Государственный флаг Российской Федерации

Поддержка данной инициативы Президента в парламенте способствовала консолидации тех политических сил в Государственной думе, которые поддерживали стратегию реформ В. В. Путина в целом. В декабре 2001 г. эти силы объединились в политическую партию «Единая Россия».

Все эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.

4. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Одним из основных направлений деятельности Президента В. В. Путина стало обеспечение общественного единства и согласия. Не разделяя общество на «своих» и «чужих», сторонников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества.

Бесплодная борьба по вопросам о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоёв общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трёхцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого орла напоминают о тысячелетней истории России. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

5. Усиление борьбы с терроризмом. В. В. Путин вступил в должность главы правительства в августе 1999 г. Буквально через несколько дней боевики вторглись в Дагестан с целью провозгласить там исламское государство. Началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске.

Осенью 1999 г. федеральные войска вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населённые пункты. Наряду с боевыми операциями развернулась работа по налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.

Лидеры сепаратистов перешли к методам террористической войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии. С их подачи всё громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции против талибов осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в этом вопросе.

Сохранение серьёзной угрозы со стороны террористов демонстрировала серия терактов в различных городах России. Огромный резонанс имели захваты заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. и в школе в Беслане (Северная Осетия) в сентябре 2004 г.

Федеральная власть сделала ставку в урегулировании военно-политического кризиса в Чечне на желание чеченского народа к восстановлению мира на Кавказе и опиралась на самих чеченских лидеров. На референдуме 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации, приняли Конституцию Чеченской Республики. Президентом Чечни был избран А. Кадыров. Жизнь в республике стала постепенно налаживаться.

6. Судебная реформа. С 2001 г. в Российской Федерации началась судебная реформа, в ходе которой был введён институт мировых судей, суд присяжных, институт судебных приставов. Из судебного процесса были выведены народные заседатели. Для повышения роли, авторитета, независимости судей был установлен их пожизненный статус. Дополнительные права в уголовном процессе получили подсудимые, обвиняемые, пострадавшие, свидетели. Были приняты Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражно-процессуальный, Трудовой, Земельный, Таможенный, Жилищный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Всё это способствовало завершению процесса формирования нормативно-правовой базы государства, начавшегося после распада СССР.

7. Выборы 2003—2004 гг. 7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57 % голосов из числа избирателей, принявших в них участие, были отданы за партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61 % участников выборов, за ЛДПР — 11,45%, за блок «Родина» — 9,02%. С учётом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Её представители возглавили все думские комитеты. Председателем Думы был избран руководитель единороссов Б. В. Грызлов.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22 % участников голосования. Избрание В. В. Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок.

 

8. Реформа управления. В марте 2004 г., продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент объявил о начале административной реформы. Её главная задача состояла в конкретизации и разделении функций органов исполнительной власти. Были укрупнены министерства, созданы федеральные службы и федеральные агентства.

Летом 2004 г. был установлен перечень полномочий регионов, в их ведении остались преимущественно социально-экономические вопросы. Началось укрупнение регионов, в ходе которого ряд экономически несостоятельных автономных округов после референдумов был присоединён к областям и краям.

События начала сентября 2004 г., когда террористы захватили школу в Беслане, взяв в заложники более 1 тыс. человек, показали неготовность исполнительной власти к действиям в кризисных ситуациях. Необходимы были дальнейшие реформы в сфере управления.

Вместо прямых выборов населением губернаторов был введён порядок, по которому кандидатуры предлагались Президентом России и утверждались законодательными собраниями субъектов Федерации. Президент получил право отзыва губернаторов за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.

Закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Весь состав Думы отныне формировался только по партийным спискам. Был установлен более высокий избирательный барьер (7 % вместо 5%) для политических партий.

Одновременно для взаимодействия граждан с органами власти создавалась Общественная палата Российской Федерации.

Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

9. Итоги политического развития страны в 2000 е гг. Главным итогом политического развития страны стало обретение российским обществом политической стабильности.

Курс на национальное единство и общественное согласие встретил поддержку большинства населения. Укрепление вертикали власти привело к усилению политической ответственности её представителей на всех уровнях. Приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией России и федеральными законами остановило опасные для единства страны центробежные тенденции. Судебная реформа, кодификация законов создали единое законодательное пространство Российской Федерации, открыли возможности для реализации на деле прав и свобод граждан.

Усиление борьбы с терроризмом, объединение вокруг этой задачи всего российского общества дали ощутимый результат. Преодоление военно-политического кризиса в Чеченской Республике, нормализация обстановки в ней стали одним из главных итогов политического развития страны в эти годы.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Курс на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнёрских отношений со странами Запада способствовали возрождению России и получили поддержку населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: