Современные аналоговые и цифровые звуковые системы: Dolby-A, Dolby SP, Dolby SRD, Dolby Surround-EX, SDDS, DTS

Опти́ческая звукоза́пись — запись звуковых колебаний соответствующим изменением оптической плотности или отражательной способности носителя1. В большинстве случаев понятие оптической звукозаписи используют применительно к регистрации звука фотографическим способом, получившим распространение благодаря звуковому кинематографу.

В дальнейшем аналоговая, а затем цифровая оптическая запись звука получила распространение в оптических дисках и некоторых музыкальных устройствах. При аналоговом способе производится непосредственная запись электрических колебаний звуковой частоты, а при цифровом — запись звуковых данных в виде прозрачных и непрозрачных участков, соответствующих двоичным битам. В настоящее время (2020 год) оптические способы звукозаписи полностью переведены на цифровую основу, став частью цифровой звукозаписи.

Оптическая фонограмма получила наибольшее распространение в кинопоказе, так как не требует синхронизации изображения и звука, записанных на одном носителе. Кроме того, достигается бо́льшая долговечность, благодаря отсутствию размагничивания и отслоения, присущих магнитным фонограммам, получившим распространение в середине 1950-х годов. Недостатками аналоговых оптических фонограмм того времени были невысокий динамический диапазон, узкая полоса воспроизводимых частот и зависимость уровня гармонических искажений от фотографических свойств

киноплёнки. Все эти недостатки устранены в современных цифровых фонограммах, пришедших на смену многодорожечным магнитным. Аналоговые оптические фонограммы современных стандартов Dolby также значительно превосходят по качеству классическую одноканальную фонограмму, позволяя записывать до 4-х каналов звука. В настоящее время магнитные фонограммы на фильмокопиях не используются, полностью уступив место оптическим.

Dolby (До́лби) — семейство систем шумопонижения (СШП) для профессиональной (Dolby A, Dolby SR) и бытовой (Dolby B, Dolby C, Dolby S) аналоговой магнитной записи, разработанное в 1960—1980-е годы Реем Долби и коммерциализированное компанией Dolby Laboratories.

Один канал Dolby A состоит из четырёх параллельно включённых компандеров, работающих в полосах частот 20…80, 80…3000, 3000…20000 и 9000…20000 Гц.

Внедрение Dolby A в кинематограф заняло десятилетие: кинопрокатчики не желали вкладывать капиталы в новейшую аппаратуру, а киностудии не были готовы к выпуску фильмокопий со звуковыми дорожками разных форматов. Долби понимал, что для завоевания консервативного рынка кинопроката одного шумопонижения мало, и сосредоточился на продвижении Dolby A киностудиям. Первое применение Dolby A в большом кино состоялось в 1971 году по инициативе Стэнли Кубрика. Шумопонижение позволило Кубрику использовать в фонограмме «Заводного апельсина» до пяти последовательных перезаписей, но зрители выгод от новой технологии не ощутили: оптические звуковые дорожки прокатных копий фильма были записаны традиционным способом, без применения кодера Dolby.

Dolby SR (англ. Spectral recording, «спектральная запись») — двухполосная, трёхкаскадная система шумопонижения. Dolby SR манипулирует сигналом только в пределах звукового диапазона и практически не влияет на передачу инфразвуковых и ультразвуковых сигналов; это снижает и

интермодуляционные искажения, и модуляцонный шум. Каждое из пяти звеньев Dolby SR (три ВЧ и 2 НЧ) включает в себя два последовательно-параллельно соединённых компандера. В первом из них (ведущем) частота среза входного фильтра зафиксирована на отметке 800 Гц, во втором (ведомом) она перестраивается по образцу Dolby B.

Стандарт Dolby Digital Surround-EX является усовершенствованной версией системы Dolby Digital. В нем добавлен центральный канал для заднего ряда громкоговорителей. Кроме того, возможно добавление канала для верхних громкоговорителей, расположенных на потолке. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Толчком послужила необходимость звуковой картины пролёта космического корабля над зрительным залом в фильме «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза». Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.

DTS, Digital Theater System (рус. Цифровая Театральная Система) — семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи, созданное компанией «Digital Theater System» для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями1. DTS конкурирует со стандартом совмещённых фонограмм Dolby Digital, печатаемых непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) в упрощённом виде используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. В DTS используется меньший уровень сжатия, чем в Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день. Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround. DTS поддерживает кодирование как 5.1-канального, так и 7.1-канального звука.

Альтернативами (конкурентами) формата DTS при кодировании многоканального аудио остаются форматы Dolby Digital и SDDS. На DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: