Схема 6. Факторный анализ психических механизмов воли

Комментарий к схеме

Блок, обозначенный на схеме «А», выражает необходимый выбор информации в финальных стадиях восприятия. Механизмы восприятия в данном случае не рассматриваются, отметим лишь, что финальная стадия восприятия вырабатывает, «оперирует» огромным числом «первичных образов», образованных как «склеивание», агглютинирование отдельных ощущений, целых систем образов-гештальтов, в структуру которых входят «первичные образы», образы памяти (а точнее, разных видов памяти, в том числе сенсорной, памяти органов чувств), символы опасности, если такие образы содержат много нового, и т.д.

Восприятие обозначено на схеме термином «S». Образы восприятия, не имеющие аналогов в памяти, практически не участвуют в работе воли. Они полностью несоциальны. При перегруженности восприятия такими неожиданными, новыми, имеющими психический символ тревоги, образами, воля просто отключается впадает в состояние «ступора», отключения личности от жизни психики. Выход из ступора идет по одному из трех сценариев: либо, при сильной нервной системе, повтор попытки принятия решения, и при вторичном ступоре — частичная потеря памяти, отбрасывание к «дотревожному» времени; либо, гораздо чаще, переход к попыткам понимания происходящего, о чем речь пойдет ниже; либо переход к состояниям страстей при попытке принять решение, чаще неадекватные ситуации.

В обратном случае, когда новых ощущений, образов— гештальтов, мало, роль воли тоже резко меняется, в связи с ростом значимости условно-рефлекторных процессов (на схеме — «R»). В работе воли используется далеко не вся информация восприятия. «Выбор» используемой позже информации определяется вниманием, в данном случае выражающем опыт предыдущих выборов.

Остановимся на таком аспекте чуть подробнее.

Отбор информации для выбора поведенческого решения подразумевает своеобразный «трал», «невод», (блок «А» на схеме), выражающий глубинные связи воли и внимания, как сосредоточенности воли на данных восприятия. В упоминавшемся отборе информации можно выделить следующие, как минимум, очевидные информативные блоки:

• осознанные поисковые эталоны произвольного, т.е. работающего по предыдущему «заданию» воли, внимания (блок «I» на схеме);

• неосознанные эталоны полезности, «под которые» отбирается еще один блок информации восприятия (например, неосознанное отслеживание шума моторов или разговора пилотов с пассажирами самолета);

• неосознанные экзистенциальные эталоны, с помощью которых стихийно оценивается уровень новизны ситуации, что проявляется в уровне общей тревожности (предчувствия, «тревожные ассоциации» во снах и др.);

• стихийные и случайно взаимосвязанные ассоциации и ощущения. Последние три блока обозначаются на схеме соответственно знаками «2»,«3»,«4».

Стартовая для работы воли оценка имеющейся, а, точнее говоря, отобранной, информации дается блоком, отображенным знаком «V» на схеме. Физиологическим эквивалентом такого блока является так называемая ретикулярная формация, на стыке головного и спинного мозга. Как уже отмечалось, установлено, это небольшое и неясной пока структуры образование выявляет уровень новизны информации восприятия.

Кроме того, работа основных механизмов воли зависит от блоков, обозначенных на схеме знаками «Е» и «F». Такие блоки выражают опосредованное влияние чисто физиологических процессов на поведенческий выбор. Подробно диалектика такого влияния не рассматривается.

Подчеркнем, что общий настрой, эмоциональное поле, заметно влияющее на последующую работу воли, зависит, таким образом, от новизны информации восприятия, самочувствия, остаточных процессов предшествующих состояний, причем чаще всего выдерживается примерно следующее соотношение:

1<2+3+4.

Иными словами, осознанная «плюсовая» оценка информации восприятия всегда блокируется, если бессознательные оценки противоположны, и наоборот.

Отметим главное для вводной части анализа: формальной предпосылкой будущего формирования имиджа в работе воли является высокая роль стереотипизации уже в стартовых волевых механизмах. Ориентация на имидж проявляется тут в функциональном использовании опыта общения, в том, что сам отбор информации для воли выражает не какой-то поиск истины, а приспособление к тому, что другие люди считали нормальным, социально оправданным. Такой опыт освоения социальных сторон общения хранится уже в простейших механизмах отбора информации и ее первичной оценки, что еще раз показывает мощные психические корни имиджа.

Перейдем к анализу основных механизмов воли, принимая рабочим критерием понятия «основных механизмов» — переход психики к масштабным операциям обработки уже отобранной посредством внимания информации.

Первая из таких масштабных операций — своеобразный тест информации на соответствие личностной установке (на схеме — знак «Уст.-1»,«Уст.-2»).

Не касаясь подробно сложнейших проблем природы и причин возникновения феномена установки, сошлемся на известные работы школы Д.Н. Узнадзе[27].

Учитывая известные эксперименты Л. Ланге, Ф. Знанецкого, Д.Н.Узнадзе и др., будем понимать под установками готовность, предрасположенность человеческой воли осуществлять еще одну, вторичную фильтрацию информации восприятия; причем такая фильтрация подразумевает готовность использовать именно ту информацию, которая точно соответствует личностным стереотипам. Начало основных волевых операций как раз и связано с перебором «установочных стереотипов» выбора.

Иными словами, установки воли есть устоявшиеся смысловые и вербальные границы оценки «похожее со мной было, и сначала надо попробовать делать то, что считается правильным в такой ситуации, и что я уже делал в похожих случаях». А.В.Петровский, например, отмечает: «Подлинно волевое начало проявляется уже в принятии решения осуществить данное действие и именно таким образом»[28].

Подчеркнем, что психический «объем» установок нестабилен. Слишком «широкое» раздвижение установок, за пределы знака «Уст.-2» на схеме, означает, что в системе выборов все больше необычных, редких вариантов решений, в том числе и тех, которые заведомо не одобряются групповым опытом, причем иногда именно последние мучительно притягательны (феномен «психической негации», желания делать назло). Крайнее расширение таких установок есть одна из важных характеристик психической болезни, крайнее сужение, основанное на боязни необычных решений (причем такая боязнь может быть неспровоцированной последней ситуацией, т.е. обсеситивной), - мещанской ориентацией жизни и, в пределе развития, — фанатизма, навязчивых неврозов и фобий.

По мнению автора, уже сам статус установки в жизни психики показывает доминирование опыта общения в личностном выборе в огромном числе ситуаций. В этом смысле установка есть проекция опыта использования имиджей на механизмы воли. Практически такая зависимость выражается в распределении негативных ассоциативных символов (кошмары, навязчивые картины, воспоминания, вызывающие дискомфорт, тревогу, тоску) примерно по зависимости: чем дальше от границ установки, тем выше вероятность того, что обычные акты жизни личности (акты восприятия, воспоминания, ощущений) будут провоцировать такие символы.

Подчеркнем, кстати, что приведенная зависимость не абсолютна. При сильной мотивации (любопытство, высокая устойчивость личности и др.) человек может «заходить» далеко за пределы установок, благодаря чему возможно, например, интенсивное обучение, чистое творчество и т.д. Но первичность попыток принять решение, отграниченное установками, достаточно ярко показывает, что опыт имиджей общения гораздо древнее, что зачастую кажется, он возник не в XX веке и не является результатом индустрии развлечений и моды в эру истеблишмента, как иногда об этом пишут. Напротив, китч-культура представляет собой одно из направлений приспособления мира социума к древней привычке человека к конструированию имиджей.

Итак, отграничение возможных вариантов поведенческого выбора в бытии установки есть первая из основных масштабных операций воли. Вторая из них связана с особым «переборным» вариантом, уже «внутри» поля психической установки.

На схеме такой механизм изображен отрезками, символизирующими рассмотренные варианты поведенческого решения (знаки «х», «у», «z»).

Такие варианты и представляют собой своеобразный «банк конкретных поведенческих стереотипов», лежащих в основе имиджа.

Для того, что бы какой-то связный набор поведенческих действий попал в такой «банк стереотипов», должны быть соблюдены следующие, как минимум, условия:

• такие действия должны быть опробованы, причем в редких случаях апробированность может быть идеальной (какой-то человек дает желаемый эталон поведения в группе, на который ты сам пока не решаешься);

• апробация должна сопровождаться положительной или нейтральной групповой оценкой, что желательно, исходя уже из упоминавшегося принципа «экономии психической силы». Нормальные групповые оценки позволяют избегать сомнений, мучительного самоанализа, неизбежной тревожности при выходе за пределы установок;

• такие действия не должны прямо противоречить тем нормам, которые личность считает своими нравственными ориентирами, или, по крайней мере, такие действия позволяют сфальсифицировать такие нравственные нормы.

Практическое же действие переборного механизма воли очень сложно, и, возможно, термин перебора не слишком точен. Оно представляется автору примерно так. Первоначально идет ассоциативная «сверка» уже отфильтрованной (отбирается, по отношению к первичным ощущениям органов чувств 1-3 %) информации с главными, устойчивыми, «плюсовыми» символами блоков действий, ранее зарекомендовавших себя как устойчивые социальные стереотипы поведения. Совпадение («ассоциативный пробой»), создание компилятивного единого образа — гештальта, провоцирует чувство решенности, состояние «Я решил». При несовпадении «включаются» более сложные механизмы воли, и было бы наивным считать любые переборные механизмы чем-то определяющим полностью поведенческий выбор человека; такие взгляды просто отбросили бы исследователя к старым идеям французской философии XVIII века о человеке-машине.

Таким образом, процессы конструирования имиджа в работе воли выражены, прежде всего, в работе установок, как бы «отсекающих» нестереотипные, «вредные» для имиджа варианты решения в переборном ассоциативном механизме, который увеличивает вероятность решений, связанных с образом будущего идеального общения, образом желаемого социального успеха, и т.д.

Еще одна масштабная операция воли — сложнейшее согласование отфильтрованной информации восприятия с оформившимися к данному моменту иллюзиями, дальними планами, с тем, что в теории искусственного интеллекта называют «звездой надежды»[29].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: