Коммерциализация и профессионализация политической коммуникации в России (1987-2000 гг.)

 

В конце 1980-х — начале 1990-х годов коренным образом меняется ситуация в научном мире и в системе образования в области политической коммуникации. Происходит ряд важных политических событий, которые вызвали системную трансформацию государства и самой практики организации политической коммуникации.

 

15 марта 1990 года - учрежден пост Президента СССР, избрание первым президентом СССР Михаила Горбачева.

Март 1991 года - референдум об учреждении должности президента РСФСР

12 июня того же года - выборы первого президента РСФСР, Бориса Ельцина.

Август 1991 года - попытка государственного переворота, вошедшая в историю страны как августовский путч. Результатом этой попытки стал запрет правящей на тот момент Коммунистической партии Советского Союза и Коммунистической партии РСФСР (ноябрь 1991 года).

Декабрь 1991 года - Советский Союз прекратил свое существование.

Сентябрь - октябрь 1993 года - ликвидирована система Советов народных депутатов, которая составляла основу советской власти, в декабре прошел референдум, на котором была принята Конституция Российской Федерации. Провозглашены многопартийная система, двухпалатный парламент и система выборных органов на всех уровнях федерации.

Многопартийность, уровневая структура государственной власти и реальная (на тот момент) политическая конкуренция породили системное изменение политической коммуникации в стране.

 

Основной фактор этой трансформации – транзит западных технологий организации коммуникативного взаимодействия, американизация политических и медийных процессов.

Так в середине 1990-х годов Россия открывает для себя возможности профессиональной организации политической коммуникации, а масштабные избирательные кампании (думские выборы 1993 года и президентские выборы 1996 года) продемонстрировали, насколько важно профессионально эту коммуникацию организовывать.

В России развернулась интенсивная вестернизация всех социальных процессов, американский опыт разработки и реализации политических кампаний оказался чрезвычайно востребованным. В России медиасфера стала развиваться в соответствии с американской моделью, в которой лидирующие позиции занимает телевидение, а самой эффективной и, соответственно, дорогой считается телевизионная реклама.

 

Частыми гостями в России стали американские специалисты по выборам. Однако скоро конкуренцию им стали составлять российские политтехнологи и политконсультанты. Это специалисты, занимавшиеся разработкой и практической реализацией избирательных кампаний.

- специалисты по разработке стратегии избирательной кампании

- советники при кандидате или штабе кампании (политконсультанты)

- имиджмейкеры

- юристы, специализирующиеся на выборах

- райтеры или копирайтеры

- менеджеры избирательной кампании в целом и отдельных направлений и проектов

- лидеры и постоянные участники агитационных групп.

 

Кого стоит выделить на рынке политической коммуникации того времени.

Одной из первых фирм, специализирующихся на оказании политконсалтинговых услуг и проведении политических кампаний, стал Центр политического консультирования и профессиональное консалтинговое агентство «Никколо М».

Его руководство и сотрудники участвовали во всех общенациональных и множестве региональных избирательных кампаний, а также в ряде успешных предвыборных кампаний в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Создатели этого агентства – Игорь Минтусов и Екатерина Егорова (Гантман).

Вообще довольно любопытно, что вот в этот только создаваемый мир российского политконсалтинга люди приходили из совершенно разных областей и с совершенно разным базовым образованием, профильного тогда не существовало.

Игорь Минтусов, например, окончил экономический факультет МГУ и десять лет проработал в разных исследовательских структурах как в экономике, так и в социологии. В социологической ассоциации он занимался изучением общественного мнения и советских молодежных субкультурных движений, оттуда он и пришел в консалтинговый бизнес.

У Екатерины Егоровой, в свою очередь, первоначально психологическое образование, и в консалтинг она пришла, когда уже изучала политическую психологию и политическое лидерство.

 

Из академической среды в политконсалтинг пришли и основатели компании из Екатеринбурга Bakster Group.

Дмитрий Гусев окончил философский факультет, второе высшее у него – факультет правоведения. У него есть опыт политической деятельности и госслужбы, с середины 1990-х годов участвовал в многочисленных избирательных кампаниях федерального и регионального уровней в качестве консультанта.

У Олега Матвейчева также философское образование. В 1996 году он стал принимать активное участие в разноплановых публичных дискуссиях, в политических дебатах, предвыборных агитациях и т. д.

 

Еще одной известной и влиятельной политконсалтинговой компанией стало агентство «Международный пресс-клуб» (1996 год), которое основал Александр Чумиков. Сейчас компания называется «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг».

Александр Чумиков пришел в политконсалтинг из журналистики (образование у него также журналистское). Был опыт и, скажем так, политработы: от секретаря комитета местного комсомола до заведующего идеологическим отделом райкома КПСС. В 1992 году Чумиков занялся карьерой в PR и науке.

Другое влиятельное лицо в этой компании – заместитель генерального директора Михаил Бочаров. Он также пришел в политконсалтинг и PR из журналистики. И так же, как и Чумиков, был комсомольским активистом и дорос до должности заместителя заведующего отделом райкома КПСС. И так же, как и большинство людей, о которых я уже говорила, строит академическую карьеру.

 

Возникает в этот период и первая учебная литература по новой специальности «связи с общественностью». Издание книг по политконсалтингу, имиджмейкингу и связям с общественностью в политической сфере стало одним из важных направлений деятельности первых консалтинговых агентств.

В общей сложности А. Чумиковым, М. Бочаровым и начальником отдела спецпроектов, кандидатом исторических наук М. Тишковой подготовлено более 20 книг по связям с общественностью.

В 2001 году Международный пресс-клуб открыл специальный проект «PR-библиотека», которая со временем стала крупнейшей и открытой виртуальной базой данных и оригинальных работ по связям с общественностью.

«Никколо М» выпускает книги о политических технологиях, политической психологии и рекламе, стратегических коммуникациях, спичрайтинге, социологических и политологических исследованиях.

Не менее активно публиковались учредители Bakster Group, в первую очередь О. Матвейчев (более 100 научных работ, включая 12 монографий).

 

Таким образом, происходит не просто экспорт западных технологий организации политического процесса, но и формирование профессионального сообщества, специализирующегося на оказании широкого спектра коммуникационных услуг, связанных с политической сферой. Начали создаваться собственные профессиональные объединения.

Ассоциация центров политического консультирования ставила своей целью формирование единого регламентируемого рынка услуг политических консультантов, обмен опытом работы и оказание правовой защиты организаторов профессиональной политической коммуникации.

Российское отделение Международной организации компаний-консультантов в сфере связей с общественностью (АКОС-Россия)

Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) — первое такое профессиональное объединение в России. По ее инициативе была разработана хартия «Политконсультанты за честные выборы».

В 1990-х годах политконсалтинг стал самым востребованным направлением PR-деятельности.

 

Что касается образования, я уже подчеркивала, что первые российские специалисты в области политических информационных кампаний не имели профильного образования в области связей с общественностью.

Впервые специальность «связи с общественностью» появилась в государственном образовательном реестре еще в 1991 году. Подготовку PR-специалистов начал МГИМО: отделение связей с общественностью было создано при факультете международной информации (ныне факультет международной журналистики). Именно здесь были разработаны первые образовательные стандарты.

Позже соответствующие отделения и кафедры появляются и в других российских вузах. На журфаке СПбГУ кафедра общественных связей и рекламы была создана в 1996 году. Прием на специальность «связи с общественностью» начался в 1997 году. В 2001 году появилась специализация по политическому PR.

С 1996 до конца 2004 года политические коммуникации в России приобрели профессиональную основу и стали пользоваться спросом. Накануне общероссийских выборов 1999–2000 годов в России насчитывалось около двух десятков крупных организаций, которые вели предвыборные кампании по всей стране.

Но в 2004 году губернаторские выборы с масштабными электоральными кампаниями были упразднены, что ударило по рынку политконсалтинга.

 

После этого получили развитие территориальный (страновой) брендинг и продвижение государственных и партийных проектов и программ. Изменение рынка отразилось и на том, какие услуги компании предосталяли, и даже на названиях самих организаций.

В последние годы основными достижениями в области политконсалтинга считаются не успешно проведенные избирательные кампании, а проекты, выполненные по заказу федеральных или региональных властей.

Также большой популярностью пользуются аналитические работы с целью выявить эффективность деятельности политиков или государственных структур.

 

 

Таким образом, 90-е годы стали эпохой транзита в Россию западных технологий организации политических коммуникации:

· изменилась сама система организации политической коммуникации: западные коммуникативные технологии пережили трансформацию с учетом российской специфики;

· появился пул профессионалов и структур, специализирующихся на организации и проведении политических кампаний или оказании консультационных услуг в политической сфере;

· сформировалась система вузовской подготовки специалистов;

· в российском исследовательском дискурсе и образовательном процессе стали набирать популярность теоретические идеи западной коммуникативистики как науки о социальных коммуникациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: