Варианты падежных окончаний существительных

 

            

                 Упражнение 249. Дайте оценку употреблению вариантов

       падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

                 1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по

       новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном

       участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают

       площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие

       инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие

       директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного

       прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими артисты

       пошли в цеха депо. 8. В этом же здании обучаются будущие повары. 9.

       Посмотрите на снимок! Сколько весит, по-вашему, эта щучище? Всего 14

       килограммов! 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 11. Сад

       занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежности? -

       Поезд сошел с рельс.

            

                 Упражнение 250. Дайте оценку употреблению падежных форм

       имен собственных (фамилий и географических названий).

                 1. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе»

       образы Сальвадора Альенде и Че Гевара. 2. Второе место жюри

       присудило учащемуся В. Корнейчук. 3. Предисловие к сборнику

       карикатур написано главным редактором журнала Ф. Макивчук. 4. 20 мая

       исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела завода

       Борису Ивановичу Сорока. Дирекция завода поздравила Б.И. Сорока с

       юбилейной датой. 5. Оба брата Гиппиуса писали стихи. 6. Спектакль

       пойдет в сценической редакции и постановке главного режиссера театра

       Валерия Колосёнок. 7. Открыта выставка работ Базилюк Ивана

       Сергеевича. 8. С утра над Кавголово нависли свинцовые тучи. 9. Много

       лет видели мы голубое небо с белыми облаками над родным Жодино. 10.

       Лыжные соревнования проходили в окрестностях Сараева, которые вошли

       в историю спорта с их названиями Велико поле и Мало поле… Что

       произошло в тот день на Велико поле? 11. Сегодня на Мало поле было

       разыграно действие первое. 12. Сообщением о женских заездах мы

       завершаем этот репортаж с Требевич (название горы). 13. Сегодня под

       крышей «Зетра» (название катка) фигуристы.

            

                 Упражнение 251. Укажите ошибки в выборе вариантных форм

       числа и падежа имен существительных; отредактируйте текст.

                 С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз

       сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые

       изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия

       эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном

       хозяйстве крестьянина. Это - подойник. Заказов на них очень много.

       Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.

                 А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки

       для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках

       магазинов в сезонное время. А как обойтись без них хозяйкам? Нынче

       огурец уродился, и на наш товар особый спрос.

            

                 Упражнение 252. Сравните неотредактированный и

       отредактированный варианты; назовите исправленные

       морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости

       предложите свои варианты стилистической правки.

            

                 1. Инфаркт - омертвение участков того или иного органа в

       результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов.

                 1. Инфаркт - омертвение участка того или иного органа в

       результате закупорки или спазма кровеносного сосуда.

                 2. Утконосы удивят хоть кого: можно подумать, к шкурке

       какой-то тропической зверюшки шутники пришили утиный клюв.

                 2. Утконос удивит хоть кого: можно подумать, что к шкурке

       какого-то тропического зверюшки шутники пришили утиный клюв.

                 3. Давление обусловлено действием сил упругости самого

       манжета.

                 3. Давление обусловлено действием силы упругости самой

       манжеты.

                 4. Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар

       пустующих земель - важнейшая задача.

                 4. Вовлечение в хозяйственный оборот миллионов гектаров

       пустующих земель - важнейшая задача.

                 5. Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотную ранчо.

                 5. Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотное ранчо.

            

 

Имя прилагательное

 

            

                 Упражнение 253. В отрывках из повести А.С. Пушкина

       «Станционный смотритель» укажите части речи, которые несут основную

       изобразительно-выразительную функцию. Выделите прилагательные.

       Какова их грамматическая и стилистическая роль в тексте? Какие

       разряды прилагательных использованы?

                 1. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди

       мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в

       притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров…

       можно почерпнуть много любопытного и поучительного.

                 2. По приезде на станцию, первая забота была поскорее

       переодеться, вторая - спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал

       смотритель. - Поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах

       вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.

       Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя.

       «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая

       разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

                 3. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет

       пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя

       медалями на полинялых лентах.

                 Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня

       возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда

       заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие

       голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо

       всякой робости, как девушка, видевшая свет.

                 4. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я

       тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и

       кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и

       все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под

       тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон

       Вырин; но как он постарел… Я смотрел на его седину, на глубокие

       морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину и не мог

       надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину

       в хилого старика.

        

                 Упражнение 254. Укажите стилистические особенности

       употребления прилагательных, выявляя приемы создания образности и

       эмоциональности речи (метафоризация, употребление относительных

       прилагательных в значении качественных, образование от них степеней

       сравнения, кратких форм, использование экспрессивного

       словообразования прилагательных, субстантивация и т.д.).

                 I. 1. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце

       едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его

       лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то

       сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого

       дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над

       ними; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при

       малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню, - в

       этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу (Л.).

                 2. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по

       правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя (Л.).

                 II. - Как вам показался наш город? - примолвила Манилова.

       - Приятно ли провели там время?

                 - Очень хороший город, прекрасный город, - отвечал

       Чичиков, - и время провел очень приятно: общество самое

       обходительное.

                 - А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.

                 - Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший

       человек? - прибавил Манилов.

                 - Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший

       человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! ‹…›

                 - Очень обходительный и приятный человек, - продолжал

       Чичиков, - и какой искусник! Я даже никак не мог предполагать этого.

       Как хорошо вышивает разные домашние узоры! ‹…›

                 - Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер! Не

       правда ли, что очень приятный человек?

                 - Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный

       человек! (Г.)

            

                 Упражнение 255. В отрывке из романа М.Ю. Лермонтова «Герой

       нашего времени» выделите прилагательные качественные и

       относительные; укажите случаи употребления их в переносном значении

       (как эпитетов) и в функции логических определений. Дайте оценку

       стилистическому использованию прилагательных.

                 Теперь я должен нарисовать его портрет. Он был среднего

       роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое

       сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и

       перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни

       бурями душевными; пыльный бархатный сертучок его, застегнутый только

       на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое

       белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные

       перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической

       руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его

       бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил,

       что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности

       характера… В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то

       женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так

       живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором,

       только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин,

       пересекавших одна другую, вероятно, обозначавшихся гораздо

       явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на

       светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, - признак

       породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой

       лошади; чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного

       вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах

       я должен сказать еще несколько слов.

            

                 Упражнение 256. Сравните редакции стихотворных отрывков

       А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Объясните

       предпочтение одних прилагательных другим, учитывая их принадлежность

       к качественным или относительным, употребление в прямом или

       переносном значении, особенности их звучания и экспрессивные

       свойства.

            

                 I. 1. Сквозь печальные туманы пробирается луна.

                 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

                 2. Он по полю едет на смирном коне.

                 2. …на верном коне.

                 3. Идет престарелый кудесник.

                 3. …вдохновенный кудесник.

                 4. И к гордому старцу подъехал Олег.

                 4. …к мудрому старцу…

                 5. Уж не ступит нога в твое заслуженное стремя.

                 5. …позлащенное стремя.

                 6. И кудри их белы, как утренний снег над ветхой главою

       кургана.

                 6. …над славной главою кургана.

                 7. Густо-зелеными садами ее покрылись острова.

                 7. Темно-зелеными садами ее покрылись острова.

                 8. И горек был холодный их привет.

                 8. …небратский их привет.

                 9. Ты им доволен ли, божественный (увенчанный)

       (разборчивый) художник?

                 9. Ты им доволен ли, взыскательный художник? (П.)

                 II. 1. Зеленый листок (молодой) оторвался от ветки родимой

       и в степь укатился, холодной (безжалостной) бурей гонимый.

                 1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь

       укатился, жестокою бурей гонимый.

                 2. И корни мои умывает покорное (послушное) море.

                 2. И корни мои умывает холодное море.

                 3. К чему теперь рыданья, похвал и слез ненужный хор…

                 3. …пустых похвал ненужный хор…

                 4. Его свободный чудный дар.

                 4. Его свободный смелый дар.

                 5. Добыча ревности немой.

                 5. Добыча ревности глухой.

                 6. Зачем он руку дал клеветникам безбожным?

                 6. …клеветникам ничтожным?

                 7. Отравлены его последние мгновенья коварным шепотом

       презрительных (бесчувственных) невежд. И умер он с глубокой жаждой

       мщенья…

                 7. …Коварным шепотом насмешливых невежд. И умер он с

       напрасной жаждой мщенья...(Л.)

                 III. 1. Худой! Седые длинные усы, фуражка белая высокая, с

       околышем из красного сукна.

                 1. Худой! Как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая…

                 2. Hoc с горбинкою, усы седые длинные. И - разные глаза:

       один здоровый - светится. А левый - тусклый, матовый…

                 2. Hoc клювом, как у ястреба, усы седые длинные. И разные

       глаза. Один здоровый - светится, а левый - мутный, пасмурный, как

       оловянный грош!

                 3. Когда б не (княжеская) (Чернышевых) кровь текла в вас -

       я б молчал.

                 3. Когда б не доблестная кровь текла в вас - я б молчал.

                 4. Сурово молчали родные мои, прощание было немое… Старик

       поднялся негодуя, по сжатым губам, по морщинам чела ходили угрюмые

       тени…

                 4. Сурово молчали родные мои… по сжатым губам, по морщинам

       чела ходили зловещие тени.

                 5. Мне снова жить среди клевет, интриг и жалких дел?.. Там

       места нет, там друга нет тому, кто раз прозрел.

                 5. Вернуться? жить среди клевет, пустых и темных дел?..

                 6. Дорога все трудней, но грезы мирны и легки - приснилась

       юность ей. (Широкий двор, высокий дом…) Дворец с наследственным

       гербом…

                 6. …приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом на

       берегу Невы… (Н.)

            

                 Упражнение 257. Проанализируйте примеры авторской правки

       прозы А.С. Пушкина А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить,

       чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они

       даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена

       одних прилагательных другими? Дайте оценку стилистического

       использования имен прилагательных русскими писателями.

                 I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой

       перекатныйшум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность

       исчезла в мутной и желтоватоймгле. 3. Перед ним была равнина,

       устланная (чистым) белым волнистымковром. 4. И (добрый) хозяин

       Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед

       домом расстилался (овальный) густозеленыйлуг, на коем паслись

       (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный

       проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но

       предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь

       (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и

       устлан (персидскими) коврами (П.).

                 II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитройулыбкой. 2.

       (Говорили о том, что она [Аня]…) Осуждали ее за то, что она вышла

       (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучногочеловека. 3. Егорушка

       решил, что Дымов очень (нехороший) Злой человек (Ч.).

                 III. 1. Чехов… разражался милым, искренними глубоким

       смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) яснымсмехом. 3. Он

       требовал от писателей обыкновенных житейскихсюжетов. 4. Вся сумма

       его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейскогоопыта,

       все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились… в

       мечте… о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание,

       но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто

       умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему

       выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать

       падающему свою нежнуюи твердуюруку. 7. Помнится мне теперь очень

       живо пожатие его большой, сухой и горячейруки. 8. В хорошие

       теплыеутра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в

       рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный)

       старыйпрофессор, а бродяга - как истый бродяга (Купр.).

            

                 Упражнение 258. Дайте оценку употреблению относительных

       прилагательных. Проследите, как усиливаются их

       изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации,

       сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней

       сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их

       сравнениями и т.д.).

                 1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2.

       Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3.

       Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна

       (М. Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва

      заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана

       волшебную картину огненного города (М. Г.). 5. Весенний день горяч и

       золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний - неохотный,

       серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О,

       я все могу выносить потому что у меня железная воля! (Леск.) 9.

       Деревянен братец твой, деревянен… Мозги у него прямые какие-то

       (Леон.).

            

                 Упражнение 259. Укажите особенности образования и

       употребления форм сравнительной и превосходной степени

       прилагательных; выделите элятив. Какова стилистическая роль этих

       прилагательных в тексте? Попытайтесь заменить простые формы сложными

       и наоборот; прокомментируйте стилистический результат такой замены.

                 1. Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье! (Гр.)

       2. Ты присягал наследнику престола законному; но если жив другой,

       законнейший? (П.) 3. Читатель, басни сей мысль самая простая: что

       равенство в любви и дружбе - вещь святая (Кр.). 4. Вчера я приехал в

       Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у

       подошвы Машука (Л.). 5. Ее рука была немногим меньше его руки, но

       гораздо теплей и глаже, и мягче, и жизненней (Т.). 6. Этот случай

       считаю самым сквернейшим поступком из всей моей жизни (Добр.). 7. В

       середине самой возвышенной скорби он вдруг зачинал смеяться самым

       простонароднейшим образом (Добр.). 8. Над всем этим царит

       беспримерная бесталанность и неслыханнейшая бедность миросозерцания

       (С.-Щ.). 9. У нас погода просто замечательная, изумительная, весна

       чудеснейшая, какой давно не было (Ч.). 10. В сплетенье проволок

       машины рука мертвее рычага (Бл.). 11. Чем рок был многотрудней, тем

       слаще вспомнить вас, - рубинней, изумрудней, алмазней, чем алмаз!

       (Брюс.) 12. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам

       (Паст.). 13. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не

       бывал (Ахм.). 14. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших,

       казенных, и рубашки побелее наших белоснежных, и портфели у них были

       пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек.).

            

                 Упражнение 260. Определите стилистическую роль

       прилагательных; проанализируйте употребление полных и кратких форм.

       Попробуйте заменить одни другими. В каких случаях это возможно?

                 Все наши дамы были без ума от нового гостя… Упомяну как

       странность: все у нас, чуть ли не с первого дня, нашли его

       чрезвычайно рассудительным человеком. Он был не очень разговорчив,

       изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и

       самоуверен, как у нас никто. Наши франты смотрели на него с завистью

       и совершенно перед ним стушевывались. Поразило меня тоже его лицо:

       волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж

       очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел,

       румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как

       коралловые - казалось бы, писаный красавец, а в то же время как

       будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску;

       впрочем, многое говорили, между прочим, и о чрезвычайной телесной

       силе его. Росту он был почти высокого.

                 (Ф.М. Достоевский.)

            

                 Упражнение 261. Дайте оценку употреблению вариантных форм

       кратких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их

       вариантами, объясняя возможность и недопустимость такой замены. За

       справками обращайтесь к словарям.

                 1. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ (П.). 2. Я

       был не только весел и доволен, - я был счастлив, блажен, я был добр

       (Л. Т.). 3. Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам

       естествен и спокоен в его присутствии (Л. Т.). 4. Человек во всей

       деятельности своей, а в искусстве всего больше, - должен быть

       художествен, то есть красив и силен (М. Г.). 5. Дельвиг в полезном

       медлен, а в шалостях скор (Тын.). 6. И вечер явно не про нас

       таинственен и черномаз (Паст.). 7. Он ветрен, как ветер (Паст.). 8.

       День был ярок и, пожалуй, немного ветреней (И. Павл.). 9. Он был

       прост и естествен в речах и движениях (Пауст.). 10. Я слишком

       невежествен в современной физике, чтоб об этом судить (Эрен.). 11.

       Дом как бы спит, но я знаю - внутри что-то делается, и от этого дом

       становится сразу таинствен (Каз.). 12. Подъем медленен и труден (А.

       Т.). 13. Он не одиночка, он - частица всех, он могуществен! (Тендр.)

       14. И все, чем навек незабвенен и дорог, и все, чем единственен тот

       человек (Ант.). 15. В твоем сознании я ответственен за все (из

       газ.). 16. Петербург торжествен, строг и великолепен всегда (из

       газ.). 17. И если упрек справедлив, он убийствен для поэта (из

       газ.). 18. Помогало чувство, что ты не единствен (из газ.).

            

                 Упражнение 262. В отрывках из текстов, принадлежащих к

       разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы

       степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в

       скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи

       стилистически оправданного использования обоих вариантов и,

       напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

                 1. Невозможность в устной речи предварительного

       обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный,

       непринужденнее) формы, чем в письменной. (Уч. пособие). 2. Если

       утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный,

       сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же

       рфемя А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный)

       относительно этих трех носителей признака (монография). 3. Различия

       между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее),

       если рассматривать признак в динамике и в статике (монография). 4.

       Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря,

       от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший)

       край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами,

       Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь;

       кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой

       случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из

       довоенного прошлого (повесть). 6. С того вечера она стала еще (более

       веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между

       носилками, шутила с бойцами (повесть). 7. Он привязался к Анюте, как

       к (самый молодой, младший) сестре, а может, даже и больше (повесть).

       8. Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком,

       читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (крит. статья). 9.

       Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском

       произношении было значительно (более последовательный и полный,

       последовательнее и полнее), чем в современном русском языке

       (монография).

            

                 Упражнение 263. Укажите усеченные формы прилагательных,

       отмечая их отличия от кратких. Определите их стилистическую нагрузку

       в тексте (архаизация слога, стилизация, создание возвышенного

       звучания речи, пародирование высокого слога).

                 1. Так сердце может лишь мечтою услаждаться! Оно все хочет

       оживить… Услышать барда песнь священну… Так сердцем рождена поэзия

       любезна, как нектар сладостный, приятна и полезна (Бат.). 1. Ретивы

       кони бранью пышут, усеян ратниками дол, за строем строй течет…

       Бессмертны вы вовек, о росски исполины, в боях воспитанны средь

       бранных непогод (П.). 3. «Кто ты? - спросил ее [тень] Минос, - и кто

       сии?» - На сей вопрос «Мы все с Невы поэты росски, - сказала тень… -

       Стихи их хоть немного жестки, но истинно варяго-росски» (Бат.). 4. Я

       скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася:

       опозорил семью нашу честную злой опричник царский Киребеевич…

       Супротив него он становится… Да кудряву бороду поглаживает (Л.).

           

                 Упражнение 264. Выделите притяжательные прилагательные.

       Укажите их стилистические особенности (разговорную, просторечную,

       книжную окраску) и экспрессивную функцию.

                 1. На то есть воля батюшкина, чтобы я шла замуж (Остр.).

       2. Порфиша и себя, и семью - все вверил маменькиному усмотрению

       (С.-Щ.). 3. У нас кучерова жена своего мужа хозяином зовет (Остр.).

       4. - Цыц, проклятая! - крикнул старик, поднимаясь на локте. - А,

       чтоб ты лопнула, бесова тварь! (Ч.) 5. Путешествуют обыкновенно:

       садятся на пароход, остальное - дело капитаново (М. Г.). 6. Гегелева

       «Феноменология духа» воспринималась им как нечто юмористическое (М.

       Г.). 7. Эка повадка у тебя, сватья! Княжья повадка, убей меня бог!

       (М. Г.) 8. От невестина дома подошла гурьба поезжан, собравшихся

       проводить жениха и невесту (Зл.). 9. Он поклонился барынину брату

       (Тын.).

            

                 Упражнение 265. Дайте стилистическую оценку употреблению

       падежных окончаний имен прилагательных, различая устаревшие,

      разговорные и литературные формы. Укажите случаи стилистически

       мотивированного предпочтения автором одного из вариантных окончаний

       имен прилагательных.

                 1. Душевных мук волшебный исцелитель, мой друг Морфей, мой

       давный утешитель (П.). 2. Емельян Пугачев, Зимовейской станицы

       служилый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах

       (П.). 3. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной:

       напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный (П.). 4. Пустился в

       дальнюю дорогу, шагал, шагал, и, славу богу, как бы Пророчеству

       назло, все счастливо сначала шло (П.). 5. С тех пор у казаков охота

       к дальним походам охладела (П.). 6. Иногородные могут адресоваться в

       Газетную экспедицию (П.). 7. Зимовейский атаман спрашивал его на

       станичном сбору, откуда взял он карюю лошадь, на которой приехал

       домой? (П.) 8. Мы начали искать актеров: знакомились с местными,

       вызывали иногородних, рассылали письма (Гардин). 9. Я взошел на гору

       и сел там, глядя вниз на бескрайное могучее море (М. Г.). 10.

       [Григорий] ехал по раскинувшейся бескрайней заснеженной степи

       (Шол.). 11. Никаких выспренных требований к нему не предъявишь

       (Фед.). 12. Восхвалял театр, употребляя неимоверное количество

       иностранных слов и выспренних выражений (Н. Вирта). 13. Снимает

       трубку, звонит на нашу междугородную (Полев.). 14. Поехал на

       междугороднюю станцию (Сим.). 15. Бекетов жил и вырос в бескрайных

       песках Туркмении (Гайд.). 16. Перед Пашей он не мог кривить душою -

       перед нею ему хотелось быть откровенным, искренним (Гл.).

            

                 Упражнение 266. Укажите стилистические недочеты в

       употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите

       другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки

       предложений.

                 1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых

       важнейших отраслей народного хозяйства. 2. В этой нелегкой ситуации

       нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

       3. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 4.

       Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в

       леспромхозе. 5. А сейчас, накануне праздника, более лучшие условия

       для плодотворного труда получают служащие государственных

       учреждений: в районном центре вступает в строй административное

       здание. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут

       даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного

       катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил

       к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это

       наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

            

                 Упражнение 267. Укажите стилистические недочеты; исправьте

       их.

                 1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить

      к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась

       в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно

       количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее

       необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость,

       допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища Подчеркивают все

       более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в

       настоящее время действен. 7. Метод исследования правилен и

       соответствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актера

       становится зрим и ясен лишь после того, как заканчиваются съемки и

       фильм монтируется. 9. Писатель показывает, как человек с хорошими,

       здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь

       соблазну стать хозяином жизни, собственником. 10. В этих условиях

       ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

            

                 Упражнение 268. Сравните неотредактированный и

       отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные

       морфолого-стилистические и другие ошибки; предложите свой вариант

      стилистической правки.

            

                 1. Разработка этого месторождения является наиболее

       важнейшей задачей.

                 1. Разработка этого месторождения - самая важная задача.

                 2. К еще более строжайшей экономии материалов призвала Л.

       Тюнина.

                 2. К более строгой экономии материалов призвала Л. Тюнина.

                 3. Материал, применяемый для строительства скоростных

       судов, должен быть достаточно прочный и легкий.

                 3. Материал, применяемый для строительства скоростных

       судов, должен быть достаточно прочен и легок.

                 4. Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается

       в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение.

                 4. Проверка показала, что склад спецодежды необходимо

       перевести в лучшее и гораздо большее помещение.

                 5. Все это требует от участников совещания наиболее

       серьезного подхода к делу.

                 5. Все это требует от участников совещания самого

       серьезного подхода к делу

                 6. Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения

       инфляции.

                 6. Цифры - самое убедительное доказательство снижения

       инфляции.

                 7. В голосовании приняли участие жители самых

       отдаленнейших мест.

                 7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленных

       мест.

                 8. Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы.

       Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена.

                 8. Видны были покрытые снегом сверкающие горы, и самой

       замечательной из них была гора Хельмера Хансена.

            

 

Имя числительное

 

            

                 Упражнение 269. Укажите имена числительные, которые

       выполняют экспрессивную функцию. Покажите стилистические приемы их

       актуализации, разграничивая употребление числительных в прямом и

       переносном значении. Приведите примеры стилистического использования

       числительных в художественных текстах.

                 I. 1. Нам, Алексей Степаныч, с вами не удалось сказать

       двух слов. Ну, образ жизни ваш каков?.. - По мере я трудов и сил, с

       тех пор как числюсь по Архивам, три награжденья получил. - Взманили

       почести и знатность? - Нет-с, свой талант у всех… - У вас? - Два-с:

       умеренность и аккуратность. - Чудеснейшие два! и стоят наших всех!

       (Гр.) 2. - Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! …Я сорок пять

       часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся, -

       ветер, буря; и растерялся весь, и падал сколько раз - и вот за

       подвиги награда! (Гр.) 3. А трое из бульварных лиц, которые с

       полвека молодятся? Родных мильон у них, и с помощью сестриц со всей

       Европой породнятся (Гр.).

                 II. 1. Пройдя еще шагов триста, вы снова выходите на

       батарею… Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов… и

       морского офицера… Офицер этот расскажет вам про бомбардирование 5-го

       числа; расскажет, как на его батарее только одно орудие могло

       действовать и из всей прислуги осталось 8 человек… покажет вам из

       амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь,

       как в 30-40 саженях (Л. Т.). 2. Как хорош! Не правда ли? Говорят,

       женят его [А. Курагина] на этой богатой… Говорят, миллион… (Л. Т.)

       3. - Ты знаешь ли, на рождество из Твери я раз ехал, - сказал

       Анатоль… - Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы

       летели. Въехали в обоз. Через два воза перескочили (Л. Т.). 4. - Уж

       лошади ж были! -продолжал рассказ Балага, - 60 верст звери летели… В

       три часа донесли, черти. Издохла левая только (Л. Т.).

                 III. - Стой! - шумит вахтер. - Как баранов стадо.

       Разберись по пять! Уже смеркалось. Догорал костер конвоя за вахтой.

       Они перед разводом всегда разжигают костер - чтобы греться и чтобы

       считать видно. Один вахтер громко, резко отсчитывал:

                 - Первая! Вторая! Третья!

                 И пятерки отделялись и шли цепочками отдельными, так что

       хоть сзади, хоть спереди смотри: пять голов, пять спин, десять ног.

                 А второй вахтер-контролер у других перил молча стоит,

       только проверяет, счет правильный ли. И еще лейтенант стоит,

       смотрит. Это от лагеря.

                 Человек - дороже золота. Одной головы за проволокой

       недостанет - свою голову туда добавишь.

                 И опять бригада слилась вся вместе. И теперь сержант

       конвоя считает:

                 - Первая! Вторая! Третья!

                 И пятерки опять отделяются и идут цепочками отдельными.

                 (Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.)

            

                 Упражнение 270. Дайте оценку употреблению в речи

       собирательных числительных; в случае необходимости замените их

       количественными. Произведите замену количественных числительных на

       собирательные; отредактируйте предложения.

                 1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

       2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое

       уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семь

       в одной комнате.

                 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем

       поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 5. Эти

       двести метров, отделяющие оба института, учебный и

       исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 6. Мы с композитором

       заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 7. Над этой

       темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат

       на совещании. 8. Благодаря рационализации на новой линии сейчас

       занято вместо семерых только пять человек. 9. Время существования в

       космосе второго спутника - 93 суток. 10. Неизвестный отстреливался с

       обеих рук, бросил бомбу, застрелил попутно сотрудника милиции,

       пытавшегося преградить ему путь, ранил чекиста, но был сражен

       подскочившим на мотоцикле начальником уголовного розыска Трепаловым.

            

                 Упражнение 271. Дайте оценку употреблению в речи счетных

       существительных; по мере необходимости замените их числительными.

       Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

                 1. Премию вручили А.Ф. Осиновой: ей исполняется шесть

       десятков. 2. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас

       появляться. 3. Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике

       более полуторасот. 4. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка,

       пара кроватей. 5. В столицу чемпионата въехало столько журналистов,

       туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 6.

       Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

            

                 Упражнение 272. Укажите ошибки в употреблении

       количественных числительных (неправильное склонение числительного,

       ошибка в выборе падежной формы существительного в

       количественно-именном сочетании, неоправданное согласование

       существительного с числительным при обозначении даты,

       немотивированный отказ от склонения числительного и др.);

       отредактируйте предложения.

                 1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2.

       После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в

       месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3.

       Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.

       4. К 1 апрелю тысяча девятьсот пятьдесят восьмому году Мальцев

       выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. 5. В первенстве

       по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с

       результатом 125,55 баллов. 6. К зачету допускаются студенты,

       выполнившие три и более контрольных заданий. 7. Желающим получить

       путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по

       ста сорока пяти тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при

       условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей.

            

                 Упражнение 273. Сравните варианты предложений; укажите

       исправленные ошибки. При необходимости внесите изменения в

       отредактированный вариант.

                 1. Пятьдесят лет назад рабочие города Вичуга отправили на

       создавшееся новое предприятие 30 и более ткацких станков.

                 1. Пятьдесят лет назад рабочие города Вичуга отправили на

       создавшееся предприятие более 30 ткацких станков.

                 2. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на

       берегу остались только четверо женщин в ярких платьях.

                 2. Пароход опаздывал часа на два, все разошлись, и на

       берегу остались только четыре женщины в ярких платьях.

                 3. Девушке за двадцать, а ходит она, как старушка, вся в

       черном.

                 3. Девушке только минуло 20 лет, а одевается она, как

       старушка: вся в черном.

                 4. На следующий день 41-летняя А. Иванова, бронзовая

       медалистка зимнего чемпионата Европы, взяла реванш, послав ядро на

       19 м 16 см.

                 4. На следующий день А. Иванова, бронзовая медалистка

       зимнего чемпионата Европы, отметившая в прошлом году свое

        сорокалетие, все же взяла реванш, метнув ядро на 19 м 16 см.

                 5. Скоро сюда на каждое представление будет собираться

       более трех с лишним тысяч зрителей.

                 5. Скоро сюда на каждое представление будет собираться

       более трех тысяч зрителей.

                 6. Около ста человек прошло через это унижение, не решаясь

       протестовать. Сто первый все-таки позвонил в полицию.

                 6. Около ста человек прошло через это унижение, не решаясь

       заявить в полицию, но все-таки нашелся смельчак, который

       запротестовал.

            

                 Упражнение 274. Дайте оценку употреблению имен

       числительных с точки зрения «требований литературной нормы. Отметьте

       отклонение от нее в выборе числительных определенных разрядов, а

       также в употреблении вариантных форм окончаний числительных и

       существительных, связанных с ними по способу управления или

       согласования.

                 1. Нас было двое: брат и я (П.). 2. Тут был француз К. М.,

       женатый на кукле чахлой и горбатой и семи тысячах душах (П.). 3.

       Бошняк остался с шестидесятью человеками офицеров и солдат (П.). 4.

       Сделаны были трои триумфальных ворот (П.). 5. Остановимся, может

       быть, сутки на двои (Фон.). 6. У меня жена, двое девочек (Ч.). 7.

       Тот узел, который внезапно связывает два живых существа, уже

       захватил его (Т.). 8. Пришли три человека, у троих были в руках

       цветы (Ч.). 9. А ведь дом принадлежит не ему одному, а нам четверым!

       (Ч.) 10. Вышел из каюты, в которой просидел полторы суток (Гонч.).

       11. Невеста с тысячью душами (Писар.). 12. Сельцо Бессоново с

       тридцатью пятью душами мужеска и семидесятью шестью женска пола

       (Т.). 13. Наживал на каждой паре по тридцати копеек (Ч.). 14. Мне

       заплатили по семь копеек за кусок (Ч.). 15. Напечатано много

       сведений о нескольких стах деятелей (Граб.). 16. В тридцать двух

       редакциях стоял страшный крик (А. Т.). 17. За каждого тебе по десяти

       франков будем платить (А. Т.). 18. Решено было сперва играть по

       тридцати минут в тайме (Коз.). 19. Еще раз запрещаю вам находиться в

       цехе неотлучно по нескольку дней (Аж.). 20. Другой сказал: «Меня как

       будто жена с войны не дождалась. Сыночек был у нас. Ему-то, наверно,

       за сорок сейчас» (Св.). 21. Отмечали вы, схоласты, Птоломея юбилей.

       Но дошла к вам лет так за сто весть, что прав был Галилей (Март.).

            

                 Упражнение 275. Укажите недостатки в графическом

       обозначении количества, заменяя, по мере необходимости, цифры

       словами и наоборот; отредактируйте предложения.

                 1. Кто читал роман, знает, что он сложен и многопланов, а

       время действия его протекает на протяжении 40 лет. 2. При задании

       пять тонн мы заготовили у себя 18 тонн меда - почти половину объема

       его производства на личных пасеках жителей района. 3. Батумские

       железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению

       более одиннадцати тысяч 800 тонн народнохозяйственных грузов. 4. В

       1985 году из полутора тысяч гектаров, на которых совхоз высадил

       рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая. 5. Отдел сбыта в этот

      день погрузил и отправил два вагона и девять тонн молочных смесей

       «Малыш» и «Малютка». 6. Она ждала его полтора года и три месяца, а

       потом вышла замуж.

            

                 Упражнение 276. Укажите ошибки в употреблении

       числительных, графическом обозначении цифр; отредактируйте текст.

                 1. Рассказ о событиях на аренах Игр доброй воли начнем со

       стартов велосипедистов. Помчались они, как говорится, с места в

       карьер. В прекрасно оформленном дворце, который называют лучшим

       велотреком мира, сначала М. Хюбнер в заезде на двести метров с хода

       показал 10,224 секунды, превысив мировой рекорд С. Копылова. А потом

       эстонская спортсменка Э. Малумяэ промчалась 200 метров за 11,489

       секунд. Прежнее высшее в мире достижение (11,494) принадлежало ей

       же. Теперь на счету московского велодрома 68 рекордов, но еще, как

       говорится, не вечер.

                 2. …Последний вид - бег на 800 метров. Джойнер бежала так

       вдохновенно, что установила выдающееся достижение, набрав в сумме

       7,148 очков. Впервые превзойден рубеж в семь тысяч!

                 3. Вчера участники соревнований по современному пятиборью

       держали, пожалуй, самый ответственный экзамен - предстояла стрельба

       из пистолета. Этот вид требует от спортсменов выдержки, твердой

          руки. Первыми на огневой рубеж вышли женщины. Наша Татьяна Чернецкая

       стреляла неплохо и выбила 195 очков из 200. А лучшим снайпером

       оказалась наша Андреева Н. - 198 очков.

                 В итоге после четырех видов (фехтование, верховая езда,

       плавание, стрельба) у женщин в командном зачете сборные сохранили

       свои позиции: 1. Польша - 11.928 очков; 2. Франция - 11.706; 3.

       Россия - 11.688. В личном первенстве впереди Т. Чернецкая - 4.190

       очков. Второй результат у француженки С. Морэссе - 4.172, третий - у

       Б. Котовской (Польша) - 4.058.

                 У мужчин перед заключительным видом в командной борьбе

       лидируют наши пятиборцы - 12.809 очков.

                 (По материалам газет.)

            

 

Местоимение

 

            

                 Упражнение 277. Выделите местоимения, отмечая их

       стилистическую окраску (книж., устар., разг., прост.). Укажите

       добавочные смысловые и экспрессивные оттенки, возникающие в

       контексте при употреблении тех или иных местоимений.

                 I. 1. Оный прапорщик Гринев находился на службе в

       Оренбурге (П.). 2. Но случай сей произвел еще большее впечатление на

       Марью Кириловну (П.). 3. На крик испуганный ея ребят дворовая семья

       сбежалась шумно (П.). 4. И не попал он в цех задорный людей, о коих

       не сужу, затем, что к ним принадлежу (П.). 5. Экой, ты, братец!.. Да

       знаешь ли? Мы с твоим барином были друзья закадычные (Л.). 6. Он

       тебя погубить хочет; это таковский человек! (Г.) 7. У каждого дома

       есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не

       сыщет (Г.). 8. Погода стояла ясная и сухая, дорога - что твое шоссе

       (Леск.). 9. - Что ты это, такая-сякая, - начал он срамить Катерину

       Львовну (Леск.). 10. Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое:

       она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного (Л. Т.). 11.

       И это письмо Анна Петровна заставляет читать саму Машеньку (Добр.).

       12. Она… верила, что я не человек, а нечто, стоящее неизмеримо ниже

       ее (Ч.).

                 II. 1. Нет сейчас задачи более назревшей и неотложной, чем

       снизить инфляцию, и мы этого добьемся (из газ.). 2. Просто

       удивительно, сколько писем собрала дискуссия… Для выработки

       собственного мнения ничего лучше не придумаешь… Сколько народу тебя

       поддерживает! (Лих.) 3. Мы можем регистрировать кривизну поверхности

       прямым наблюдением (уч. пособие). 4. Теперь в настоящее время жена у

       меня и детишки. Ежели он теперь одолеет, куда они от него уйдут?

       Разве он возьмет в толк, что они всему не повинные, делу сторона? Не

       станет он на это смотреть. За меня они руки отрежут… (Паст.) 5. Вы

       бывали на Каннском фестивале и на Венецианском. Неоднократно были

       членом жюри. Насколько честно распределяются награды? Или все как у

       нас? - Разные бывают ситуации… Особенно «там» - ведь у них это

       колоссальный бизнес. Но случаются и исключения из правил. 6. Мы

       хотели сделать фестиваль, который бы в основе имел модуль

       евразийского сознания. И чтобы благодаря этому мы смогли выйти

      именно на евразийский кинорынок. Ну глупо же стремиться на

       европейский и американский кинорынки! Там все давно поделено.

            

                 Упражнение 278. В отрывках из произведений Ф.М.

       Достоевского выделите местоимения; определите их экспрессивную

       функцию в контексте. Мотивируйте выбор форм единственного и

       множественного числа местоимений и личных форм глаголов.

                 1. Я обыкновенно входил молча и угрюмо… а иногда не

       здоровался. Войдя теперь, я вдруг сказал: «Здравствуйте, мама».

                 «Здравствуй…» - ответила мать, как бы тотчас же

       потерявшись от того, что я с ней поздоровался. «Не беспокойтесь,

       мама, я грубить Андрею Петровичу больше не стану», - отрезал я

разом.

                 «Ах, господи, какое с его стороны великодушие! - крикнула

       Татьяна Павловна. - Голубчик, Соня, да неужели ты продолжаешь

       говорить ему вы? Да кто он такой, чтоб ему такие почести, да еще от

       родной своей матери! Посмотри, ведь ты вся законфузилась перед ним,

       срам!» - «Мне самому очень было бы приятно, если бы вы, мама,

       говорили мне ты». - «Ах… Ну, и хорошо, ну, и буду», - заторопилась

       мать.

                 2. В ту минуту как раз вошла сестра, и я поскорее

       обратился к ней: «Лиза, я сегодня видел Васина, и он у меня про тебя

       спросил. - Ты знакома?» - «Да, в Луге, прошлого года, - совершенно

       просто ответила она. - Я их месяца три знала», - прибавила Лиза.

       «Это ты про Васина говоришь их, Лиза? Надо сказать его, а не их.

       Извини, сестра, что я поправляю, но мне горько, что воспитанием

       твоим, кажется, совсем пренебрегали».

                 3. Она [Варвара Петровна, генеральша] уселась в хозяйской

       комнате, хозяев выгнала и приказала Даше привести к себе ту. Начался

       серьезный допрос. «Расскажи теперь, матушка, все подробности». -

       «Чего ты такая запуганная? Чего ты в землю смотришь? Я люблю таких,

       которые смотрят прямо и со мной спорят. Продолжай». - Она досказала

       о встрече… Наконец, о том, как поехали и как Степан Трофимович все

       говорил «уже совсем больные»… «Ничего я тут не умею хорошо

       рассказать, потому в большом страхе за них была и понять не могла,

       так как они такие умные люди…» - «Об уме его не такой вороне, как

       ты, судить».

                 4. «Вам нужен покой, спать, сейчас спать, закройте глаза.

       Ах, боже мой, он, может быть, завтракать хочет! Что вы едите? Что он

       ест? Ах, боже мой, где та? Где она?» Началась было суматоха…

                 5. Он [Степан Трофимович] воротился из-за границы и

       блеснул в виде лектора на кафедре университета… Потом, впрочем, уже

       после потери кафедры, он успел напечатать (так сказать, в виде

       отместки и чтоб указать, кого они потеряли) в ежемесячном и

       прогрессивном журнале… начало одного глубочайшего исследования,

       кажется, о причинах необычайного нравственного благородства каких-то

       рыцарей в какую-то эпоху или что-то этом роде.

                 6. Я читал в журнале статью его [Кармазинова], написанную

       со страшной претензией… Вся статья эта, довольно длинная и

       многоречивая, написана была единственно с целью выставить себя

       самого. Так и читалось между строками:

                 «Интересуйтесь мною, смотрите, каков я был в эти минуты.

       Зачем вам это море, буря, скалы… Я ведь достаточно описал вам все

       это моим могучим пером».

            

                 Упражнение 279. Укажите недочеты и речевые ошибки,

       возникшие вследствие неправильного использования местоимений

       (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов,

       введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые

       замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения);

       отредактируйте предложения.

                 1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые

       все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не

       сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем

       отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала. 3. Тайна строения

       поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно.

       4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не

       только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы

       помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Люди ликовали: везде звучала

       музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них

       прямо на площадях. 6. Будем чаще проводить такие встречи: они

       вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к

       театру. 7. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека

       можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 8.

       Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за

       ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению. 9. Никогда

       не бывает случая, чтобы животные по их вине остались без кормов,

       всегда вовремя стараются они вывезти навоз из помещения. 10. Мысли

       Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с одной из

       них покончить (из ученического сочинения).

            

                 Упражнение 280. Дайте оценку выбору и употреблению

       местоимений. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате

       неправильного их использования.

                 1. Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Бюлова, я

       дам ему по физиономии. 2. Сможете ли вы что-то посоветовать мне в

       этом случае? 3. Ни о какой-либо помощи не приходится и думать. 4.

       Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала,

       наконец собралась и отправилась в Рузу. 5. Она спокойно обходилась

       без книг, без коих иные не мыслят своего существования. 6. В доме

       царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. 7.

       Создается впечатление таково, что страхи этих политиков сегодня

       используются в определенных целях. 8. По окончании своей школы я

       обязательно останусь работать в родном для меня селе. 9. Заведующая

       обувной секцией, срочно подойдите к себе! 10. Когда в работе пятого

       отделочного потока мы почувствовали отставание, то руководить им

       направили В.В. Головина. 11. Много лет исследователи работали над

       созданием центрифуги для отделения и промывки красного шлама, но до

       сих пор они не нашли промышленного применения. 12. Завод накануне

       большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия. 13. Это

       сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года

       предприятиями города.

            

                 Упражнение 281. Сравните неотредактированный и

       отредактированный варианты предложений; укажите исправленные ошибки.

       При необходимости предложите свои варианты стилистической правки

       текстов.

            

                 1. Приемом определения географических координат учащиеся

       овладевают без никаких затруднений.

                  1. Приемом определения географических координат ученики

       овладевают очень быстро.

                 2. Понимание учительством своего долга - лучшая гарантия

       его активного участия в непрерывном совершенствовании школьного

дела.

                 2. Понимание учителями своего долга - лучшая гарантия их

       активного участия в непрерывном совершенствовании учебного процесса.

                 3. Отец умер, когда ему было шесть лет.

                 3. Сыну было шесть лет, когда умер отец. Или: В шесть лет

       он лишился отца.

                 4. Крестьянство на протяжении столетий боролось против

       крепостного права; они неоднократно восставали против помещиков.

                 4. Крестьяне на протяжении столетий боролись против

       крепостного права, они неоднократно восставали против помещиков.

                 5. Все общество собралось на террасе, они любили там

       отдыхать.

                 5. Все собрались на террасе, они любили там отдыхать.

                 6. Неожиданно, так что Алексей задержал в руке шприц и

       изумленно взглянул на него, коротко рассмеялся - вспомнил, как

       рявкнул однажды комбриг: «Никогда не терять надежды!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: