областной Дом литераторов имени С.Т. Аксакова /поэтическое сообщество «Другая среда» | Урок-творческая встреча 15.Создание стихотворений. Участие в поэтических встречах/ батлах/слэмах. | Беседа-дискуссия о роли поэзиив настоящее время. Практическая работа. Устные и письменные ответы на вопросы участников встречи. Самостоятельная работа. Выучить наизусть любимое стихотворение. |
Урок контроля | Урок 16. Урок контроля Выявление уровня литературногоразвития учащихся. | Подготовка к написанию «фотографии» на тему «Как много на земле моей родной прекрасных мест и интересных произведений» Практическая работа. Составление плана. 1.Что значит для тебя малая Родина? 2. Любимое место в г.Оренбурге. Чем онознаменательно? 3.Расскажи о произведении, которое тебе понравилось в рамках данного предмета. 4. Как сделать красивее твой родной город? 5.О чем бы написал стихотворение или рассказ? 3.Самостоятельная работа. Написание "фотографии". |
Итоговый урок | Урок 17. Итоговый урок. | Чтение учениками своих «фотографий». Комментирование учителем оценок за сочинения. Выставление итоговых оценок. Игровые виды деятельности: решение кроссвордов, участие в викторине, квесте. |
|
|
|
|