Группа 4 «Мастер по обработке цифровой информации»
ПЛАН УРОКА № 39
Тема: Общественно-политическая жизнь и «культурная ревоюция» в СССР
Тема урока: Политическая система в СССР
Задачи урока:
- сформировать у обучающихся представление о политической системе в СССР;
- создать условия для развития познавательного интереса обучащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;
- содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
План
Изменения в жизни СССР
Роль идеологии. Культ личности Сталина
Показательные судебные процессы и репрессии
Изменения в жизни СССР
За период с 1924 по 1936 годы в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения, прежде всего в конституционном законодательстве.
Были ликвидированы остатки “эксплуататорских классов”, большая их часть сидела по лагерям, поэтому конституционное ограничение их прав не имело смысла. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления народным хозяйством.
Конец 20-х - начало 30-х гг. XX в. называют временем формирования административно-командной системы в СССР и вводят термин “тоталитаризм”– полный контроль государства над всеми сферами жизни общества. Идеологией советской тоталитарной системы является сталинизм.
Диктатура пролетариата постепенно превращалась в диктатуру партии, которая в свою очередь превращалась в диктатуру Центрального Комитета (ЦК) партии. Была создана система, контролировавшая политические настроения граждан и формировавшая их взгляды в желательном для партии направлении. Для этого широко использовались органы ОГПУ-НКВД (Объединенного государственно-политического управления - Народного Комиссариата Внутренних Дел).Цензуре подвергались печать, произведения литературы и искусства.
Последней преградой на пути тоталитаризма оставалось наличие экономически самостоятельных производителей: крестьянства, ремесленников, частных предпринимателей, поэтому ликвидация НЭПа в конце 20-х гг. давала возможность для проникновения бюрократической системы во все структуры общества и установления диктатуры вождя.
Роль идеологии. Культ личности Сталина
Эта диктатура проявилась в форме культа личности И.В. Сталина. Уже его пятидесятилетие 21 декабря 1929 г. отмечалось как “всенародное торжество”. Все достижения в социалистическом строительстве связывались исключительно с его именем.
Важнейшим элементом политической системы стала коммунистическая партия, фактически сросшаяся с государством, превратившаяся в господствующую силу в обществе. Партия опиралась не только на свой, но и на государственный аппарат и централизованную систему планового хозяйства. Партийные комитеты на местах отвечали перед вышестоящими органами за результаты деятельности хозяйственных организаций на своей территории. И обязаны были направлять и контролировать их работу.
Трудящиеся страны на деле были отстранены от власти.Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов выполняли роль “демократической ширмы”, одобряя заранее выработанные решения партии. До 1937 г. выборы в Советы не были всеобщими, равными, тайными, прямыми. Депутатов избирали в трудовых коллективах. С 1937 г. по каждому избирательному округу выдвигался лишь 1 кандидат от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных».
Сталинизм сочетал строжайшую цензуру с примитивностью лозунгов, которые легко воспринимались народом. При этом партия стремилась охватить своим влиянием все области знаний: науку, культуру, образование. Одной из важнейших идей сталинизма было утверждение о непрерывном обострении классовой борьбы по мере построения социализма. Это служило основой для формирования образа врага, как внутреннего, так и внешнего, и проведения массовых репрессий.
Таким образом, к концу 30-х гг.в СССР было создано общество, в котором господствовалаадминистративно-командная система и культ личности Сталина.
Показательные судебные процессы и репрессии
В начале 30-х гг. стала применяться практика закрытых судов, а также внесудебных расправ. С 1930 по 1933 гг. они коснулись: кулачество, бывших белогвардейцев, представителей различных политических течений и интеллигенции, руководителей пищевой промышленности и Наркомзема и т.п. В 1932 г. с критикой Сталина выступил М.Н. Рютин, принадлежавший к так называемому «Союзу марксистов-ленинцев». Но те, кто имел какое-либо отношение к «Союзу», были арестованы, а сам Рютин в 1937 г. расстрелян.
Убийство 1 декабря 1934 г. секретаря ЦК и Ленинградского горкома ВКП(б) С.М. Кирова позволило еще больше усилить репрессии. Было значительно упрощено судопроизводство по политическим делам. На следствие отводилось не более 10 дней. Рассмотрение дел осуществлялось внесудебными органами – особыми совещаниями, «тройками» и «двойками» НКВД, без участия защиты и обвинения. Приговор обжалованию не подлежал.
В первую очередь репрессии коснулись лиц, пользовавшихся популярностью и авторитетом в партии и у народа. К 1939 г. практически вся «ленинская гвардия» была уничтожена. Были расстреляны все те, кто представлял в 20-е гг. ту или иную оппозицию в партии или имел свое особое мнение. Однако репрессии коснулись не только руководителей и известных людей. По ложным обвинениям в «контрреволюционной деятельности» арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Численность заключенных увеличилась со 139 тысяч в 1930 г. до 996,4 тыс. - в конце 1937 г.
Репрессии не только устраняли противников сталинской политики, но способствовали окончательному утверждению режима личной власти Сталина.
Домашнее задание: составить конспект и письменно ответить на вопросы:






