Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной русской современной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. Кроме того, важным критерием было и время создания произведения, данная программа ориентирована на актуализацию именно современной отечественной литературы. Основной принцип, лежащий в основе отбора текстов, тематический.

В программе представлены следующие темы:

·  школьная тема  в современной литературе

· тема войны в современной литературе

·  мой ровесникв современной литературе

· опыт первой любви

· тема счастья

Также программа предполагает посещение музеев города Оренбурга, прогулки по памятным местам малой родины, экскурсии по экспозиционным выставкам. Завершением же курса в каждом классе станут встречи с писателями и поэтами области в рамках поэтического сообщества «Другая среда» при Союзе писателей Оренбургской области.

Практическая направленность изучения учебного предмета «Родная (русская) литература". Результатом освоения содержания курса «Родная (русская) литература» в конце каждого учебного года предполагается создание учащимися мини-проекта по литературе.

В этом случае у обучающихся, с одной стороны, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

С другой стороны, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Изучение родной (русской) литературы в 5—9 классах направлено на формирование коммуникативных и познавательных учебных действий учащихся: адекватно воспринимать чужое устное или письменное высказывание, самостоятельно понимать смысл художественного произведения, исходя из его словесной формы, применяя в собственных высказываниях изученные приемы языкового выражения содержания. Овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта русской литературы послужат развитию личности школьника.

Осознание значения книги и чтения формируют интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. «Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс (17 ч).

Содержание курса Тематическое планирование(тема и основное содержание урока) Характеристика основных видов деятельности обучающихся(на уровне учебных действий)
Введение Урок 1. Моя малая Родина.Стихотворные и прозаические произведения о малой родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего месте в нем. Беседа-дискуссия о роли малой Родины в жизни каждого человека. Практическая работа. Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Самостоятельная работа. Написание сочинения на заданную тему: «Что значит для меня моя малая Родина?»  Анализ высказывания: «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца»К. Г. Паустовский Стихотворения в актерском исполнении.
Историческое прошлое родного края Урок 2. Стихотворения И. А. Бехтерева об Оренбурге: «Родные», «Старый Оренбург». Краткий рассказ о поэте. Поэтические образы, настроения и картины в стихах. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о поэте и его творчестве. Практическая работа. Выразительное чтение стихотворений И.А. Бехтерева. Уточнение исторических реалий. Работа с толковым словарём. Поиск изобразительно - выразительных средств.Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Анализ лирического произведения.
Школьная тема в современной литературе Урок 3-4.Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. «Я хочу в школу!».Краткий рассказ о писателях.События рассказа. Главные герои. Беседа-дискуссия о том, какой должна быть школа мечты. Выразительное чтение диалогов. Инсценирование фрагментов произведения. Практическая работа. Анализ прозаического произведения. Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о поэте и его творчестве. Создание иллюстраций к произведению.
Мой ровесник в современной литературе Урок 5-6.Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. «Бежим отсюда».Внутренний мир героев произведений. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и фантастических, игровых, приключенческих ситуаций. Устный рассказ о писателях. Презентация иллюстраций к произведению с цитатными подписями, показ и защита собственных рисунков, обсуждение иллюстраций в книге. Практическая работа. Анализ прозаического произведения. Характеристика главных героев. Составление плана. Пересказ фрагментов. Самостоятельная работа. Создание собственной иллюстрации к любому фрагменту. Написание сочинения.
Тема войны в современной литературе Урок 7-8.Элла Фонякова. «Хлеб той зимы».Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Характеристика героев.Преодоление сложных жизненных ситуаций. Беседа-дискуссия о войне. Работа со словарем. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Практическая работа. Характеристика главных героев. Анализ эпизодов произведения (по группам). Самостоятельная работа. Подготовить историческую справку о блокаде Ленинграда. Рассказать о писателе.
Тема любви в современной литературе Урок 9-10.Екатерина Вильмонт. «В поисках сокровищ».Детская любовь. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его произведениях. Устные ответы на вопросы (с использование цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов (по группам). Практическая работа. Анализ прозаического произведения. Составление плана характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменно ответьте на вопрос: «Как бы Вы поступили, если бы обнаружили тайное послание?»
Тема дружбы в современной литературе Урок 11.Михаил Самарский. «Радуга для друга».Краткий рассказ о писателе. Значение настоящей дружбы. Истинный и верный друг. Понятие доброты. Беседа-дискуссия на тему: «Какими качествами должна обладать дружба? Каким должен быть друг?Есть ли у Вас настоящие друзья?». Верно ли утверждение «Собака-лучший друг человека»? Устные ответы и вопросы. Практическая работа. Анализ прозаического текста. Характеристика главных героев. Самостоятельная работа. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание Ж.Ж. Руссо:«Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит».
Тематическая экскурсия по постоянным экспозициям Музея истории Оренбурга Урок-экскурсия 12."Жизнь и быт оренбуржцев во второй пол. XVIII - нач. XX вв.".Историябыта и ремесел, традиционно развитых в Оренбурге. Историческая атмосфера родного края. Актуализация сведений об истории г. Оренбурга, полученных в начальной школе. Практическая работа. Устные ответы на вопросы экскурсовода. Самостоятельная работа. Написание отзыва о посещении музея.
Тема счастья в современной литературе Урок 13-14. В.И.Одноралов «Калоши счастья».Краткий рассказ о писателе. Понятие «счастья». Характеристика главных героев. Фрагментыпроизведения в актерском исполнении. Устные сообщения о главных героях Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики героев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем литературоведческих терминов. Практическая работа. Выявление авторской позиции. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев.
Творческая встреча с писателями и поэтами Оренбургского края: Областной Дом литераторов имени С.Т. Аксакова /поэтическое сообщество «Другая среда» Урок-творческая встреча 15.Создание стихотворений. Участие в поэтических встречах/ батлах/слэмах. Беседа-дискуссия о роли  поэзиив настоящее время. Практическая работа. Устные и письменные ответы на вопросы участников встречи. Самостоятельная работа. Выучить наизусть любимое стихотворение.
Урок контроля Урок 16. Урок контроля Выявление уровня литературногоразвития учащихся. Подготовка к написанию «фотографии» на тему «Как много на земле моей родной прекрасных мест и интересных произведений» Практическая работа. Составление плана. 1.Что значит для тебя малая Родина? 2. Любимое место в г.Оренбурге. Чем  онознаменательно? 3.Расскажи о произведении, которое тебе понравилось в рамках данного предмета. 4. Как сделать красивее твой родной город? 5.О чем бы написал стихотворение или рассказ? 3.Самостоятельная работа. Написание "фотографии".
Итоговый урок Урок 17. Итоговый урок. Чтение учениками своих «фотографий». Комментирование учителем оценок за сочинения. Выставление итоговых оценок. Игровые виды деятельности: решение кроссвордов, участие в викторине, квесте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: