История становления МВД России

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность»

на тему «МВД России: современное состояние и пути реформирования»

 

 

специальность – 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

                                                        Выполнил студент: Гордеев А.С.

                                                        Группа: 18КД11

                                                        Проверил руководитель: О.А.Тимошкина

                                                  Работа защищена с оценкой ______________

 

                                                  Преподаватели _____________О.А.Тимошкина

                                                                       _____________Р. В.Попков

 

Дата защиты «___» «_______________» 201__г.

Пенза, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МВД РОССИИ......................................................................................................................5

1.1 История становления МВД России......................................................................5

1.2 Понятие, задачи и полномочия деятельности МВД России..............................9

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МВД РОССИИ..........................................13

 2.1 Структура МВД России.....................................................................................13

 

2.2 Пути реформирования МВД России..................................................................17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов (далее – ПО) Российской Федерации занимают органы внутренних дел (далее – ОВД), которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, также по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Министерство внутренних дел России (далее – МВД России) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролированию государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля над оборотом наркотических и психотропных средств, а также в сфере миграции.

Органы внутренних дел (далее – ОВД) представляет возглавляемую МВД России систему органов исполнительной власти и их подразделений, которые осуществляют публичные функции в сфере внутренних дел и наделенные законом полномочия по применению принудительных мер воздействия на участников правоотношений.

В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел, всегда занимала значительное место в системе государственной власти. Главной задачей структуры органов внутренних дел является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, Федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. Министерство внутренних дел и иные органы внутренних дел подчиняется Президенту, а Правительство осуществляет направление их повседневной деятельности.

МВД России действует на основании: Конституции Российской Федерации, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г; Федерального закона «О полиции», принятого 7 февраля 2011г. N 3-ФЗ; Указа Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», принятого 1 марта 2011г. N 248.

Актуальность темы заключается в высокой значимости МВД России в сфере охраны общественного порядка.

Предметом исследования выступает законодательство, которое регулирует деятельность МВД России.

Объектом выступают общественные отношения, которые складываются в процессе организации деятельности МВД России.

Целью курсовой работы является изучение современного состояния МВД России, и пути ее реформирования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассмотреть историю становления МВД России;

- изучить понятие, задачи и принципы деятельности МВД России;

- определить структуру МВД России;

- выявить пути реформирования МВД России.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, а также, их подразделов, заключения и списка использованной литературы.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МВД РОССИИ

История становления МВД России

МВД РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации и разработке государственной политики и правовому регулированию в области внутренних дел.

Основное руководство деятельности министерства внутренних дел осуществляется Президентом Российской Федерации (Указ от 01.03.2011 №248[1] «Вопросы МВД РФ», положение о МВД РФ и структура его центрального аппарата).

Становление в России самостоятельных полицейских органов было связано со становлением абсолютизма, преобразовательной деятельностью Петра I и рождением Российской империи. Петр I, реформировавший полностью весь государственный аппарат, создавший регулярную армию, положил начало созданию «регулярной» полиции, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице – Петербурге должности Генерал-полицмейстера.

Главной задачей созданной Петром I полиции - стала борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной безопасности (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами), пожарной безопасности и т.д. Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для всей России. Руководствуясь получившими распространение в Европе идеями «просвещенного абсолютизма», российские императоры стремились во имя «общей пользы» поставить под контроль власти каждый шаг подданных, подчинить регламентам и инструкциям все стороны их бытия, даже самые мелочные проявления общественной и личной жизни.

На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в полевых войсках. В помощь полиции (например, для поимки беглых солдат и крестьян, для поимки разбойных шаек и т.д.) нередко направлялись воинские команды. В городах, этих привлеченных к несению охранной службы из местного населения людей в некоторых документах 18 веке именовали квартальными поручиками. Традиция привлекать выборных людей из местного населения к несению службы охраны общественного порядка существовала на Руси и до реформ Петра I, с древнейших времен.

Однако после подавления крестьянского восстания под руководством Е.И. Пугачева при Екатерине II проводится губернская реформа 1775 г., значительно усилившая местный аппарат управления. Права губернаторов расширялись, в их распоряжение были переданы гарнизонные военные команды. В ходе реформы создается и специальный полицейский аппарат в уездах (нижний земский суд), находившийся всецело в руках дворянства, поскольку должностные лица уездной полиции капитан исправники и земские заседатели избирались уездными дворянскими собраниями из местных дворян.

Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская полиция: в городах учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния. Управу благочиния возглавлял, как уже говорилось, генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или городничий в уездном городе. Поскольку Управа благочиния (как и нижний земский суд в уезде) являлась не только полицейским, но и судебным органом по мелким уголовным и гражданским делам, в ее состав входили два пристава (по уголовным и гражданским делам).

Задачи общей полиции были определены в таких правовых актах, как Регламент Главного магистрата (1721 г.). Учреждение о губерниях (1775 г.). Устав благочиния (1782 г.). После смерти Петра I при его приемниках - Екатерине I и несовершеннолетнем Петре II власть фактически перешла в руки Верховного Тайного совета, который контролировал Преображенский приказ, а наиболее важные политические дела расследовал и решал сам или привлекал к их расследованию Сенат. 4 апреля 1729 г. Преображенский приказ был ликвидирован, а расследование дел о политических преступлениях целиком перешло в введение непосредственно Верховного Тайного совета и Сената.

Учреждение института городовых положило начало регулярной патрульно-постовой службе в полиции. Аналогичная реформа полиции была проведена и в Москве. До реформы расследование преступлений проводили частные приставы, околоточные надзиратели или чиновники полицмейстерской канцелярии по поручению полицмейстера. Завершилась реформа созданием в столичной полиции воинской команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат», в непосредственном ведении военного губернатора и обер-полицмейстера.

Дальнейшее развитие органов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформы М.М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции. Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) и двух канцелярий (общей и особенной). Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома. Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров. Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами. Особенная канцелярия Министерства полиции занималась секретным делопроизводством, политическим сыском, наблюдением за иностранцами.

Производство по уголовным делам тогда подразделялось на три этапа: следствие, суд, исполнение приговора. Кроме осуществления следствия и исполнения приговора, на полицию возлагались также и судебные функции, правда по незначительным, маловажным правонарушениям. Следствие как этап производства по уголовному делу дифференцировалось на предварительную и формальную стадии. Важным направлением деятельности полиции являлось проведение паспортного режима. В данном издании приводятся извлечения из Закона о паспортах и видах на жительство 1895 г. Выше уже говорилось о введении паспортов и обязательности их регистрации в полиции еще при Петре I.

В 1920 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) утвердил первое положение "О рабоче-крестьянской милиции". В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер. В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 г. были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 г. - по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС).

До 1 марта 2011 г. деятельность милиции регулировалась федеральным законом РСФСР "О милиции", вступившим в силу 18 апреля 1991 г. В соответствии с этим законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (МОБ). 12 декабря 1993 г. всероссийским голосованием была принята Конституция РФ, которая закрепила основные положения закона РСФСР "О милиции". В 2010 году по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева в интернете была открыта общественная дискуссия по законопроекту "О полиции", продлившаяся до 15 сентября. Законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, после он был одобрен в третьем, окончательном чтении. 7 февраля 2011 г. закон "О полиции" был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым. Дата вступления нового закона в силу - 1 марта 2011 г. Закон "О полиции", разработанный в рамках реформы российских органов внутренних дел, предусматривает, что милиция сменит название на полицию. Закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции; освобождает полицию от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель отношений между полицией и обществом.[2]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: