Упражнение 305. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно
и грустно» охарактеризуйте синтаксические типы предложений, сравните
их с возможными синонимическими конструкциями.
И скучно и грустно! - и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
И радость, и муки, и все так ничтожно.
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка!
Упражнение 306. Дайте синонимические варианты
(утвердительные или отрицательные - в зависимости от смысла)
|
|
приведенных в упражнении предложений, сделайте стилистический анализ
полученных пар.
1. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? (Глин.) 2. Я
Петербург люблю, к его пристрастен лету: Так пышно светится оно в
водах Невы; Но более всего как не любить поэту Прекрасной родины,
где царствуете вы? (Вяз.) 3. Нужно ль вам истолкованье, Что такое
русский бог? Вот его вам начертанье, Сколько я заметить мог (Вяз.).
4. Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог
щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он
руку поднимал!.. (Л.) 5. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и
пламенных страстей? (Л.) 6. Кого любить, кому же верить, когда мне
ангел изменил? (Л.) 7. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой. Как
язвы бойся вдохновенья… Оно - тяжелый бред души твоей больной Иль
пленной мысли раздраженье. (…) Случится ли тебе в заветный чудный
миг Открыть в душе давно безмолвной Еще неведомый и девственный
родник. Простых и сладких звуков полный, - Не вслушивайся в них, не
предавайся им. Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и
словом ледяным Не передашь ты их значенья (Л.). 8. Что стыд Марии?
что молва? Что для нее мирские пени. Когда склоняется в колени К ней
старца гордая глава? (Л.) 9. «Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной
|
|
лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих боготворил?»
И, други, никого, ей-богу! Любви Безумную тревогу Я безотрадно
испытал (П.). 10. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не
ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий. Таинственная плесень на стене… И
стих уже звучит, задорен, нежен. На радость вам и мне (Ахм.).
Упражнение 307. К приводимым предложениям дайте все
синонимические синтаксические варианты, используя различные типы
двусоставных и односоставных предложений. При составлении
синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального
предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ
предложений-синонимов.
Образец. Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении
авторские передачи о театре. - Уже шесть лет Виталием Вульфом
ведутся на телевидении авторские передачи о театре.
Виталий Вульф:
На записи передачи меня боятся прерывать -
я потом все говорю совершенно по-другому
Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении авторские
передачи о театре. Сначала они выходили на первом канале время от
времени, а года два назад обрели и жесткое эфирное время (последний
понедельник месяца), и своих поклонников.
Мало кто из телезрителей знает, что искусствоведческую
передачу ведет человек «со стороны» - кандидат юридических наук… Как
же вы попали на телевидение?
- С середины 70-х я стал бесплатно выступать в маленьких
залах со своими театральными рассказами. На вечера постоянно ходила
прекрасный редактор телевидения Галина Борисова. Как-то она приехала
с камерой и записала передачу о Марии Ивановне Бабановой. 11 ноября
90-го года Бабановой исполнилось 90 лет. Срочно потребовалась
передача, и Галя Борисова предложила мой рассказ: я был уже известен
в театральном мире, написал много статей, немало перевел,
опубликовал две книги. Передачу пустили в эфир, она имела
неожиданный успех.
Я начал делать театральные передачи - о Тарасовой, о
Степановой. Они подолгу лежали, шли нерегулярно. Взрывная волна
пошла, когда в эфире появилась передача о Валентине Серовой - ее
повторили раз шесть. Большой резонанс имел мой рассказ об Алле
Константиновне Тарасовой - я уже понимал, что важно тянуть
детективный сюжет, вытаскивать драму жизни, чтобы была судьба.
- Не секрет, что телепрограммы нуждаются в поддержке
«сверху». Кто был вашим добрым гением?
- В 94-м году жизнь столкнула меня с Владом Листьевым.
Владик предложил работать вместе и пообещал сделать программу
постоянной. Я очень остро ощущаю, что его нет, - тогда у меня было
ощущение спины. Хотя рад, что сейчас президентом компании «ВИД»
является Андрей Разбаш - человек сдержанный, закрытый, очень умный,
с хорошим вкусом.
- Почему передачу назвали «Серебряный шар»?
- Программа названа по аналогии с серебряным веком.
- Вы заранее готовите текст, который говорите перед
камерой?
- Нет, это всегда чистая импровизация.
- А если случится брак при записи?
- Беда. Я начинаю повторять и говорю совсем по-другому.
|
|
Поэтому меня боятся остановить.
- Был период, когда вы на втором, российском, телеканале
рассказывали про американские «звезды» в театре и кино. Почему эта
передача закрылась?
- Мне предложили сделать выбор между ОРТ и РТР. На РТР я
успел снять девять программ: Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Лайза
Миннелли… Самая удавшаяся передача была о Юле Бринере.
- Когда впервые в театре пошла пьеса в вашем переводе?
- Во МХАТе в 75-м году. Это была пьеса Теннесси Уильямса
«Сладкоголосая птица Юность». Ангелина Иосифовна Степанова играла
главную роль. Вторая - «Царствие земное», тоже по Уильямсу, - была
поставлена в Театре Моссовета. В ней играли Геннадий Бортников,
Валентина Талызина, Георгий Жженов.
Третья премьера - «Кошка на раскаленной крыше» с Дорониной
и Джигарханяном в главных ролях, в постановке Гончарова, - шла в
Театре Маяковского 14 лет. Всего же я перевел более 30 пьес.
(Беседовал Белый А. // Комсомольская правда. 1996. 13
сент.)
Упражнение 308. Замените все односоставные и неполные
предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности
смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ
полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов,
употребленных автором статьи.
Волчатник
Сидим у опушки на поляне, окаймленной зарослями
боярышника. Солнце простилось с нами - сверкнуло красным светом в
окошках деревни, лежащей у речки. С минуту еще лучи золотили стерню
на холмах, покрытых пятнами зелени у оврагов. И осталась от солнца
только заря над лесом.
Лучшее время дня! Еще и не ночь, но уже пахнет из
прохладного леса грибной сыростью.
А вот и первые звезды. Мой спутник делает знак помолчать
|
|
и, выждав минуту, завабил - завыл, подражая волкам. И почти сразу из
глубины леса раздался похожий ответный звук: «Уу-ооо!..»
- Я знал: они здесь, - шепчет мне на ухо вабелыцик. И еще
один раз «вызывает на связь» волчий выводок. Но тут же из леса
раздается глухое короткое: «Гав!» И все. Больше на зов волчата не
откликаются.
- Мать… Предупредила: «Молчите, олухи! - это обман».
Теперь можно уже не шептаться, можно костерок разложить, вскипятить
чай. Моего спутника зовут Валерием - Валерий Яковлевич Соснин -
знаменитый в Мордовии, а может, и дальше этих земель - волчатник.
- Отец, мне сказали, тоже волчатником был…
- Да. Знаменитым. Для деревенских жителей был он легендой.
- Сколько же на счету у отца?
- Отец всегда отвечал: «Не знаю, не считал…». Думаю, все
же не более сотни. Он ведь был не столько стрелком, сколько
мастером-организатором охоты. Выстрел другим уступал.
- Долго жил?
- Умер на девяносто седьмом году. А в девяносто пять еще
участвовал в облавах. Вроде как консультантом. Ружье брал, но на
номер не становился. Приятно было ему вот так же у огня посидеть…
- Тебя рано стал брать с собою?,
- С десяти лет. А в тринадцать на облаве мне доверили
номер. Эффект новичка: волк прямо на меня вышел. И я не промазал.
Вышло однажды так. Обложили мы стаю. А у отца нет уверенности, что
волки в окладе. Городских охотников на пустое место позвать - конец
авторитету, конец доверию. Отец колебался. А я нутром чую: волки в
окладе. Заспорили. Отец сказал: «Ну бери на себя…». Взять волка
раньше считалось за доблесть. Все бросали дела - и за ружье. В
полдня охотников я созвал. Но нет загонщиков. На меня вдохновенье
нашло - бегу в школу к учительнице. Убедил. С дюжиной семиклассников
пошла в загон… Оказалось, обложили пятнадцать волков. Семь из них
взяли. Было это в 60-м году. Мне тогда стукнуло восемнадцать. С той
осени волчатников Сосниных стали уже различать - спросят: «Кто
приезжает, отец или сын?»
- В чем состоит мастерство в этой особо стоящей охоте?
- Да как вам сказать… В первую очередь, пожалуй, в
уважении к зверю, к признанью за ним ума. Очень умен! Верно
написано: «Берут волка не гоном, а уловкой», то есть перехитрить
надо зверя, умней его оказаться.
- Есть примеры волчьей сообразительности?
- Сколько угодно! Вот случай был - все волки в загоне не
пошли на смирно стоявших стрелков, а пошли на загонщиков и между них
и ускользнули. Я понял тогда: была у стаи большого ума
волчица-вожак.
- А бывает, что волк и глупо себя ведет?
- Бывает. У людей ведь тоже не все Сократы. Но не все
глупое с виду надо глупостью и считать. Отец рассказывал, как
однажды подманивал волка «вабой». Тот откликнулся и замолк. Отец
ждал, ждал, да и уснул, сидя с ружьишком между колен. Проснулся от
шороха. Глядь волк стоит рядом - нюхает носок сапога. Отец
спросонья, конечно, быстро не среагировал. Волк ушел. Был он не
глупым, был любопытным. Важно было ему узнать: что же это такое
выло, а теперь похрапывает?
- Трудное дело - волчья охота?
- Трудней не бывает. Но надо видеть в первую очередь вред
от волков.
- Приходилось видеть последствия их разбоя?
- А как же! Лет пятнадцать назад у деревни Симкино мы с
другом в болотце столкнули лежавшего волка. Приятель с испугу
оторопел - вместо выстрела слышу крик. Я туда. И шагов с двенадцати
положил матерого зверя. Почему не побежал он - было загадкой, мог бы
спастись. Потом поняли: был утомлен да еще и едой перегружен.
Вытащили мы волчину к поляне на видное место, и я отправился к
председателю колхоза. «Иван Александрович, готовь барана в награду -
волка убили». А председатель машет рукой шоферу грузовика. И
показывает мне на кузов: «Бери любого!» Я глянул: в кузове доверху -
рваные овцы. Оказалось, пастух замешкался и решил в поле заночевать.
А волк тут как тут. Всю ночь свирепствовал. Овец рассеял. И сто
двенадцать голов положил. Один!
- Редки облавы… Что ж, нет и управы на волка?
- Почему ж, есть! Вот друг у меня охотится на «Буране».
Надежное средство - никакое сердце с мотором тягаться не сможет.
- Волк понимает, что «Буран» - это смерть!
- Еще как!
- Твой «Буран» я видел разобранным…
- Пока не на что починить. И я, признаться, предпочитаю
единоборство на равных. Полагаюсь на ноги. Охочусь почти
исключительно в одиночку.
- В этом особые трудности?
- Есть. Надо быть готовым протопать за день двадцать, а то
и тридцать - сорок километров, заночевать там, где прихвачен ночью:
в случайной избе, а чаще с мышами в стогу. Еда - хлеб с салом. Вода
- из ручья.
- Ищещь, а след волка уже простыл…
- Бывает и так. Но чаще, что ищещь, то и находишь. Сначала
слух о волках берешь на заметку. А на месте у меня есть помощники:
трактористы и пастухи. Посидишь с ними, поговоришь. И вот уже ясен
план действия…
- Бывают случайные встречи с волками?
- Бывают, но редко. Встречаешь все-таки там, где знаешь:
тут он, голубчик. Надо лишь вычислить его действия. Тут все, как в
шахматах: и я, и вояк - смотрим в оба. Но положения у нас разные. Я
оплошаю - потеряно время. А волку оплошность всегда стоит жизни, и
он на чеку, почти всегда он раньше слышит и видит тебя…
- Подозвать волка можно?
- Да. Десятка два я взял именно так - на «вабу».
- Волчий вой - это коммуникация, средство общенья?
- По-моему, не только. Мне кажется, тут замешаны и эмоции.
Бывает, волки «заводятся», услышав звуки деревенской гармоники. Луна
их тоже, по-моему, возбуждает.
- А волки в логове…
- Это охота добычливая. Но надо хорошо чувствовать, знать,
где в каждом конкретном случае выбрано место для логова. Иногда это
можно «вычислить», сидя где-нибудь на пенечке. А бывает, лазаешь,
лазаешь - найдешь, а волчица успела перетаскать выводок в безопасное
место.
- Не все знают, что волчица, находясь близко, все же не
решается защитить логово…
- Да, это так. Отбор! Там, где решались, попадали под
выстрел, и потомства у этих решительных не оставалось. Для нового
выводка сохраняли себя «сдержанные». Волк панически человека боится.
Этот страх родило ружье. Но если пресс ослабевает - волки наглеют.
Нападенье волков на детей во время войны - вовсе не сказки.
- Сколько у тебя на счету?
- Сто пятьдесят два, считая волчат из логова.
- Какой-нибудь особенный случай…
- Да вот минувшей зимой приключилось. Звонят с фермы:
«Скорее - волки!..» Волков было два. Прижали их на «Буранах» в
овраге. Волчица первая попала под выстрел, а с волком помаялись. И
когда взяли, то ахнули - ошейник! Был то не волк, а рослый сильный
кобель-лайка. Обручение суки с волком - явленье известное. А вот
чтоб волчица выбрала кавалера в деревне и увлекла его охотиться на
овец - случай, по-моему, исключительный.
…Возможно, что волки следили за нашим костром на опушке.
Затоптав огонек, Валерий Яковлевич еще раз подвыл… Ни звука в ответ.
В условное время посигналил шофер, и мы без тропинки по колючей
стерне пошли на дорогу.
Близко к полуночи были уже в Саранске.
(Песков В. // Комсомольская правда. 1996. 20 сент.)
Упражнение 309. Перестройте предложения таким образом,
чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело
усилительный, экспрессивный характер.
1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном
сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3.
Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не
растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится
в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает
себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ Белоруссией
наносит ущерб российскому бюджету.
Упражнение 310. К приводимым предложениям дайте все
синонимические синтаксические варианты, используя различные типы
двусоставных и односоставных предложений. При составлении
синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального
предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ
предложений-синонимов.
Образец. Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с
удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая
книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. -
Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга
интересная. - Я не могу не читать книгу без удовольствия и т.д.
1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы
провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете,
который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу
над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так
трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.
Упражнение 311. Отметьте недочеты в строе предложений
(нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов
предложения и т.д.). Отредактируйте тексты.
1. Морфологический строй научно-популярной литературы
имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию,
более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в
научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами
областного смотра фольклорных коллективов художественной
самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные
соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно
доедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие
места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе,
впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой
фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки
объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная
программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8.
После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр
перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил
главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи
Брючьеру. 9. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование
его не по назначению начальникам участков проводить систематическое
обследование предприятий. 10. «Оплата жилья и коммунальных услуг
военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и
проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами,
уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность
военной службы которых составит 20 лет и более, и проживающими
совместно с ними членами их семей, а также членами семей
военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные
льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в
размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О
внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской
Федерации «О статусе военнослужащих» (Постановление правительства РФ
№ 790). 11. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло
свыше … тысяч граждан. 12. На острове Врангеля, проезжая по
холмистой равнине на вездеходе, нам вдруг попался огромный
причудливо изогнутый бивень мамонта. 13. Как и пчелы, осы собирают с
цветов нектар, прилетят на блюдечко с медом, от надкушенной спелой
груши парочка ос оставит только чехол кожуры, выев всю мякоть, но в
отличие от вегетарианцев-пчел ос привлекают мясо и рыба: они всегда
предпочтут этот корм любому сладкому корму.